Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2-1007/2010
Именем Российской Федерации
08 ноября 2010 года г.Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Ночевник С.Г.,
при секретаре Стасевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
истца Иванова И.А.,
представителя ответчика Бондаревой Н.Е.,
гражданское дело по иску Иванова Ивана Анатольевича к комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» обязать выплачивать индексированную сумму возмещения вреда и выплатить задолженность,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов И.А. обратился с иском к комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования <данные изъяты> обязать выплачивать ежемесячно индексированную сумму возмещения вреда с учетом установления 2 группы инвалидности со степенью утраты трудоспособности 80 %. В обосновании своих требований в исковом заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппский городской суд обязал <данные изъяты> ежемесячно выплачивать индексированную сумму возмещения вреда в размере 70% до изменения степени утраты трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 пожизненная группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности 80% (л.д.10-11).
По ходатайству представителя ответчика определением суда для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены Федеральная служба по труду и занятости, <данные изъяты> (л.д.41).
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований и поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно сообщил, что просит обязать ответчика не выплачивать, а включать в списки получателей ежемесячной денежной компенсации, а также включить на выплату задолженности, образовавшей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска. Указала, что учитывая механизм финансирования указанных выплат, <данные изъяты> только включает истца в списке получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Размер выплаты возмещения вреда здоровью, с учетом установления истцу 80% степени утраты профессиональной трудоспособности составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Представитель третьего лица - <данные изъяты> по ЛО просил рассмотреть дело в свое отсутствие и полагал, что требование Иванова И.А. подлежит разрешению в порядке установленном ч.3 ст.209 ГПК РФ (л.д.49).
Представители третьих лиц Федеральной службы по труду и занятости РФ и УФК по ЛО в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения по делу не ходатайствовали, возражений по иску не представили (л.д.46,48).
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-825/2006, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Кингисеппского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> взыскано в пользу Иванова И.А. образовавшаяся в связи с неприменением индексации задолженность и <данные изъяты> обязано выплачивать Иванову И.А. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).
Установленный судом срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был обусловлен 70% степенью утраты трудоспособности Иванова И.А., установленной главным бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ на этот период.
ДД.ММ.ГГГГ решением Кингисеппского городского суда на <данные изъяты> администрации <данные изъяты> возложена обязанность по выплате Иванову И.А. с ДД.ММ.ГГГГ и до изменения степени утраты трудоспособности из средств федерального бюджета ежемесячно индексированной суммы возмещения вреда в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и обязанность индексировать указанную сумму в порядке и в сроки, установленные законом (л.д.7-8).
ДД.ММ.ГГГГ Иванову И.А. выдана справка об установлении 2 группы инвалидности бессрочно, со степенью утраты профессиональной трудоспособности 80% в связи с аварией на ЧАЭС (л.д.6).
18 июня 1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12.07.1995, действовавшей до 15.02.2001, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка обеспечения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.
Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия.
При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.
Поскольку Иванов И.А. получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться.
В августе 2010 года Иванову И.А., с учетом утраты степени профессиональной трудоспособности в размере 70% и решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, выплачена ежемесячная денежная компенсация в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д.59).
С учетом изменения процента утраты профессиональной трудоспособности размер ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Принимая во внимание, что с августа 2010 года истцу ежемесячная денежная компенсация выплачивалась без учета решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, то требования истца о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации за указанный период также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Иванова Ивана Анатольевича к комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» удовлетворить.
Обязать комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» включить Иванова Ивана Анатольевича в список на выплату из средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и индексировать указанную сумму в порядке и сроки установленные законом.
Обязать комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» включить Иванова Ивана Анатольевича в список на выплату задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При выплате Иванову Ивану Анатольевичу задолженности учесть ранее выплаченные ему суммы
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья