постаноление отменить, производство прекратить



Дело № 12-16/2012

Р Е Ш Е Н И Е

25 января 2012 года г. Волгоград

Судья Кировского районного суда г. Волгограда – Сорокина Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ГСК-9 Фроловой Г.А. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка Волгоградской области мирового судьи судебного участка Волгоградской области от <ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГСК-9,

У С Т А Н О В И Л:

<ДАТА> в период проведения Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области внеплановой документарной проверки ГСК-9, расположенного по адресу: <адрес> с целью проверки выполнения предписания Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от <ДАТА> Кооперативу почтовой связью посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении было вручено требование о представлении в Комитет сведений, необходимых для осуществления государственного экологического надзора от <ДАТА>, согласно которого ГСК-9 был обязан представить к 15 час. 00 мин. <ДАТА> сведения о выполнении вышеуказанного предписания. Однако, ГСК-9 в указанный срок необходимые сведения не предоставил, тем самым воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) и уклонился от проверки, в связи с чем, <ДАТА> был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Волгоградской области мирового судьи судебного участка Волгоградской области по делу об административном правонарушении от <ДАТА> ГСК-9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

<ДАТА> представителем ГСК-9 Фроловой Г.А. подана жалоба на указанное постановление. Свои требования мотивирует тем, что в действиях ГСК-9 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Руководство всей текущей деятельностью Кооператива, представление кооператива в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами осуществляет председатель правления кооператива, при исполнении установленных обязанностей должен действовать в интересах кооператива, то есть, представление запрашиваемых сведений возложено на председателя правления кооператива, которым в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области неоднократно предъявлялись паспорта на отходы, имеющиеся у кооператива еще с <ДАТА> Считает, что суд не указал конкретно, какие именно действия кооператива образовали состав административного правонарушения, кооператив никаким образом не воспрепятствовал законной деятельности органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, а также не уклонялся от проведения проверок. Просит постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ГСК-9 Фролова Г.А. доводы жалобы поддержала, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ГСК-9 состава административного правонарушения.

Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области Воронюк С.И. в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, в отношении которого оно вынесено, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно ч.1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Волгоградской области мирового судьи судебного участка Волгоградской области по делу об административном правонарушении от <ДАТА> ГСК-9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

<ДАТА> представителем ГСК-9 Фроловой Г.А. подана жалоба на указанное постановление.

При таких обстоятельствах, суд считает, что срок для подачи жалобы не пропущен.

Согласно ч.1 ст.19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 65 ФЗ № 7-ФЗ от <ДАТА> «Об охране окружающей среды», под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе: государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области охраны водных объектов.

Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от <ДАТА> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ст. 66 ФЗ № 7-ФЗ от <ДАТА> «Об охране окружающей среды», должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе, очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

В силу ст. 6 ФЗ от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

На основании ст. 6 ФЗ от <ДАТА> № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, в том числе: организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проверяя обоснованность доводов жалобы представителя ГСК-9 судом установлено, что <ДАТА> Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области ГСК-9 вынесено предписание , составленное на основании акта проверки от <ДАТА>, в ходе которой были выявлены факты невыполнения ГСК-9 в срок до <ДАТА> предписания об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства от <ДАТА>, а именно, было предписано: на образующиеся отходы IV класса опасности (отходы потребления на производстве подобные коммунальным (смет из гаражей), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), отходы пенопласта на базе затвердевшего поливинилхлорида) получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемые территориальными органами Ростехнадзора; составить и согласовать с руководителем территориального органа Министерства природных ресурсов и экологии РФ паспорта на отходы IV класса опасности (отходы потребления на производстве подобные коммунальным (смет из гаражей), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), отходы пенопласта на базе затвердевшего поливинилхлорида); организовать ведение учета образующихся в результате деятельности ГСК-9 отходов; назначить лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать и утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (проект ПДВ); получить в уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до <ДАТА>

<ДАТА> Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГСК-9 с целью проверки выполнения предписания Комитета об устранении нарушений природоохранного законодательства от <ДАТА> Копия указанного распоряжения вместе с требованием от <ДАТА> «О предоставлении сведений, необходимых для осуществления государственного экологического надзора» в срок до <ДАТА> направлена в ГСК-9 почтовой связью посредством заказного почтового отправления и получена председателем ГСК-9 ФИО1 лично <ДАТА> При этом, ГСК-9 был уведомлен о том, что в случае не предоставления запрашиваемых сведений к указанному сроку, <ДАТА> в 16 час. 00 мин. в Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. КоАП РФ. Данные обстоятельства подтверждаются копиями предписания от <ДАТА>, распоряжения от <ДАТА> , требования от <ДАТА> и почтового уведомления от <ДАТА>

Однако, как усматривается из протокола об административном правонарушении от <ДАТА>, в указанный в требовании от <ДАТА> срок – 15 час. 00 мин. <ДАТА> ГСК-9 необходимые сведения в Комитет не предоставил, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. КоАП РФ.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с чем, суд должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В соответствии с ч.2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилия, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, они вправе представлять объяснения и замечания и т.д.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе, не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом.

Как следует из протокола об административном правонарушении он составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведений о том, что указанный протокол оспаривался представителем ГСК-9, суду не предоставлено.

Оснований не доверять указанным доказательствам, в том числе, протоколу об административном правонарушении, у суда не имеется. Эти доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценивались мировым судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с чем, доводы представителя ГСК-9 Фроловой Г.А., изложенные в жалобе, о том, что руководство всей текущей деятельностью Кооператива, представление кооператива в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами осуществляет председатель правления кооператива и представление запрашиваемых сведений возложено именно на него, то, что кооператив никаким образом не воспрепятствовал законной деятельности органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, а также не уклонялся от проведения проверок, то, что в действиях ГСК-9 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает несостоятельными, а его доводы о том, что председателем правления кооператива в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области неоднократно предъявлялись паспорта на отходы, имеющиеся у кооператива еще с <ДАТА> - необоснованными, поскольку им не предоставлены доказательства этому.

Каких-либо доказательств, наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении согласно ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду не представлено.

Оценив все доказательства в их совокупности, мировой судья правильно установил фактические обстоятельства дела и квалифицировал их по ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях – как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, вынесено в пределах трехмесячного срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела, а также с учетом всех юридически значимых обстоятельств, исследованных полно, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм материального и процессуального законодательства не установлено. Наказание ГСК-9 назначено с учетом характера и степени совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи, наказание назначено минимально предусмотренное за данное правонарушение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка Волгоградской области мирового судьи судебного участка Волгоградской области от <ДАТА> о привлечении ГСК-9 к административной ответственности по ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) руб. - оставить без изменения, а жалобу представителя ГСК-9 Фроловой Г.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения, но может быть обжаловано в Волгоградский областной суд.

    Судья –