2-80/2012 о признании недействующим нормативного правового акта в части



Дело № 2-80/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года                         г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Верченко А.С.

при секретаре Басенко Ж.Ю.

с участием:

истца - помощника прокурора Мурманской межрайонной

природоохранной прокуратуры Мурманской области Копосовой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области к администрации города Кировска Мурманской области о признании пункта 1 раздела II, подпунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.8 пункта 1, пункта 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией», утверждённого постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года, противоречащими закону.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года утверждён «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией».

Прокурор Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Кировска Мурманской области о признании пункта 1 раздела II, подпунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.8 пункта 1, пункта 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией», утверждённого постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года, противоречащими закону.

В обоснование заявления прокурор указал на то, что постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года утверждён «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией». Указанный документ является муниципальным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающею среду. Отдельные нормы муниципального нормативного акта не соответствуют действующему законодательству.

Подпунктом 1 раздела II, подпунктом 1.8 и пунктом 2 раздела III Порядка, установлены обязательные требования к природопользователям (физическим и юридическим лицам), в процессе деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые должны утверждаться специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (Управление Ростехнадзора по Мурманской области). Природопользователи при обращении с отходами обязаны согласовывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управлении Ростехнадзора по Мурманской области. Лица, допущенные к обращению с особо опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с особо опасными отходами. Ответственность за допуск к работе и проведение инструктажа по обращению с опасными отходами несёт руководитель предприятия (организации, учреждения).

Данная норма противоречит ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ, так как обязывает всех природопользователей (физический и юридических лиц) в процессе деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждает специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, тогда, как закон не распространяется на физических лиц, и освобождает субъекты малого и среднего предпринимательства разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но обязывает их предоставлять отчётность о размещении отходов в уведомительном порядке. Ссылка в рассматриваемой норме на орган государственной власти в области охраны окружающей среды в лице Управления Ростехнадзора по Мурманской области является не корректной, ввиду того, что указанный государственный орган не наделён полномочиями по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды.

Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, а также ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности, установлены ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Действующее законодательство не наделяет орган местного самоуправления полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере, регулирующей вопросы профессиональной подготовки субъектов предпринимательства и установлении ответственности.

Подпункт 1.2. п.1 раздела III Порядка противоречит ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которой только юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами, а не все природопользователи, как определено п.п. 2 Порядка.

Подпункт 1.4. п.1 раздела III Порядка, противоречит ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Подпункт 1.5. п.1 раздела III Порядка противоречит требованиям ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», так как только индивидуальные предприниматели и юридические лица, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Положениями оспариваемых пунктов муниципального правового акта затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих деятельность, в процессе которой образуются отходы, а установленные администрацией г. Кировска пункты Порядка фактически подменяют собой установленный государством механизм правового регулирования в области обращения с отходами.

На подпункты 1.2., 1.4., 1.5., 1.8 п. 1, п. 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией», утвержденного постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009, природоохранным прокурором 26.10.2011 принесен протест, который главой муниципального образования оставлен без удовлетворения. Просит суд признать положения оспариваемых пунктов муниципального правового акта противоречащими закону.

В судебном заседании представитель Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области поддержал заявленные исковые требования и просил суд об их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации города Кировска Мурманской области извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями природоохранного прокурора Мурманской области о признании пункта 1 раздела II, подпунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.8 пункта 1, пункта 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией», утверждённого постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года, противоречащими закону не согласился. Считает, что все обжалуемые пункты муниципального правового акта не противоречат действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральному закону от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Просит требования природоохранного прокурора оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Кировска Мурманской области.

Выслушав помощника прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему решению.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно части 1, 3 и 4 ст. 7 вышеуказанного Закона, по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статьи 5 названного Закона к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу части 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года утверждён «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией».

Указанный документ является муниципальным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающею среду.

Оспариваемым нормативно-правовым актом затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих деятельность, в процессе которой образуются отходы.

Указанный муниципальный нормативный акт был опубликован в печатном издании «Кировский Рабочий» № 37 10 сентября 2009 года.

Пунктом 1 раздела II и подпунктом 1.8 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» установлены обязательные требования к природопользоватлям (физическим и юридическим лицам), в процессе деятельности которых образуются отходы, природопользователи разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые должны утверждаться специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (Управление Ростехнадзора по Мурманской области).

Данная норма противоречит статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ, в силу которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.    

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 54 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», в силу которого индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывали проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляли указанные проекты на утверждение в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, обжалуемая норма муниципального правового акта противоречит закону, так как обязывает всех природопользователей (физический и юридических лиц) в процессе деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждает специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, тогда, как закон не распространяется на физических лиц, и освобождает субъекты малого и среднего предпринимательства разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но обязывает их предоставлять отчётность о размещении отходов в уведомительном порядке.

Кроме того, ссылка в рассматриваемой норме муниципального правового акта на орган государственной власти в области охраны окружающей среды в лице Управления Ростехнадзора по Мурманской области является не корректной, ввиду того, что названный государственный орган не наделён полномочиями по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды.

Подпункт 1.2 пункта 1 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» предусматривает организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Указанная норма противоречит статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Таким образом, только юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами, а не все природопользователи, как определено обжалуемой нормой Порядка.

Подпункт 1.4 пункта 1 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» обязывает природопользователей при осуществлении деятельности в области обращения с опасными и особо опасными отходами иметь соответствующие лицензии.

Данная норма противоречит статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 указанного Закона предусмотрена лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1-5 класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности).

Таким образом, действующие законодательство не наделяет орган местного самоуправления полномочиями по организации лицензирования деятельности при обращении с отходами. Лицензирование деятельности по сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Кроме того, из обжалуемой нормы муниципального правового акта следует, что вся деятельность в области обращения с опасными и особо опасными отходами подлежит лицензированию, тогда как из Закона следует, что не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1-5 класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности.

Подпункт 1.5 пункта 1 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» предусматривает обязанность природопользователей производить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Указанная норма противоречит статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», из которой следует, что только индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны производить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Таким образом, обжалуемый Порядок, закрепив обязанность всех природопользователей производить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, противоречит Закону, которым определена такая обязанность, только для специальных субъектов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами.

Пункт 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» предусматривает обязанность лиц, допущенных к обращению с особо опасными отходами, иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с особо опасными отходами. Ответственность за допуск к работе и проведение инструктажа по обращению с опасными отходами несёт руководитель предприятия (организации, учреждения).

Статьей 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами. В соответствии с указанной нормой Закона лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, которая подтверждается свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-4 класса опасности несёт соответствующее должностное лицо организации.

С учетом положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указанные нормы и действующее законодательство не наделяют орган местного самоуправления полномочиями по принятию нормативных актов в сфере регулирования вопросов профессиональной подготовки субъектов предпринимательства и установлении ответственности, в связи с чем при принятии указанной нормы органом местного самоуправления были превышены полномочия.

Таким образом, пункт 1 раздела II, подпункты 1.2.,1.4.,1.5.,1.8 пункта 1 и пункта 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией», утвержденного постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года, являются противоречащими нормам Закона, указанным в описательной части настоящего решения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 252-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области к администрации города Кировска Мурманской области о признании пункта 1 раздела II, подпунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.8 пункта 1, пункта 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией», утверждённого постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года противоречащими закону – удовлетворить.

Признать пункт 1 раздела II, подпункты 1.2, 1.4, 1.5, 1.8 пункта 1, пункта 2 раздела III «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией», утверждённого постановлением главы администрации города Кировска № 459 от 14.08.2009 года, противоречащими закону со дня вступления решения в законную силу.

Настоящее решение или сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании «Кировский Рабочий».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                 А.С. Верченко