Дело № 2 -951/2010 23 сентября 2010 года
<адрес>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииКингисеппский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при секретаре Раскевич И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора – старшего помощника Ленинградского природоохранного прокурора Марченко А.В.,
ответчика – представителя администрации МО «<данные изъяты>» Орлова И.В. по доверенности,
третьего лица – представителя комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности <адрес> Кривцова А.А. по доверенности,
гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» Кингисеппского муниципального района <адрес> об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «<данные изъяты>» Кингисеппского муниципального района <адрес> об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории поселения путем вывоза отходов, незаконно размещенных в границах <данные изъяты>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (л.д. 5-7).
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, также обратился в суд с иском к администрации МО «<данные изъяты>» об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории поселения путем вывоза отходов, незаконно размещенных в границах <данные изъяты>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (л.д. 97-99).
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, также обратился в суд с иском к администрации МО «<данные изъяты>» об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории поселения путем вывоза отходов, незаконно размещенных в границах <данные изъяты>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (л.д.116-118).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования объединены в одно производство для совместного рассмотрения (Л.д. 88-89).
В судебном заседании прокурор требования поддержал, указывая, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории МО «<данные изъяты>» выявлены нарушения требований федерального законодательства, выразившееся в том, что на участках лесного фонда в границах <данные изъяты> не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, их складирование ведется беспорядочно, что повлекло несанкционированное скопление бытовых отходов на территории заказника. В <данные изъяты> обнаружена свалка строительных отходов. В <данные изъяты> и в <данные изъяты> обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Указанные нарушения ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просит требования удовлетворить, обязать Администрацию МО «<данные изъяты>» организовать надлежащим образом процесс сбора и бытовых отходов, путем вывоза отходов, незаконно размещенных в границах <адрес>, в границах <адрес>; в <адрес> <адрес>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Представитель ответчика – Администрации МО «<данные изъяты>» возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что требования заявлены к ним как к ненадлежащему ответчику, поскольку свалки отходов расположены на территории <данные изъяты>, на землях лесного фонда, в связи с чем, земельные участки находятся в федеральной собственности и контроль за соблюдением на них чистоты, а том числе по ликвидации несанкционированных свалок отходов, должен быть возложен на соответствующие государственные органы. Указал, что администрацией поселения надлежащим образом выполняются требования закона об охране окружающей среды и осуществляется сбор и вывоз мусора с территории поселения, находящейся в муниципальной собственности, для чего заключен договор с ООО «Экосистема». Просил с в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности <адрес> требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица – ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по иску не представили, причина неявки не известна.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 –ФЗ).
Круг лиц, которые могут находиться на территории поселения не может быть определен, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды № 7-ФЗ и ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Указанные полномочия органов местного самоуправления поселений закреплены также в ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 19 ст.7 Устава МО «<данные изъяты>» Кингисеппского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (Л.д. 9).
Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории МО «<данные изъяты>», проведенной ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором <адрес> по охране природы, установлено, что в <данные изъяты> обнаружена свалка строительных отходов, <адрес> обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Данные свалки не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды, которые предъявляются к объектам размещения отходов (Л.д. 8-9).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 № 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Следовательно, в состав территории поселения, понимаемого в значении, используемом для целей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", могут входить земли разных категорий, в том числе земли лесного фонда. При этом правовой режим земель не изменяется.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Согласно ст. 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, законом определен объект муниципального лесного контроля, в основу которого положен территориальный принцип. Такой контроль осуществляется на территории муниципального образования, следовательно, в отношении любых лесов, в том числе находящихся в федеральной собственности.
На основании изложенного, суд полагает, что требования заявлены к надлежащему ответчику и доводы представителя администрации МО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов на соответствующие государственные органы несостоятельными.
Согласно письма директора Кингисеппского лесничества за № от ДД.ММ.ГГГГ, несанкционированная свалка в <данные изъяты> находится на прочих землях и не входит в состав земель лесного фонда (л.д. 73). По данным лесничества, свалка отходов в <данные изъяты> образована <данные изъяты> сельским поселением, в <данные изъяты> – отдыхающими на Финском заливе. По указанным фактам были составлены протоколы о лесонарушении и направлены в ОВД <адрес> (л.д. 75, 78).
В соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по природным ресурсам <адрес>, выступая в качестве арендодателя, предоставило в аренду ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» лесной участок, площадью <данные изъяты> га <данные изъяты> лесничества, из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в том числе расположенные в кварталах <данные изъяты> <данные изъяты>, сроком на 49 лет с момента государственной регистрации (л.д. 81-85).
В ходе проверки ОВД <адрес> обращения директора <данные изъяты> лесничества по факту захламления коммунально-бытовыми отходами на площади <данные изъяты> кв.м. в кварталах <данные изъяты> установить лиц, причастных к захламлению лесов бытовыми отходами не представилось возможным (л.д. )
Таким образом, в ходе проверок собственник отходов установлен не был.
Согласно ст. 4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Суду не представлено доказательств обращения указных отходов в чью-либо собственность, в связи с чем, несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные в кварталах 191,195, 204 Усть-Лужского участкового лесничества являются бесхозными, в связи с чем, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность по их сбору и вывозу.
Поскольку судом установлено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, суд находит законным требования удовлетворить, обязать ответчика организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов в границах 9 <адрес> и установить срок исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления - удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «<данные изъяты>» <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащим образом процесс сбора и бытовых отходов, путем вывоза отходов, незаконно размещенных в границах <адрес>, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья: