Гр.дело №2-97/2011 Решение изготовлено 14 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации09 марта 2011 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Трудковой А.А.
с участием истца: Бокачёвой С.Н.
представителя ответчика: Молошниковой Н.Г., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокачёвой С,Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Кировске Мурманской области о назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Бокачёва С.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Кировске Мурманской области (далее - УПФР в г. Кировске), указав в обоснование заявленных требований, что ответчиком необоснованно было отказано в назначении ей трудовой пенсии по старости по достижению возраста пятидесяти лет. Считает, что данный отказ со стороны УПФР в г.Кировске в связи с отсутствует требуемого стажа - 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, является незаконным и нарушающим ее конституционные права на пенсионное обеспечение, поскольку ответчиком не был принят во внимание период ее военной службы с 03.07.1992 года по 29.06.2002 года в должности ..., расположенной в районе Крайнего Севера. Полагает, что она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с работой в условиях Крайнего Севера по достижении возраста 50-ти лет, просит признать отказ в назначении пенсии Управления ПФР в г.Кировске незаконным и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента достижения ею 50-ти летнего возраста, а именно с 01 октября 2010 года.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив в обоснование представленных возражений, что 24.06.2010 года в УПФР в г.Кировске из прокуратуры города Кировска для рассмотрения по существу поступило обращение Бокачёвой С.Н. по вопросу исчисления трудового стажа и оформления истцу трудовой пенсии по старости. Ранее, истец также обращалась в УПРФ в г.Кировске в устной форме для определения права на назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, 09.06.2010 года с целью оценки пенсионных прав и подтверждения стажа истца в условиях Крайнего Севера, который не нашел своего отражения в трудовой книжке, была запрошена выписка из лицевого счета застрахованного лица, по результатам которой было установлено отсутствие требуемого стажа истца в условиях Крайнего Севера. Период службы истца в Вооруженных Силах РФ (Северный флот РФ) с 03.07.1992 года по 29.06.2002 года не мог быть включен в стаж работы истца в условиях Крайнего Севера, поскольку военная служба, а также иная приравненная к ней служба не подлежат к зачету в стаж работы в условиях Крайнего Севера по действующему законодательству. Кроме того, полагает, что истец не обращалась в установленном законом порядке с заявлением о назначении пенсии, в связи с чем, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.№173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее -Закон №173-ФЗ от 17.12.2001 года) предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 7Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п..6 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Таким образом, определенные данными нормами требования - достижение женщиной возраста 50 лет, наличие страхового стажа не менее 20 лет и стажа работы в условиях Крайнего Севера не менее 15 календарных лет является обязательным условием и основанием для назначения пенсии ранее возраста предусмотренного п.1 ст. 7Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Как следует из копии паспорта истца, Бокачёва С.Н. достигла возраста 50-ти лет 01.10.2010 года.
Как установлено в судебном заседании, что трудовая книжка истца содержит сведения о страховом стаже Бокачёвой С.Н. в количестве 27 лет 6 месяцев, включая оспариваемый период военной службы истца с 03.07.1992 года по 29.06.2002 года в рядах Вооруженных Сил РФ, стаж работы в условиях Крайнего Севера, исчисленный в календарном порядке - 10 лет 09 месяцев 29 дней. При этом, период года прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ с 03.07.1992 года по 29.06.2002, УПФР в г.Кировске был исключен из стажа работы в условиях Крайнего Севера по тем основаниям, что данный период не является периодом работы истца в условиях Крайнего Севера.
Как следует из материалов личного дела старшего матроса ВМФ РФ Бокачёвой С.Н., приказом №61 от 03.07.1992 года Кировского городского военного комиссара истец была призвана на действительную военную службу сроком на два года в должности повара и откомандирована в распоряжение командира воинской части, расположенной в г.Кировске Мурманской области. Далее, военная служба истца Бокачёвой С.Н. проходила по контрактам, заключенным истцом в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службы» (контракты от 01.01.1994 года, от 01.10.1996 года, от 01.10.1999 года). Приказом командира войсковой части №... от 27.06.2002 года истец была уволена с 29.06.2002 года в запас.
Доводы истица в той части, что оспариваемый период подлежит включению в стаж работы в условиях Крайнего Севера суд полагает несостоятельными, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности, как зачет периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон №173-ФЗ от 17.12.2001 года) установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации было поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В связи с этим было принято постановление Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Постановление № 17/19пб), пунктом 15 которого установлено, что пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (Закон от 17.12.2001). Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации".
Из положения данного нормативного акта вытекает, что установление пенсии связывается с волеизъявлением лиц, претендующих на назначение им пенсии.
Вместе с тем, доводы представителя ответчика в той части, что истец не обращалась в установленном законом порядке с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, суд полагает обоснованными, поскольку как следует из пояснений сторон и материалов дела, Бокачёва С.Н. не обращалась в УПФР в г.Кировске с заявлением о назначении пенсии в установленном законом порядке.
В представленных материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обращении истца Бокачевой С.Н. с заявлением о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - УПФР в г.Кировске. Копия обращения истца Бокачевой С.Н. к Президенту Российской Федерации от 17.09.2010 года не является документом, свидетельствующим о выполнении истцом требований пункта 6 Постановление № 17/19пб, согласно которого граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Обращение истца Бокачевой С.Н от 17.09.2010 года адресовано не к органу, осуществляющему пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие требуемого у истца стажа в районах Крайнего Севера в количестве 15 календарных лет, а также не обращение истца в УПФР в г.Кировске с заявлением о назначении пенсии в установленном законом порядке, являются основанием для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Бокачёвой С.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Кировске Мурманской области о назначении трудовой пенсии по старости с 01 октября 2010 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: С. Н. Кулыгина