2-781/2012 признание незаконными бездействия администрации г. Кировска



Дело № 2-781/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2012 года г. Кировск

    

Кировский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Верченко А.С.

    при секретаре Баданиной Н.Н.

    истца- помощника прокурора города Кировска Веремчук А.Г.

    представителя ответчика - администрации города Кировска Британ

Р.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в части непринятия решения, издания распоряжения о реконструкции многоквартирного дома 7 населённого пункта Коашва, Мурманской области и предъявления требований к собственникам помещений о его реконструкции,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, в части непринятия решения, издания распоряжения о реконструкции многоквартирного дома 7 населённого пункта Коашва, Мурманской области и предъявления требований к собственникам помещений о его реконструкции, мотивировав свои требования тем, что 17 июня 2011 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации города Кировска Мурманской области от 23 июня 2009 года №..., принято решение о признании помещения дома № 7 в населённом пункте Коашва Мурманской области непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим реконструкции. Администрацией города Кировска до настоящего времени не принято решение и не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, к собственникам помещений в указанном доме не предъявлено требование о его реконструкции в разумный срок, что противоречит требованиям жилищного законодательства. Своим бездействием администрация города Кировска, нарушает права неопределённого круга лиц на использование принадлежащих им жилых помещений, а также на предоставление предусмотренных законом гарантий в части изъятия жилых помещений путём их выкупа.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кировска поддержал заявленные исковые требования и попросил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, выразившееся в неисполнении: требований п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года о принятии соответствующего решения и распоряжения и требований ч. 10 ст.32 ЖК РФ о предъявлении к собственникам помещений в доме 7 населённого пункта Коашва Мурманской области о его реконструкции в разумный срок. Обязать администрацию муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в течение пятнадцати дней с даты вступления решения суда в законную силу: принять решение и издать распоряжение в соответствии с п. 49 Положения, о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в целях реконструкции дома 7 населённого пункта Коашва Мурманской области, предъявить к собственникам помещений в доме № 7 населённого пункта Коашва Мурманской области требование о его реконструкции в разумный срок.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, исковые требования не признал, мотивировав это тем, что собственники жилых помещений дома 7 населённого пункта Коашва, Мурманской области не осуществляют право собственности помещений дома на протяжении пятнадцати лет, их местонахождение не известно. Отсутствие сведений о месте нахождения собственников помещений дома не позволяет администрации города Кировска рассмотреть вопрос о проведении капитального ремонта дома и о выкупе квартир. Просит исковые требования прокурора г. Кировска оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия).

Пунктом 8 Положения предусмотрено право органа местного самоуправления принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (п. 48 Положения).

Пунктом 49 Положения установлено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Срок принятия указанного в п. 49 Положения решения и издания распоряжения законодательно не установлен.

Однако в соответствии с п. 51 Положения комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.

Пунктом 52 Положения предусмотрено право заинтересованных лиц обжаловать решение органа местного самоуправления в судебном порядке.

С учетом изложенного, указанное выше решение должно быть принято органом местного самоуправления в разумный срок, поскольку решение и изданное распоряжение являются основаниями возникновения жилищных прав и обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.

В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации города Кировска Мурманской области №... от 23 июня 2009 года, была создана межведомственная комиссия. 17 июня 2011 года по результатам обследования жилого многоквартирного дома 7, в населенном пункте Коашва, Мурманской области, принято решение о признании помещения дома непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Между тем, органом местного самоуправления не было принято решение и не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений дома 7 населённого пункта Коашва Мурманской области, сроках отселения физических лиц.

Согласно сведениям представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в доме 7 населённого пункта Коашва Мурманской области в собственности граждан: ..., находятся принадлежащие им помещения.

Кроме того, согласно сведениям представленным Апатитским филиалом государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области в доме 7 населённого пункта Коашва Мурманской области значится в собственности 23 квартиры, принадлежащие 23 физическим лицам: ....

Вместе с тем, органом местного самоуправления не предпринимались меры к заключению соглашения с указанными выше собственниками жилых помещений об изъятии принадлежащих им помещений путём их выкупа.

Доводы представителя ответчика, что отсутствие сведений у администрации города Кировска о месте нахождения собственников помещений дома 7 населенного пункта Коашва, Мурманской области является объективной причиной по которой невозможно рассмотреть вопрос о реконструкции дома и выкупе помещений у собственников, суд считает несостоятельными, поскольку органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с требованиями закона.

Таким образом, своим бездействием ответчик нарушает права граждан на использование принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, а также на предоставление предусмотренных законом гарантий в части изъятия жилых помещений путём их выкупа.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, которые может совершить только ответчик, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что ответчиком продолжительное время нарушаются права граждан, отсутствие возражений ответчика относительно заявленного прокурором срока исполнения решения, суд считает, что решение должно быть исполнено в течение пятнадцати дней с момента вступления его в законную силу. Указанный срок, по мнению суда, является достаточным для проведения необходимых действий.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая положение приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика- администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора города Кировска Мурманской области к администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, выразившееся в неисполнении: требований п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года о принятии соответствующего решения и распоряжения и требований ч. 10 ст.32 ЖК РФ о предъявлении к собственникам помещений в доме 7 населённого пункта Коашва Мурманской области о его реконструкции в разумный срок.

    Обязать администрацию муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в течение пятнадцати дней с даты вступления решения суда в законную силу: принять решение и издать распоряжение в соответствии с п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в целях реконструкции дома 7 населённого пункта Коашва Мурманской области, предъявить к собственникам помещений в доме № 7 населённого пункта Коашва Мурманской области требование о его реконструкции в разумный срок.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, подачей жалобы через Кировский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья А.С. Верченко