Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2-1276/2010
Именем Российской Федерации
22 ноября 2010 года г.Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Стасевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя истца – помощника Кингисеппского городского прокурора Прокопчик Н.В.,
представителя ответчика Лемеш Н.А.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Юнона-Н» об устранении нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ЗАО «Юнона-Н» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения пандуса и поручней на наружной лестнице при входе в здание торгового центра «Юнона», расположенного в <адрес>, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Указал, что в ходе проверки соблюдения требований о социальной защите инвалидов выявлено, что в здании данного магазина не созданы условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание магазина (л.д.2).
В судебном заседании представитель истца иск просила удовлетворить и поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила суд обязать ответчика устранить нарушения в срок до сентября 2011 года.
Представитель ответчика в судебном заседании по существу не возражала против удовлетворения иска. В то же время указала, что здание магазина было введено в эксплуатацию в 1983 году, а законодательство о социальной защите инвалидов начало действовать в 2001 году. Имеющиеся магазины в указанном торговом центре не представляют интереса для инвалидов колясочников, так как рядом есть сетевые магазины, с более дешевым ассортиментом.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
ЗАО «Юнона-Н» является юридическим лицом и зарегистрировано в соответствии с законодательством (л.д.7).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о праве собственности ЗАО «Юнона-Н» на пристройку к существующему магазину по адресу <адрес> (л.д.9).
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и торговый центр «Юнона», принадлежащий ЗАО «Юнона-Н».
Доводы представителя ответчика, что расположенные в указанном торговом центре магазины не представляют интереса для инвалидов-колясочников, носят вероятностный характер и ничем не подтверждаются.
Также не основаны на законе доводы представителя ответчика о том, что указанное здание было введено в эксплуатацию в 1983 году в связи с чем, отсутствует обязанность выполнять требования нормативно-правовых документов, принятых позднее данной даты.
Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" с 1 января 1999 г. введена в действие ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Следовательно, с указанной даты у ответчика, как собственника объекта социальной инфраструктуры, возникла обязанность создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в помещения магазина.
В соответствии со ст.12 федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «Юнона-Н» устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения пандуса и поручней на наружной лестнице при входе в здание торгового центра «Юнона», расположенного в <адрес> в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья: