Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1005/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2010 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Герман М.В.
при секретаре Ермишкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца и ответчика по встречным искам Васильева С.М., представителя ответчика и истца по встречному иску Васильева Е.Л.- адвоката Макуриной Т.А.,
гражданское дело по иску ВАСИЛЬЕВА Сергея Михайловича к МАЙБОРОДА Юлии Михайловне, ВАСИЛЬЕВУ Евгению Леонидовичу о признании права собственности на наследственное имущество,
встречному иску МАЙБОРОДА Юлии Михайловны к ВАСИЛЬЕВУ Сергею Михайловичу, ВАСИЛЬЕВУ Евгению Леонидовичу о признании права собственности на долю наследственного имущества,
встречному иску ВАСИЛЬЕВА Евгения Леонидовича к ВАСИЛЬЕВУ Сергею Михайловичу, МАЙБОРОДА Юлии Михайловне о признании права собственности на наследственное имущество, признании недостойными наследниками
У С Т А Н О В И Л:
Васильев С.М. обратился в суд с иском к Майборода Ю.М. о признании за ним права собственности на наследственное имущество, состоящее из одноэтажного жилого дома площадью <данные изъяты> в том числе, жилой площадью <данные изъяты>, с сенями и верандой и надворных построек: хлева, двора, бани, навеса, колодца, навеса, туалета и земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные <адрес> (л.д. 4).
Майборода Ю.М. заявила встречный иск к Васильеву С.М. о признании за ней права собственности на 1/2 долю указанного наследственного имущества (л.д. 71-72).
Васильев Е.Л., привлеченный в качестве соответчика по искам Васильева С.М. и Майборода Ю.М. (л.д. 156), предъявил к ним встречный иск о признании права собственности на указанное наследственное имущество и признании Васильева С.М. и Майборода Ю.М. недостойными наследниками (л.д. 171-172).
Истец и ответчик по встречным искам Васильев С.М. указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его дед- ФИО7, которому принадлежало имущество, в отношении которого заявлен спор. При жизни ФИО7 было составлено завещание, которым он завещал указанное имущество своим детям- ФИО8- отцу истца, а также ФИО9 и ФИО10. ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ. В доме после смерти деда стали проживать ФИО9 и ФИО10 Истец фактически принял наследство, забрав металлические столбы, находившиеся во дворе дома. В ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО10, у которого наследников первой очереди не имеется. ФИО9 вселил в дом посторонних людей, хотя истец пытался этому противостоять. Но освободить дом от посторонних ему удалось только после смерти ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что является наследником деда по праву представления, а также наследником дяди- ФИО10, поэтому наследственное имущество может быть поделено поровну на всех трех наследников второй очереди.
Ответчица и истица по встречному иску Майборода Ю.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, против рассмотрения дела в ее отсутствие не возражала (л.д. 194, 195).
Представитель ответчика и истца по встречному иску Васильева Е.Л. против удовлетворения иска Васильева С.М. и Майборода Ю.М. возражала, ссылаясь на то, что они наследство в установленный срок и в установленном порядке не принимали ни после деда, ни после ФИО10 Наследство после ФИО7 приняли ФИО9 и ФИО10, а после ФИО10- ФИО9 Поэтому Васильев Е.Л., приняв наследство после своего отца- ФИО7 является единственным наследником, принявшим наследство. Васильев С.М. и Майборода Ю.М. являются недостойными наследниками, поскольку скрыли от суда наличие еще одного наследника- Васильева Е.Л., что подтверждается судебным решением- определением Ленинградского областного суда.
Ответчица и истец по встречному иску Васильева Е.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 182), уважительных причин неявки суду не представил.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск Васильева С.М., встречные иски Майборода Ю.М. и Васильева Е.Л. обоснованными в части и подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО7 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, предоставленный ему решением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 19, 20-22), а также расположенный на указанном земельном участке жилой дом с надворными постройками, что подтверждается копией похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы (л.д. 19) и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией ФИО2 <адрес> (л.д. 11).
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). При жизни ФИО7 составил завещание, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ФИО2 волости, которым жилой <адрес> надворными постройками в деревне <адрес> и земельный участок завещал в равных долях своим детям ФИО8, ФИО9, ФИО10 Завещание не отменено и не изменено (л.д. 6).
Наследство после ФИО7 открылось ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ» к возникшим правоотношениям применяются положения Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.
В соответствии со ст. 527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам (ст. 534 ГК РСФСР).
Наследниками могут быть при наследовании по завещанию- граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя (ст. 530 ГК РСФСР).
Указанный в завещании ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), то есть, до момента смерти ФИО7, поэтому в силу ст. 530 ГК РСФСР он не мог быть наследником.
Соответственно, у его детей- Васильева С.М. и Майборода Ю.М. не возникло право наследовать после ФИО7
В соответствии с ч. 4 ст. 532 ГК РСФСР внуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
Таким образом, по праву представления Васильев С.М. и Майборода Ю.М. могли наследовать то имущество, которое причиталось бы их отцу- ФИО8 при наследовании по закону. Поскольку в отношении спорного имущества имеется завещание ФИО7, в котором завещатель не указал другого наследника на случай, если назначенный им наследник умрет до открытия наследства (ст. 536 ГК РСФСР), Васильев С.М. и Майборода Ю.М. не могут наследовать указанное имущество по праву представления.
В соответствии со ст. 551 ГК РСФСР, если наследодатель завещал все свое имущество назначенным им наследникам, то доля наследства, причитавшаяся отпавшему наследнику, поступает к остальным наследникам по завещанию и распределяется между ними в равных долях.
Поэтому доля наследства, причитавшаяся ФИО8 должна быть распределена между остальными наследниками по завещанию- ФИО9 и ФИО11, при этом каждому из них причитается по 1/2 доле наследственного имущества (1/3 доля + 1/2 от 1/3 доли, причитавшейся ФИО8).
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом, или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Судом установлено, что ФИО9 и ФИО10 после смерти своего отца ФИО7 к нотариусу за оформлением наследственных прав не обращались, наследственное дело после ФИО7 не заводилось (л.д. 31, 60). Однако с ДД.ММ.ГГГГ они стали проживать с жилом доме, входящим в состав наследственного имущества. Указанное обстоятельство подтвердили в судебном заседании участники судебного разбирательства. Кроме того, из справок, выданных <данные изъяты> следует, что ФИО9 и ФИО10 проживали с доме с ДД.ММ.ГГГГ по день своей смерти (л.д. 150, 199). Поэтому суд находит доказанным факт принятия наследниками по завещанию ФИО9 и ФИО10 в установленный законом срок наследства, оставшегося после ФИО7, то есть, со времени открытия наследства ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок, в отношении которых заявлен спор, признаются принадлежащими наследникам ФИО9 и ФИО10 по 1/2 доле каждому.
ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), завещание не оставил. Наследники первой очереди у ФИО10 отсутствуют, наследственное дело после него не заводилось (л.д. 31, 189).
К возникшим в отношении наследства, оставшегося после ФИО10, правоотношениям применяются положения Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.
В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: во вторую очередь- братья и сестры умершего. Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди. Дети братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
На момент открытия наследства после ФИО10 при отсутствии наследников первой очереди к наследованию по закону могли быть призваны наследники второй очереди: брат наследодателя- ФИО9 и племянники наследодателя- Васильев С.М. и Майборода Ю.М. (л.д. 9, 10, 39, 175, 191), поскольку их отца- ФИО8, который был бы наследником, уже не было в живых.
Истцы и ответчики в подтверждение факта принятия наследства после ФИО10 представили справки, выданные <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, которые свидетельствуют о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Васильев С.М. и Майборода Ю.М управляют наследственным имуществом, состоящим из жилого <адрес> надворными постройками и земельного участка площадью <данные изъяты> в деревне <адрес>, ФИО9 проживал в доме и содержал его с ДД.ММ.ГГГГ до момента своей смерти в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53, 74, 150). То есть, исходя из смысла указанных справок, все наследники управляли указанным имуществом в том числе, и в ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО10
Достоверность указанных справок иными доказательствами не опровергнута.
Поскольку доказан факт принятия наследниками по закону второй очереди ФИО9, а также по праву представления Васильевым С.М. и Майборода Ю.М в установленный законом срок наследства, оставшегося после ФИО10, состоявшего из 1/2 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, со времени открытия наследства 1/2 доля указанного имущества признаются принадлежащей ФИО9 и 1/2 доля- Васильеву С.М. и Майборода Ю.М, то есть, по 1/4 доле каждому.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 принадлежали 3/4 доли (1/2 доля после ФИО7 + 1/2 от 1/2 доли после ФИО10) в праве собственности на жилой <адрес> надворными постройками и земельный участок площадью <данные изъяты> в деревне <адрес>. Васильеву С.М. и Майборода Ю.М принадлежит по 1/8 доле (1/4 от 1/2 доли после ФИО10) указанного имущества.
ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 176).
К возникшим в отношении наследства, оставшегося после ФИО9, правоотношениям применяются положения Гражданского кодекса РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.ст. 1152-1154 ГК РФ).
Наследником по закону первой очереди имущества, оставшегося после ФИО9, является его сын- Васильев Е.Л. (л.д. 175). Других наследников первой очереди не имеется.
После смерти отца Васильев Е.Л. в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и получил свидетельство о праве на наследство на иное оставшееся после ФИО9 имущество (л.д. 173). В силу ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Поэтому за Васильевым Е.Л. должно быть признано право на наследственное имущество, оставшееся после ФИО9, состоящее из 3/4 долей в праве собственности на жилой <адрес> надворными постройками и земельный участок площадью <данные изъяты> в деревне <адрес>.
В соответствии со ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из наследников, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию, либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Истец по встречному иску Васильев Е.Л. в обоснование своего требования о признании ответчиков недостойными наследниками ссылается на то, что они, зная о наличии еще одного наследника, скрыли это от суда, пытаясь увеличить причитающуюся им долю наследственного имущества. Однако Васильев С.М. пояснил, что ему не было известно местонахождение Васильева Е.Л., о чем он и говорил суду.
Положения п. 1 ст. 1117 ГК РФ правил не подпадает. Кроме того, обстоятельства, которые могут являться основанием для признания лица недостойным наследником, должны быть установлены приговором или решением суда. Истец ссылается на то, что факт сокрытия ответчиками сведений о наличии еще одного наследника установлен определением Ленинградского областного суда при рассмотрении дела в кассационной инстанции ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152-155). Однако указанное определение не содержит сведений об установлении факта противоправности действий Васильева С.М. или Майборода Ю.М.
Таким образом, доказательств наличия у ответчиков умысла на сокрытие того факта, что имеются иные наследники, установленного судебным постановлением, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. Поэтому оснований для удовлетворения иска Васильева Е.Л. о признании Васильева С.М. и Майборода Ю.М недостойными наследниками и отстранении их от наследования суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ВАСИЛЬЕВА Сергея Михайловича к МАЙБОРОДА Юлии Михайловне, ВАСИЛЬЕВУ Евгению Леонидовичу о признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить частично.
Встречный иск МАЙБОРОДА Юлии Михайловны к ВАСИЛЬЕВУ Сергею Михайловичу, ВАСИЛЬЕВУ Евгению Леонидовичу о признании права собственности на долю наследственного имущества удовлетворить частично.
Встречный иск ВАСИЛЬЕВА Евгения Леонидовича к ВАСИЛЬЕВУ Сергею Михайловичу, МАЙБОРОДА Юлии Михайловне о признании права собственности на наследственное имущество, признании недостойными наследниками удовлетворить частично.
Признать
-за ВАСИЛЬЕВЫМ Сергеем Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право на 1/8 долю
-за МАЙБОРОДА Юлией Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на 1/8 долю
-за ВАСИЛЬЕВЫМ Евгением Леонидовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем деревни <адрес>, право на 3/4 доли
в праве собственности на наследственное имущество, состоящее из одноэтажного жилого дома (литера А) площадью <данные изъяты>, в том числе, жилой площадью <данные изъяты> с сенями (литера а) и верандой (литера а1) и надворных построек: хлева (литера Г), двора (литера Г1), бани (литера Г2), навеса (литера Г3), колодца (литера Г4), навеса (литера Г5), туалета (литера Г6), расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>
земельного участка площадью <данные изъяты>, кадастровый номер: №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>
В остальной части иска о признании права собственности на наследственное имущество ВАСИЛЬЕВУ Сергею Михайловичу отказать.
В остальной части иска о признании права собственности на долю наследственного имущества МАЙБОРОДА Юлии Михайловне отказать.
В остальной части иска о признании права собственности на наследственное имущество и в иске о признании недостойными наследниками ВАСИЛЬЕВУ Евгению Леонидовичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья