Гражданское дело № 2-707/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2- 707/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2010 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Булавина В.В.

при секретаре Костылевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием истца- Смирнова В.П., представителя ответчика- ОАО «Ивангород Теплоэнерго»- Зюковой З.Л., представителя третьего лица на стороне ответчика- Комитета социальной защиты населения Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район»- Демидовой Н.А.,

гражданское дело по иску Смирнова Валерия Петровича к Открытому акционерному обществу «Ивангород Теплоэнерго» об обязании предоставить льготы по оплате коммунальных услуг, взыскании убытков и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов В.П. обратился в суд с иском к ОАО «Ивангород Теплоэнерго» об обязании предоставить ему и членам его семьи льготу по оплате отопления и горячего водоснабжения в размере 50% от установленной платы без учёта потребления нормативов; взыскании убытков в виде переплаты им за отопление и горячее водоснабжение за период ДД.ММ.ГГГГ годов- в сумме <данные изъяты> рублей; компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Указал, что является инвалидом <данные изъяты> вследствие получения травмы при исполнении обязанностей военной службы, имеет те же льготы, что и инвалиды Великой Отечественной войны, а именно- на предоставление ему и проживающим совместно с ним членам его семьи скидки в размере 50% с установленной платы, в том числе- за отопление и горячее водоснабжение, без учёта потребления нормативов. Такая льгота ему фактически предоставляется по всем жилищно- коммунальным услугам, за исключением отопления и горячего водоснабжения. С выходом федерального закона №122-ФЗ (с ноября 2005 года) льготу за пользование отоплением и ГВС перестали предоставлять на членов его семьи, а предоставляют только ему одному, т.е., на 21 кв.м. жилой площади. В ответ на его обращения к МУПП «Ивангородские тепловые сети», которое предоставляло услуги по отоплению и ГВС до 2010 года, был произведен перерасчет платежей за 2007 год. За 2008-2010 годы перерасчёт не производился, льгота по платежам с учётом проживания с ним члена его семьи- дочери- не предоставлена.

В обоснование требований сослался на постановление Совета Министров СССР от 23.02.1981г. №209, ст.153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г., Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006г. №524-О, Федеральные законы «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ»(л.д. 2-4, 28-32).

В дальнейшем в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ отказался от исковых требований в части взыскания с ответчика переплаты за услуги до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку услуга оказывалась другим предприятием- МУПП «Ивангородские тепловые сети». Отказ в части исковых требований принят судом(л.д.54-56).

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, указал, что просит признать за ним и проживающими с ним членами его семьи право на льготу в размере 50%- без учёта нормативов потребления, поскольку реализовал право на льготу, то есть получал её до ДД.ММ.ГГГГ( даты принятия ФЗ «О ветеранах»).

Представитель ответчика- ОАО «Ивангород Теплоэнерго»- иск не признал, указал, что в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ и подпунктом 9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» льгота на отопление и ГВС в размере 50% предоставляется только на самого инвалида, не распространяется на членов его семьи, и предусмотрена в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Указал, что предприятие оказывает услуги населению по отоплению и ГВС с ДД.ММ.ГГГГ. До этого услуги оказывало и получало плату за них - МУПП «Ивангородские тепловые сети», правопреемником которого ответчик не является. Кроме того, за период с ДД.ММ.ГГГГ только в октябре 2009 года оплата услуги с учётом льготы производилась непосредственно в ОАО «Ивангород Теплоэнерго». С ноября 2009 года оплата услуг начислялась и производилась в размере 100%, а соответствующая компенсация на основании расчёта, произведённого ОАО «Ивангород Теплоэнерго», выплачивалась льготникам Комитетом социальной защиты населения. Полагал, что законных оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Представитель третьего лица на стороне ответчика- Комитета социальной защиты населения Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район»- полагал заявленные требования необоснованными в связи с тем, что истец не представил доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что он реализовал своё право на льготы по оплате коммунальных услуг как инвалид войны- до вступления в силу ФЗ «О ветеранах», то есть, до 12 января 1995 года- в период, когда этот вопрос регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981г. №209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», в соответствии с которым меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись инвалидам войны с учётом членов их семей.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Смирнов В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. (л.д.11-12,14-15).

Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком и третьим лицом

Инвалидность вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, установлена Смирнову В.П. ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 14-15).

Удостоверение серии Р № инвалида третьей группы, имеющего право на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны, выдано Смирнову В.П. Ивангородским управлением социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ(л.д.11).

Смирнов В.П. проживает совместно с членом своей семьи- дочерью Смирновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения в <адрес> в <адрес>- с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.72).

ОАО «Ивангород Теплоэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ предоставляется истцу и его дочери услуга- отопление и горячее водоснабжение(л.д.34-38, ).

При этом истцу предоставляется льгота в размере 50% от начисленной платы за данные услуги, с учётом установленных нормативов потребления платы- в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, льгота на члена его семьи (л.д.8-9).

Истец полагает, что льгота в размере 50% от начисленной платы за данные услуги на члена его семьи, проживающего с ним, без учёта нормативов потребления, не предоставляется необоснованно.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О ветеранах»(далее- Закона) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

Пунктом 3 ст.11 Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года(принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) было указано, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

В соответствии со ст.14 Закона инвалидам войны предоставляются, наряду с прочими, следующие меры социальной поддержки(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ):

оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими (подпункт 8 п.1);

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); (подпункт 9 пункта 1 ст.14 Закона).

Согласно пункту 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Таким образом, исходя из буквального текста подпункта 9 пункта 1 ст.14 Закона «О ветеранах», предоставление льготы этим положением закона носит более ограниченный характер по сравнению с п.17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих:

во-1-х, льгота предусмотрена только для самих инвалидов, и не предусмотрена для членов их семьи, проживающих с ним; и во-2-х, ограничивает размер льготы установленными нормативами потребления услуг.

Суд принимает во внимание, что Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 524-О выявлен конституционно-правовой смысл положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, вносивших изменения в данную статью, в соответствии с которым эти положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.

В указанном Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 524-О отмечено, что Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к обладающим особым статусом лицам, проходившим военную службу в годы войны и в иных чрезвычайных ситуациях, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, распространяет меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

Такие меры определены в подпункте 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", который - как в ныне действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, - не содержит прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов войны. Анализируя вопрос о праве этих лиц на соответствующие льготы, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 423-О по запросу Конституционного суда <адрес> применительно к подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу, что положения Федерального закона "О ветеранах" во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.

Признание же пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не означает, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 1 января 2005 года системы социальной защиты.

Таким образом, указано в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 524-О, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50 процентов с установленной платы за водоснабжение и пользование газом для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

При этом, однако, не исключается право федерального законодателя в процессе совершенствования действующей системы социальной защиты населения дифференцировать меры социальной поддержки и условия их предоставления членам семей инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, с учетом специфики их правового статуса, имущественного положения и иных обстоятельств.

Исходя из указанных выше положений законодательства и актов Конституционного суда РФ суд приходит к выводу, что как у Смирнова В.П., так и проживающего с ним члена его семьи, право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 1 января 2005 года, следовательно, соответствующая льгота по оплате тепловой энергии ему и члену его семьи с октября 2009 года не предоставлялась необоснованно.

С учётом того, что в ДД.ММ.ГГГГ года оплата услуги с учётом льготы производилась непосредственно в ОАО «Ивангород Теплоэнерго», а с ДД.ММ.ГГГГ года оплата услуг начислялась и производилась предприятию в размере 100%, а соответствующая компенсация на основании расчёта, произведённого ОАО «Ивангород Теплоэнерго», выплачивалась льготникам Комитетом социальной защиты населения, суд полагает, что в соответствии с представленным истцом расчётом(л.д.40) убытки в виде переплаты в сумме <данные изъяты> подлежат взысканию в пользу истца с ОАО «Ивангород Теплоэнерго».

Для устранения нарушенного права истца ОАО «Ивангород Теплоэнерго» надлежит произвести соответствующий перерасчёт компенсации на оплату тепловой энергии(отопление и горячее водоснабжение) за период ДД.ММ.ГГГГ Смирнову В.П., включая членов его семьи, проживающих с ним, с учётом льготы в размере 50%, представив этот перерасчёт в Комитет социальной защиты населения- для выплаты компенсации.

Вместе с тем, суд не находит оснований для предоставления истцу указанной льготы без учёта потребления нормативов.

Федеральным законом "О ветеранах"(ст.14) соответствующие льготы предоставляются в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Суд полагает, что истец не представил доказательств того, что он реализовал своё право на льготы до ДД.ММ.ГГГГ (вступления в законную силу Федерального закона «О ветеранах»), следовательно, ему и членам его семьи льгота по оплате отопления и горячего водоснабжения в размере 50% от установленной платы должна предоставляться в пределах социальной нормы (в пределах нормативов потребления).

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В данном случае нарушены имущественные права истца. Данные правоотношения по предоставлении льготы не вытекают из законодательства о защите прав потребителей либо других законов, предусматривающих возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав. Поэтому требование истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 600 рублей, от уплаты которой истец был освобождён, подлежит взысканию в доход государства соответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Смирнова Валерия Петровича к Открытому акционерному обществу «Ивангород Теплоэнерго» об обязании предоставить льготы по оплате коммунальных услуг, взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Ивангород Теплоэнерго» предоставить Смирнову Валерию Петровичу и проживающим совместно с ним членам его семьи льготу по оплате отопления и горячего водоснабжения в размере 50% от установленной платы в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Ивангород Теплоэнерго» в пользу Смирнова Валерия Петровича убытки в сумме <данные изъяты>

Обязать Открытое акционерное общество «Ивангород Теплоэнерго» произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ перерасчёт компенсации на оплату тепловой энергии(отопление и горячее водоснабжение) Смирнову Валерию Петровичу, включая членов его семьи, проживающих с ним, с учётом льготы в размере 50% с установленной платы в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

В остальной части иска Смирнова Валерия Петровича об обязании предоставить льготы по оплате коммунальных услуг, взыскании убытков и компенсации морального вреда - отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Ивангород Теплоэнерго» в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья