Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2- 1043/2010
Именем Российской Федерации
22 октября 2010 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Булавина В.В.,
при секретаре Тастуховой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием истицы Козловой Т.Е., представителя истицы- Лабутовой Н.Ю.,
представителя третьего лица – Управления пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе- Ленинградской области- Саенко Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козловой Татьяны Ефимовны к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации расходов и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Козлова Т.Е. обратилась в суд с иском к ответчикам- Министерству финансов РФ и Управлению пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе – о взыскании с них солидарно понесённых ею расходов при переезде в сентябре 2009 года на постоянное место жительства из района Крайнего Севера- посёлка <адрес> в гор. Кингисепп Ленинградской области в сумме № рублей. Полагает, что эти расходы должны быть ей как неработающей пенсионерке возмещены из средств федерального бюджета за счёт средств Пенсионного фонда РФ. Также просила взыскать с ответчиков расходы по составлению искового заявления в сумме № рублей и компенсации морального вреда в размере № рублей. Указала, что моральный вред ей причинён в результате длительной невыплаты причитающихся ей за переезд денежных средств(л.д.2-4).
В судебном заседании истица отказалась от исковых требований к Управлению пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе. Отказ от иска в части принят судом(л.д. ). Свои требования к Министерству финансов РФ поддержала.
Представитель ответчика- Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск, в котором просил в иске отказать и указал, что действующим законодательством предусмотрена компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрена только в отношении работающих граждан в связи с расторжением трудового договора и переезда к новому месту жительства. В отношении пенсионеров предусмотрена только компенсация транспортных расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно(л.д. ).
Представитель третьего лица- Управления пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области в судебном заседании указал, что Пенсионный фонд РФ компенсирует пенсионерам расходы, связанные с проездом к месту отдыха и обратно. Компенсация за счёт средств Пенсионного фонда РФ пенсионерам расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусмотрена. Не предусмотрены такие выплаты за счёт средств Пенсионного фонда РФ и в Законах о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда на 2010 год. Представил письменный отзыв на иск(л.д. ).
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19февраля1993года N4520-1(далее- Закона) действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии со ст.3 Закона гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Статьей 35 Закона предусмотрены гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом. При этом работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом установлено, что истица Козлова Татьяна Ефимовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12).
Козлова Т.Е. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала в посёлке <адрес> то есть в местности, отнесённой к районам Крайнего Севера(л.д.5, 14-16).
В ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.Е. переехала на постоянное место в гор. Кингисепп Ленинградской области(л.д.13-16).
Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются ответчиком.
Расходы Козловой Т.Е. на переезд составили № рублей, в том числе: от <адрес> <адрес> <данные изъяты> рублей; авиаперелёт <адрес>- № рублей и сборы- № рублей; авиаперелет <адрес>- № рублей. Расходы истицы в указанных размерах подтверждены представленными истицей билетами(л.д.20-24) и также не оспариваются ответчиками.
По вопросу компенсации понесённых расходов на переезд истица обращалась в Министерство труда и социального развития <адрес>(<адрес> и Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>.
В ответ на обращение в Письме заместителя министра труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что вопрос о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, неработающим пенсионерам относится к федеральному ведению и нормативно не урегулирован. Указано, что до принятия Правительством РФ нормативного правового акта о компенсации расходов неработающим пенсионерам, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионеры, выезжающие после ДД.ММ.ГГГГ, вправе обратиться в суд по новому месту жительства с иском о взыскании расходов с казны Российской Федерации, как главного распорядителя бюджетных средств(л.д.17-18).
В связи с обращением Козловой Т.Е. начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил ей, что действующее пенсионное законодательство, бюджет Пенсионного фонда РФ не предусматривают компенсации расходов пенсионерам, связанных с их выездом из районов Крайнего Севера.
Согласно ст.4 Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Следовательно, вопрос о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, неработающим пенсионерам относится к федеральному ведению и нормативно не урегулирован.
Суд полагает, что в данном случае имеет место нарушение конституционных прав неработающих пенсионеров по выбору места жительства.
Конституция Российской Федерации является актом прямого действия.
Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы гражданина- и те, которые принадлежат ему в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, и те, которые не имеют нормативного закрепления, но не противоречат закону. Право на судебную защиту как закреплённое законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим(ст.15 Конституции) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
Решая вопрос о возмещении расходов истицы в сумме 18900 рублей, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, суд полагает, что понесённые расходы должны быть взысканы с Министерства финансов РФ за счёт средств федерального бюджета.
Законом РФ от 25.11.2008г. №214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года» предусмотрены социальные выплаты на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Законом РФ от 02.12.2009 года №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены трансферты бюджету ПФ РФ на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Компенсации расходов неработающим пенсионерам, связанных с выездом из районов Крайнего Севера в бюджете Пенсионного фонда, предоставляемых из средств федерального бюджета в порядке межбюджетных отношений не предусмотрены, как и не предусмотрены трансферты из Федерального бюджета на эти цели Пенсионному фонду на 2008-2010 годы.
Поскольку социальные гарантии и компенсации в части, касающейся неработающих пенсионеров, получающих государственную пенсию за счёт средств пенсионного фонда установлены Федеральным законом и являются расходными обязательствами государства, то финансовое обеспечение должно осуществляться за счёт федерального бюджета.
То обстоятельство, что действующим законодательством не определен ни источник финансирования затрат на выплату государственных гарантий и компенсаций, ни орган, который непосредственно должен производить указанные выплаты, не может ущемлять гарантированные государством права граждан.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В связи с этим суд полагает взыскать указанные расходы с казны Российской Федерации, как главного распорядителя бюджетных средств, в лице Минфина России.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд полагает, что действиями ответчика, не производившего выплаты компенсации расходов истицы, нарушены её имущественные права. Истицей не представлены доказательства нарушения этими действиями её личных неимущественных прав, поэтому требование о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
Истицей также понесены издержки, связанные с рассмотрением настоящего дела.
За составление искового заявления она уплатила по квитанции № рублей(л.д.26).Эти расходы также подлежат взысканию в пользу истицы с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199, 262-268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Козловой Татьяны Ефимовны к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации расходов и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств Федерального бюджета в пользу Козловой Татьяны Ефимовны компенсацию расходов по переезду из районов Крайнего Севера в сумме № рублей и судебные издержки в сумме № рублей, а всего №(девятнадцать тысяч шестьсот) рублей.
В иске Козловой Татьяны Ефимовны к Министерству финансов Российской Федерации - о компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья