дело № 2-1102/2011 отмена решения кировской территориальной комиссии



Дело № 2-1102/2011                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года                 г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Чайка О. Н.

при секретаре Трудковой А.А.

с участием представителя Кировской территориальной избирательной комиссии Белозеровой С.А., действующей по доверенности без номера, от ...

помощника прокурора города Кировска Басалаева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова А.А, об отмене решение Кировской территориальной избирательной комиссии от ......,

             У С Т А Н О В И Л:

Попов А.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения Кировской территориальной избирательной комиссии от ......, которым в связи с выборами ... депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Мурманской областной Думы Федерального Собрания пятого созыва образовано четыре избирательных участка в местах временного пребывания избирателей.

В обоснование заявленных требований указал, что избирательные участки созданы не по месту пребывания граждан, а по месту их работы, что не соответствует требованиям закона, не указаны причины создания участков в сокращенные сроки, решение не опубликовано в официальном органе администрации г. Кировска.

Представитель истца о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, на удовлетворении заявления настаивает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель Кировской территориальной избирательной комиссии полагал, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку решение принято в соответствии с действующим законодательством, приводил доводы об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя.

Выслушав пояснения представителя Кировской территориальной избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют, суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 назначены выборы депутатов Государственной Думу Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на 04.12.2011.

В соответствии с Законом Мурманской области № 1353-01-ЗМО «О сокращении срока полномочий областной Думы четвертого созыва» в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва срок полномочий Мурманской областной Думы четвертого созыва сокращен до ....

День голосования совмещен, проведение выборов назначено на ....

В судебном заседании установлено, что решением № ... от ... образованы избирательные участки № ... (центр- ...) по адресу ...; № ... (...) по адресу ...; избирательный участок № ... (...) по адресу ..., п...; № ... (...) по адресу ....

Постановлением Избирательной комиссии ...... от ... согласовано образование данных избирательных участков.

Поскольку обжалуемое решение затрагивает вопросы, касающиеся организации проведения выборов депутатов не только в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, но и в Мурманскую областную Думу, для чего созданы единые избирательные участки и совмещён день голосования, следовательно, Попов А.А. обладает полномочиями в соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на обращение в суд с указанными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того обстоятельства, что избирательные права Попова А.А. обжалуемым решением не нарушаются.

Образование избирательных участков происходит в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией – не позднее чем за три дня до дня голосования.

Порядок образования избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов на выборах депутатов Мурманской областной Думы определен статьей 11 Закона Мурманской области от 22.06.2011 № 1364-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы».

Так избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11).

Избирательные участки образуются с соблюдением следующих требований: на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков (пункт 3 статьи 11).

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые будут в день голосования находиться в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях – по согласованию с окружной избирательной комиссией – не позднее, чем за три дня до голосования (пункт 4 статьи 11).

Информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного пунктом 2 статьи 11, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через один день после их образования.

Аналогичный порядок образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 18.05.2005 № 51 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Проанализировав содержание обжалуемого решения территориальной избирательной комиссии № ... ..., суд приходит к выводу о том, что оно требованиям закона не противоречит.

Данных о нарушении порядка принятия решения об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов не установлено, и в судебном заседании таких доводов не приведено.

Решение об образовании избирательных участков, решение о согласовании данного вопроса приняты в соответствии с компетенцией избирательных комиссий.

Срок, в пределах которого, могут быть образованы участки, не нарушен, процедура согласования принятия решения с вышестоящей комиссией соблюдена.

Довод заявителя о том, что создание избирательных участков по месту работы не предусмотрено действующим законодательством, является ошибочным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Как видно из содержания пункта 5 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 4 статьи 11 Закона Мурманской области «О выборах депутатов Мурманской областной Думы», части 4 статьи 13 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», приведенный законодателем перечень мест временного пребывания избирателей, не является исчерпывающим.

Поэтому территориальная избирательная комиссия вправе принимать решение об отнесении конкретного места нахождения избирателей к местам их временного пребывания.

Исключительность случая для образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, по мнению суда, связана с многочисленными обращениями руководителей учреждений и организаций, расположенных в г.Кировске, с просьбой обеспечить возможность голосования ... гражданам, привлеченным к исполнению трудовых обязанностей в этот день, по месту нахождения данных организаций.

Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель Кировской территориальной избирательной комиссии, представив суду копии таких обращений (...).

Поскольку перечень таких исключительных случаев законодательством не установлен, следовательно, разрешение вопроса о том, какие конкретные обстоятельства могут быть отнесены к исключительным случаям, применительно к нормам избирательного законодательства, находится в компетенции избирательной комиссии, правомочной принимать соответствующее решение.

По смыслу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» критерием отнесения возникающих обстоятельств к категории исключительных должно быть обеспечение возможности участия в голосовании на выборах депутатов каждому избирателю, независимо от места его нахождения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» включение избирателей в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания возможно лишь по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Из приведенных положений закона следует, что решение вопроса о месте голосования определяется конкретным избирателем самостоятельно.

Следовательно, сам по себе факт образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, не является безусловным основанием для голосования лишь по месту образования такого участка.

С учетом изложенного принятое решение избирательной комиссии не влияет на реализацию избирателями права самостоятельно определять место своего участия на выборах депутатов.

Приводимый довод о том, что решение Кировской территориальной избирательной комиссии не опубликовано в течение двух дней с момента принятия решения в официальном органе администрации г. Кировска не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно статьи 14 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» списки избирательных участков, образованных позднее срока, установленного частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, с указанием их номеров и границ, место нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы не позднее чем через два дня после их образования.

В силу статьи 9 Закона Мурманской области «Об избирательных комиссиях в Мурманской области» территориальные избирательные комиссии в пределах своих полномочий обеспечивают на территории соответствующей административно-территориальной единицы Мурманской области реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов соответствующего уровня.

С учётом изложенного, опубликование сведений об образовании новых избирательных участков в газете «...» № ..., ... не противоречит нормам избирательного законодательства (...).

Вопросы, касающиеся обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий, строго регламентированы законом и направлены на обеспечение реализации избирательных прав.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения решения вышестоящей комиссии об итогах голосования.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что принятое решение будет ограничивать права избирательных объединений, гарантированные нормами избирательного права на осуществление контроля во время выборов, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований об отмене решения об образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Попова А.А. об отмене решения Кировской территориальной избирательной комиссии от ...... отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение пяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: О. Н. Чайка