дело № 2-803/2011 обеспечение доступности инвалидам-колясочникам



Гр.дело №2-803/2011            Решение изготовлено 23 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года            г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Кулыгиной С.Н..

при секретаре Бударагиной Л.В.

с участием: помощника прокурора г. Кировска Коновалова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Кировска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Кировск Мурманской области с подведомственной территорией об обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кировска Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Кировск Мурманской области с подведомственной территорией об обеспечении условий инвалидам-колясочникам для беспрепятственного доступа в здание, указав в обоснование иска, что прокуратурой г. Кировска была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов-колясочников и других маломобильных посетителей, по результатам которой было установлено, что вход в здание администрации, расположенное по адресу: ..., п..., оборудован лестничным маршем. При этом, пандус (оборудованная лестница) для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп граждан при входе отсутствует. Таким образом, вход в здание администрации муниципального образования не соответствует требованиям «Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 года №73 и не обеспечивает доступ инвалидов на данный объект социальной инфраструктуры, в связи с чем, просит суд обязать учреждение устранить указанное нарушение в срок до ....

Определением судьи от ... к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Муниципальное казенное учреждение «Управление Кировским городским хозяйством» и Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г. Кировска Мурманской области, поскольку указанные организации осуществляют владение и распоряжение муниципальным имуществом от имени и с согласия собственника.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении, уточнив требования в части срока, в течение которого ответчик должен выполнить работы по обеспечению условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации г. Кировска Мурманской области. Просит суд обязать ответчика в срок до ... обеспечить устройство одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения в здании Администрации города Кировска, расположенном по адресу: ... п... соответствии с требованиями СПиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Представитель администрации г.Кировска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного в суд отзыва на исковое заявление и дополнений к нему следует, что ответчик считает, что администрация г. Кировска не является надлежащим ответчиком, поскольку является не единственным пользователем указанного здания. Здание, расположенное по адресу: ..., п... находится также в оперативном управлении Муниципального казенного учреждения «Управление Кировским городским хозяйством», которое владеет и пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Считает, что необходимые условия созданы, а именно: предоставление муниципальных услуг в приемные дни осуществляется в помещениях первого этажа здания администрации г.Кировска, а для маломобильных посетителей и инвалидов-колясочников указанные услуги осуществляются специалистами администрации путем выезда по месту жительства указанной группы населения. Здание ... по п... в ..., в которой располагается администрация г.Кировска построено в 1935 году, в связи с чем, его невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно представленных в суд письменных дополнений к отзыву ответчика возражают против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным администрацией г. Кировска Мурманской области. Кроме того, полагают требование прокурора об оборудовании центрального входа в здание администрации пандусом незаконным и невыполнимым ввиду конструкции здания. Учитывая, что указанное здание имеет второй вход, проектом работ об устройстве которого, предусмотрено проведение работ с использованием бетонных смесей. Согласно Указания по производству работ СНиП III 10-75 п. 3.26 асфальтобетонные смеси допускается укладывать только в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 градусов весной и летом, а осенью - не ниже +10 градусов, в связи с чем, выполнение работы по обустройству второго входа не могут быть выполнены ранее, чем до ....

В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Кировска, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что здание администрации г. Кировска Мурманской области, расположенное по адресу: ..., п..., оборудовано лестничным маршем, при этом, пандус (оборудованная лестница) для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп граждан при входе в здание отсутствует, что ограничивает доступ инвалидов на данный объект социальной инфраструктуры. В указанном здании имеется также и второй вход, который также не приспособлен для нужд инвалидов, условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры не созданы, что подтверждается представленными в материалах дела фотографиями.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от любых обстоятельств, а также запрещает любые ограничения прав граждан.

Согласно ст. 7, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст. 12, 130--133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2,7,18,19 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Так, в ст.2 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является принцип обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, т. е. доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, заключающийся, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из ст.ст.2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ и ст.ст. 3,8,12,15,30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст.ст. 1,7, 72, 133 Конституции РФ; ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Возражения ответчика в той части, что администрацией города Кировска созданы условия для обеспечения маломобильных посетителям и инвалидам-колясочникам доступа в здание администрации путем осуществления специалистами выезда по месту жительства указанной группы населения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные мероприятия не освобождают ответчика от обязанности по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относиться и здание, расположенное по адресу : ... п..., собственником которого является ответчик, обязанный обеспечить устройство в общественном здании администрации вход для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

По мнению суда, срок выполнения необходимых работ определен разумным для исполнения - до ....

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Кировска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Кировск Мурманской области с подведомственной территорией об обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования город Кировск Мурманской области с подведомственной территорией в срок до ... обеспечить устройство одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения в здании Администрации города Кировска, расположенном по адресу: ... п... соответствии с требованиями СПиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

      Председательствующий :                                     С. Н. Кулыгина