Гр. дело № 2-534/2011 Изготовлено: 15.07.2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 июля 2011 года г. Кировск Кировский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Тычинской Т. Ю. при секретаре Бударагиной Л.В. с участием истца Рейм В.А. и представителя ответчика Захаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рейм В.А. к Управлению Пенсионного фонда в г. Кировске Мурманской области о включении в трудовой стаж периода пребывания в спецпоселении, У С Т А Н О В И Л: Рейм В.А. обратился в суд с иском к ответчику о включении в трудовой стаж периода пребывания в спецпоселении. В обоснование заявленных исковых требований указал, что его мать, Р.-Ш.Е.А. на основании постановления СНК СССР № 1095-431сс от 23.06.1940 года (приказ № 00761 НКВД СССР от 23.06.1940 года) была выслана в 1940 году органами НКВД Мурманской области в Алтайский край по национальному признаку, реабилитирована в 1993 году в соответствии со ст. 3 Закона «О реабилитации жертв политический репрессий». Будучи ребенком репрессированных родителей, на основании решения суда от 30.10.1997 года он также был реабилитирован. С 30.03.1994 года является пенсионером по старости. Однако при назначении пенсии в его общий трудовой стаж не был включен период пребывания в спецпоселении. Просит включить в общий трудовой стаж период пребывания его в спецпоселении с 07.03.1949 года по 01.01.1954 года в тройном размере. В судебном заседании истец заявленные им требования поддержал и пояснил, что на основании ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 24.03.1993 года № 1-27-У (п. 6) период его нахождения в спецпоселении подлежит включению в его общий трудовой стаж в тройном размере, начиная со дня постановки на учет в качестве спецпоселенца (с рождения) и до дня, когда он был признан реабилитированным. Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен, поскольку истец не относится к числу лиц из реабилитированных репрессированных народов, для которых предусмотрено право включения в трудовой стаж периода пребывания на спецпоселении в тройном размере. Согласно документам, истец относится к числу жертв политических репрессий, что и было учтено при конвертации пенсионных прав истца после вступления в силу 01.01.2002 года Федерального закона № 172-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, и, таким образом, конституционное право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение включает и его право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. До 01.01.2002 года назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий в РФ осуществлялись в соответствии с Законом РФ № 340-1 от 20.11.1990 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Закон определял, должна ли выплачиваться трудовая пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров, в частности гражданам, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным. Согласно документам пенсионного дела, истцу, Рейму В.А., ... года рождения, 19.04.1994 года с учетом выполнения работ (профессий и должностей) в связи с особыми условиями (список 1) была назначена пенсия по старости при пониженном пенсионном возрасте - по достижении им возраста 45 лет. Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года (ред. от 01.07.2005) «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. В силу ст. 1.1 приведенного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Последствия реабилитации жертв политических репрессий указаны в разделе 3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно ст. 2 Закона РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) "О реабилитации репрессированных народов" репрессированными признаются лица, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально - государственных образований, перекраиванием национально - территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. Последствия реабилитации репрессированных народов указаны в ст. ст. 3-11Закона РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов". Таким образом, понятия лиц, признанных в установленном законом порядке жертвами политических репрессий либо лицами из числа репрессированных народов и последствия их реабилитации являются разными. Статьей 94 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж гражданам, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, которым время пребывания в ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере. При этом Указанием Минсоцзащиты РФ от 24.03.1993 № 1-27-У «О практике применения законодательства при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным» разъяснялось пунктами 5, 6, что льготное исчисление трудового стажа согласно ст. 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» производится только в отношении периодов пребывания в местах заключения и ссылки. Время нахождения на спецпоселении засчитывается в стаж в тройном размере только лицам из числа репрессированных народов. Лицам из числа репрессированных народов время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере, начиная со дня постановки их на учет как спецпоселенцев органами внутренних дел, независимо от возраста этих лиц. Согласно п. 1.10. «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР» (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190) время пребывания реабилитированных граждан (в т.ч. граждан из числа репрессированных народов) в ссылке (спецпоселении), подтверждается справкой из управления внутренних дел той области, края, республики, откуда реабилитированный гражданин был освобожден. В справке указывается решение судебных и несудебных органов, на основании которых гражданин был необоснованно осужден, с указанием их отмены и оснований прекращения дела. Граждане из числа репрессированных народов считаются реабилитированными на основании Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991 года. Дополнительных документов о реабилитации не требуется. Из представленных суду документов: копии решения суда от 30.10.1997 года, справки о реабилитации № РР-26-97г. от 11.12.1997 года, выданной УВД Администрации Мурманской области, Рейм В.А., ... года рождения, уроженец ..., находился на иждивении матери, Р.-Ш.Е.А., состоявшей на учете органов НКВД СССР по Мурманской области по 1954 год. Рейм В.А. реабилитирован на основании п. «в» ст. 3 и ст. 1-1 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно имеющемуся в пенсионном деле свидетельству ..., выданному 25.12.1997 года Кировским горсобесом Мурманской области, Рейм В.А., как предъявитель настоящего свидетельства имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Таким образом, ссылка истца на положения ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 24.03.1993 года № 1-27-У (п. 6) согласно которым период нахождения в спецпоселении подлежит включению в общий трудовой стаж в тройном размере, основана на неверном толковании норм материального права, поскольку указанная норма не регулирует предоставление указанных льгот и компенсаций лицам из числа жертв политических репрессий, к которым, как установлено судом, относится истец. В соответствии с п. «и» ст. 110 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, предусмотрено повышение пенсии на 50 процентов минимального размера пенсии по старости. Согласно материалам пенсионного дела Рейма В.А. указанное повышение пенсии было произведено, что истцом не оспаривается. С 01.01.2002 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста, предусматривает также порядок сохранения и преобразования (конвертации) пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. В соответствии с указанным законом размер трудовой пенсии состоит из базовой и страховой частей. Базовая часть пенсии устанавливается в твердом размере и не зависит от продолжительности трудового стажа и заработка пенсионера. Для определения страховой части трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованного лица. Согласно п. 2 ст. 30 (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в порядке, установленном п. 4 ст. 30. В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 4 ст. 30под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, в которую в том числе включаются периоды пребывания в ссылке гражданам, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов пребывания в ссылке гражданам, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 г. «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются) в том числе иные периоды, к которым, в частности, относится период отбывания необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных в ссылке. Указанный период засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке (п. 25 Постановления). Период же пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел Российской Федерации о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке (п. 26 Постановления). Согласно материалам пенсионного дела повышение пенсии на 50%, установленное истцу до 01.01.2002 года, учтено при исчислении размера пенсии с 01.01.2002 года и вошло в состав страховой части трудовой пенсии. Правильность установления пенсии с 01.01.2002 года истцом не оспаривается. В любом случае, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 03.05.2011 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионномуобеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». В силу п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность только трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке. Таким образом, права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной. Другими словами, трудовая пенсия должна быть заработана, заслужена предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества, обязанностей. Судом установлено, что трудовая деятельность истца началась 04.07.1964 года, то есть по достижении им 15-летнего возраста, что подтверждается записью в его трудовой книжке. На момент реабилитации (1954 год) истцу было 5 лет. По причине малолетнего возраста истец не мог заниматься трудовой или иной общественно полезной деятельностью в период его нахождения вместе с матерью на спецпоселении. Доказательств обратного суду не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Рейм В.А. к Управлению Пенсионного фонда в г. Кировске Мурманской области о включении в трудовой стаж периода пребывания в спецпоселении отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме Судья: Т. Ю. Тычинская