Гр.дело №2-545/2011 Решение изготовлено 03 октября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2011 года г. Кировск Кировский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.. при секретаре Чикусовой Е.С. с участием: помощника прокурора г.Кировска Коновалова А.В. представителя ответчика Лебедева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Кировска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Кировска Мурманской области, Государственному областному учреждению «Кировское лесничество», Муниципальному казенному учреждению «Управление Кировским городским хозяйством» об обязании к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Кировска Мурманской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования города Кировска Мурманской области о возложении обязанности к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование своих требований истец указал, что Прокуратурой г.Кировска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении мероприятий по охране и защите лесов, расположенных на территории муниципального образования г.Кировск, в ходе которой на лесном участке в квартале 149 выдел 23 была обнаружена несанкционированная свалка бытовых строительных отходов площадью 12 кв.м. Учитывая, что в силу ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10. 2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, просит суд обязать ответчика осуществить действия по ликвидации указанной несанкционированной свалки. Определениями Кировского городского суда от 21.07.2011 года и от 09.08.2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное областное учреждение «Кировское лесничество» (далее - ГОУ «Кировское лесничество»), Муниципальное казенное учреждение «Управление Кировским городским хозяйством» (далее - МКУ «УГКХ») в качестве третьего лица - Комитет по лесному хозяйству Мурманской области. В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования, наставая на их удовлетворении, уточнил в части срока исполнения обязательства - до 31.12.2011 года и лица, обязанного к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки - ГОУ «Кировское лесничество». Представитель муниципального образования города Кировска Мурманской области в судебное заседании не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд возражения, в которых заявленные истцом требования не признал, указал в обоснование имеющихся возражений на то, что несанкционированная свалка выявлена на лесном участке, право собственности за которым закреплено за Российской Федерацией, в связи с чем, полагает орган муниципального образования ненадлежащим ответчиком и просит в иске отказать. Представитель МКУ «УГКХ» в судебное заседании не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленным в суд возражений полагает требования истца подлежащими удовлетворению к ГОУ «Кировское лесничество», поскольку несанкционированная свалка находиться на территории указанного лица, целями и задачами которого являются сохранение природных свойств лесов. Представитель третьего лица Комитет по лесному хозяйству Мурманской области в судебное заседании не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд отзыв, в котором указал на то, что несанкционированная свалка находиться в границах муниципального образования с подведомственными территориями, в связи с чем, все мероприятия по ликвидации данной свалки должны осуществляться Администрацией муниципального образования г.Кировск. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц. Представитель ГОУ «Кировское лесничество» в судебном заседании возражал против заявленных истцом требований, полагая, что ГОУ «Кировское лесничество» не является лицом, ответственным за ликвидацию свалок, образованных на территории муниципальных образований. Считает, что требования истца подлежат удовлетворению силами и за счет средств муниципального образования г.Кировск, поскольку в силу требований ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления. Выслушав помощника прокурора г.Кировска и представителя ГОУ «Кировское лесничество», суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению к ГОУ «Кировское лесничество» по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации. В соответствии с п."д" ст.71; п.п. "и", "г" ч.1 ст.72; ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ и ст.1 Лесного кодекса РФ объекты федеральной собственности и порядок управления ею определяется Федерацией, вопросы же владения пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в случае их противоречия федеральному закону действует федеральный закон. Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7). Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения прокуратурой г.Кировска проверки исполнения законодательства об обеспечении мероприятий по охране и защите лесов, расположенных на территории муниципального образования г.Кировск выявлена несанкционированная свалка строительных отходов, расположенная на землях лесного фонда в квартале 149 выдел 23 Кировского участкового лесничества, на расстоянии 70 метров от автодороги .... Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 22.07.2011 года на ответчика ГОУ «Кировское лесничество» была возложена обязанность в срок до 15.08.2011 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, промышленного мусора, размещенного в квартале 149 путем лесопатологического обследования указанного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2007 года №414 с документированием результатов проведенных мероприятий и направлением результатов обследования в Комитет по лесному хозяйству Мурманской области, а также в орган местного самоуправления по месту нахождения лесного участка. С целью исполнения указанного решения суда специалистами ГОУ «Кировское лесничество» 11.08.2011 года был составлен акт оперативного обследования участка лесного фонда, в котором были отражены сведения о характере загрязнений лесного участка - строительно-ремонтный мусор, месторасположение участка - квартал 149, выдел 23 участок №3, расстояние до дороги ... - 70 м., площадь - 12.кв.м, объем - 6 куб.м. Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, им с помощью GPS-навигатора были определены точные географические координаты несанкционированной свалки - ...`. Тот факт, что лесной участок по указанным координатам относиться к лесному фонду в судебном заседании не оспаривалось сторонами. Данных о том, что указанный лесной участок переведен из лесного фонда в иную категорию, в материалах дела отсутствуют. Как следует из пояснений представителя ответчика лесной участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не используется арендаторами, установить лиц, причастных к образованию данной свалки не представилось возможным. Доводы представителя ответчика ГОУ «Кировское лесничество» в том, что ликвидация несанкционированной свалки не является обязанностью учреждения, суд не принимает во внимание по следующим основаниям. Из пункта 6.1 Устава ГОУ «Кировское лесничество» следует, что имущество лесничества является государственной собственностью Мурманской области, Лесничество владеет, пользуется и распоряжается находящимся имуществом на праве оперативного управления. Лесничество в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиям собственника и назначением имущества. (п.6.3) Целью деятельности Лесничества является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощимого использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Мурманской области. Уставом ГОУ «Кировское лесничество» также предусмотрено, что доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении (средства перечисляемые Лесничеству арендаторами (субарендаторами), ссудополучателями по возмещению затрат на эксплутационные, коммунальные, административно-хозяйственные услуги, средства поступающие от страховых организаций на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), а также имущество, приобретенное Лесничеством по договору или иным основаниям, поступают в распоряжение и оперативное управление Лесничества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Мурманской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414 в соответствии со ст. 55 Лесного Кодекса РФ утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с которыми к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления и иного негативного воздействия. Необходимость проведения таких мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга. Документом, регламентирующим деятельность ответчика ГОУ «Кировское лесничество» в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, является Лесохозяйственный регламент Кировского лесничества (далее - Регламент), утвержденный 22.03.2010 года приказом председателя Комитета по лесному хозяйству Мурманской области, в котором отражено, что видами негативного воздействия на окружающую среду являются загрязнение (в том числе радиоактивными веществами), истощение, деградация, порча, уничтожение и иное вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на окружающую природную среду относятся размещение отходов производства и потребления (пункт 3.1.13). Пунктами 3.2.1 и 3.2.5 Регламента предусмотрено ряд мероприятий обеспечения санитарной безопасности в лесах, в том числе и санитарно-оздоровительные мероприятия - вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. В соответствии с п.п. «б» п.3 Правил санитарной безопасности в лесах предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства. Согласно пунктов 30 и 31 Правил санитарной безопасности в лесах при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов. Таким образом, на основании анализа вышеперечисленных норм и положений, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению ликвидационных работ несанкционированной свалки бытовых строительных отходов, расположенных на землях лесного фонда в квартале 149 выдел 23 Кировского участкового лесничества должна быть возложена на ГОУ «Кировское лесничество» в соответствии с корректировкой Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества. Доводы представителя ответчика в той части, что требования истца подлежат удовлетворению силами и за счет средств муниципального образования г.Кировск, в силу требований ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд полагает несостоятельной по следующим основаниям. Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. Вместе с тем, действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований. По мнению суда, срок выполнения необходимых работ по ликвидации несанкционированной свалки строительных отходов, расположенной на землях лесного фонда в квартале 149 выдел 23 Кировского участкового лесничества определен истцом разумным для исполнения - до 31.12.2011 года. В соответствии с п.1 ст.103 ГК РФ; п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ сумма госпошлины составляет ... рублей. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора города Кировска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых строительных отходов - удовлетворить. Обязать Государственное областное учреждение «Кировское лесничество» в срок до 31 декабря 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов, расположенную на землях лесного фонда в квартале 149 выдел 23 Кировского участкового лесничества, на расстоянии 70 метров от автодороги ..., координаты ...) путём сбора и вывоза несанкционированного размещения строительных отходов на специализированный полигон бытовых и промышленных отходов. Взыскать с Государственного областного учреждения «Кировское лесничество» в доход государства государственную пошлину в сумме ... рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий : С.Н.Кулыгина