Решение по гражданскому делу № 2-783/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-783/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2010 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Герман М.В.

при секретаре Ермишкиной Ю.В.

с участием прокурора Чернявской М.Ю.,

истца Владимирова М.Р., ответчика- представителей администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Кудряшовой О.Н., Караулова А.О., Ипатовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВЛАДИМИРОВА Михаила Ремовича к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Владимиров М.Р. обратился в суд с иском о восстановлении на работе в должности <данные изъяты> взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 4-5).

В обоснование иска истец Владимиров М.Р. в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (объяснения исследованы судом (л.д. 52, 97-99, 248) и ДД.ММ.ГГГГ указал, что ДД.ММ.ГГГГ назначен на старшую муниципальную должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен работодателем о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, поскольку отдел <данные изъяты> будет исключен из структуры администрации. Ему были предложены <данные изъяты> вакантные должности в <данные изъяты>, но он отказался, поскольку должности не соответствовали его квалификации. Других вакансий не предлагали, несмотря на их наличие, со штатным расписанием не ознакомили. Также же не предложили должности, имевшиеся в <данные изъяты> которому были переданы полномочия, выполнявшиеся отделом, возглавляемым истцом. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен. Полагал увольнение незаконным, поскольку имеет длительный стаж работы в администрации, неоднократно поощрялся. Является <данные изъяты>, <данные изъяты>. Работодатель не учел, что истцу крайне сложно будет в силу возраста и состояния здоровья найти другую работу. Кроме того, считал мероприятия по сокращению штатов мнимыми, имеющими цель избавиться от него как неугодного работника. Передача полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию условий для обеспечения поселений услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, содействие развитию малого и среднего предпринимательства на уровень городского поселения является незаконной и обжалована истцом в судебном порядке. Незаконное увольнение повлекло причинение истцу нравственных страданий, вызванных перенесенными унижениями, страхом за свое будущее и невозможностью содержать семью, кроме того, ухудшилось состояние здоровья истца, поэтому просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

Ответчик- представители администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (объяснения исследованы судом (л.д. 52, 97-99, 248) и ДД.ММ.ГГГГ иск не признали. Пояснил, что в ходе реализации программы по оптимизации затрат на муниципальных служащих и развитие ресурсного обеспечения муниципальной службы, повышение эффективности предоставления услуг населению была изменена структура администрации, из которой исключен <данные изъяты>. Поэтому должность <данные изъяты> подлежала сокращению, о чем истец ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен. В тот же день ему были предложены вакантные должности <данные изъяты>, но истец от них отказался. Иных вакантных должностей, соответствующих квалификации истца, или вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы в администрации не имелось. Предлагать вакантные должности в <данные изъяты> оснований не было, так как это другая организация. Увольнение произведено через 2 месяца после предупреждения, никаких нарушений порядка увольнения не было.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего в иске отказать, суд находит иск обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Правовое положение муниципальных служащих МО «Кингисеппский муниципальный район» регулируется также Положением «О правовом регулировании муниципальной службы в МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области», утвержденным решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» от 25 декабря 2009 года № 56/2-с (л.д. 165-195).

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ)

В соответствии со ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Владимиров М.Р. принят на муниципальную службу в качестве <данные изъяты> (<данные изъяты> (л.д. 9-12).

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято решение № о поручении администрации МО подготовить и представить в <данные изъяты> предложение по оптимизации численности и новой структуре администрации.

Согласно штатному расписанию администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», утвержденному распоряжением главы МО от ДД.ММ.ГГГГ, в штате администрации имелось <данные изъяты> должностей, в том числе, <данные изъяты> должностей муниципальной службы (л.д. 101-113).

ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> № утверждена структура органов местного самоуправления МО «Кингисеппский муниципальный район» с общей численностью аппарата администрации <данные изъяты> человек (без учета госполномочий) (л.д. 86-87), где в составе <данные изъяты> имеется отдел <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> издано распоряжение № (л.д. 114), которым продлено действие штатного расписания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, до момента утверждения нового штатного расписания в соответствии со структурой администрации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме, все изменения в штатном расписании вводить поэтапно. Установлено также, что штатное расписание, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, действует в части, не противоречащей вводимому штатному расписанию.

Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № предписано подготовить проект решения <данные изъяты>, и внести предложения по изменению структуры на ближайшую сессию Совета депутатов. В связи с предполагаемым исключением отдела, изменения в штатном расписании в части реорганизации отдела по торговле, развитию малого бизнеса и ценообразованию не производить. Подготовить уведомление о предупреждении муниципального служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата. После утверждения изменений в структуре администрации внести соответствующие изменения в штатное расписание, исключив должность <данные изъяты>.

Муниципальные служащие, занимавшие <данные изъяты> должности <данные изъяты> (л.д. 117-118).

В связи с высвобождением вакансий ДД.ММ.ГГГГ распоряжением <данные изъяты> № внесены изменения в штатное расписание со ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116). Из штатного расписания выведены <данные изъяты> вакантные должности, в том числе, в <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № издано распоряжение о сокращении штата работников администрации (л.д. 119), согласно которому в связи с предстоящим изменением структуры администрации, упразднением <данные изъяты> <данные изъяты> предписано уведомить о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата под роспись не позднее чем за 2 месяца до увольнения Владимирова М.Р.- <данные изъяты>, при проведении мероприятий по сокращению штата предложить ему вакантные должности в администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», соответствующие его квалификации, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. Уведомить Кингисеппский центр занятости населения о предстоящем высвобождении муниципального служащего. По истечении двухмесячного срока с момента предупреждения в случае отказа от предложенных вакантных должностей расторгнуть с работником трудовой договор на основании отдельного распоряжения с предоставлением гарантий, установленных трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе в связи с сокращением штата работников.

ДД.ММ.ГГГГ Владимиров М.Р. предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата и предполагаемом расторжении трудового договора по истечении 2 месяцев с момента предупреждения, в связи с предстоящим изменением структуры администрации и исключением из нее <данные изъяты>, внесением изменений в штатное расписание администрации и сокращением должности <данные изъяты> указанным отделом (л.д. 121).

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ Владимирову М.Р. сообщили об отсутствии должностей, соответствующих его квалификации и предложили вакантные должности <данные изъяты>, от которых истец отказался (л.д. 122).

Кингисеппский центр занятости населения уведомлен о предстоящем высвобождении муниципального служащего Владимирова М.Р. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 216).

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в структуру органов местного самоуправления внесены изменения, в том числе, упразднен <данные изъяты> (л.д. 95-96).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-к Владимиров М.Р. освобожден от <данные изъяты> и уволен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д. 124), то есть, установленный ст. 180 ТК РФ двухмесячный срок ответчиком не нарушен. С распоряжением истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись. При увольнении истцу выплачено предусмотренное трудовым законодательством выходное пособие (л.д. 40).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы № утверждено штатное расписание, согласно которому в штате администрации имеется <данные изъяты> должностей, в том числе, <данные изъяты> должности муниципальной службы (л.д. 135-146).

Оценив представленные доказательства, суд не усматривает нарушений трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе при увольнении Владимирова М.Р.

Доводы истца о том, что ему не были предложены все имевшиеся в администрации вакантные должности, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Согласно штатному замещению (л.д. 88-99) на ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» имелось <данные изъяты> вакантных должностей: <данные изъяты>

Владимирову М.Р. действительно были предложены только <данные изъяты> должности в <данные изъяты>

Однако ответчиком представлены доказательства, подтверждающие доводы о том, что остальные должности не соответствовали квалификации Владимирова М.Р. и не являлись нижестоящими должностями.

По должности <данные изъяты> необходимо специальное образование, которое у истца отсутствует. Кроме того, истец сам подтвердил, что на указанную должность он не претендовал.

Должностной инструкцией <данные изъяты> (л.д. 196-198) установлено такое квалификационное требование как знание английского языка (письменного и устного), подтвержденное дипломом. Наличие указанного квалификационного требования обусловлено тем, что в основные задачи и функции помощника входит формирование программ и координация проведения встреч главы района с международными делегациями, составление программ и осуществление подготовки и проведения встреч главы администрации с иностранными партнерами. Поскольку у Владимирова М.Р. <данные изъяты>, указанная должность не соответствует его квалификации.

Владимиров М.Р., являясь <данные изъяты>, занимал <данные изъяты>. Должность <данные изъяты> классифицируется по группе как <данные изъяты> (л.д. 239-241), поэтому у работодателя отсутствовала обязанность предлагать ему указанную вакантную должность. Кроме того, в качестве квалификационного требования по указанной должности предусмотрено наличие высшего <данные изъяты> образования, которое у истца отсутствует. Доводы Владимирова М.Р. о том, что в <данные изъяты> году он работал <данные изъяты>л.д. 18) правового значения не имеют, поскольку в <данные изъяты> году муниципальная служба не существовала, поэтому оценить соответствие квалификационных требований по главной должности муниципальной службы и должности работника мэрии не представляется возможным.

Ответчиком представлены копии распоряжений обо всех кадровых передвижениях в администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которых установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была вакантна ведущая должность муниципальной службы <данные изъяты> (л.д. 221, 224). Истцу указанная должность не была предложена, поскольку предусматривает наличие <данные изъяты>. Владимиров М.Р. <данные изъяты> не имеет.

Освободившаяся ДД.ММ.ГГГГ ведущая должность муниципальной службы <данные изъяты> (л.д. 218) выведена из штатного расписания.

Старшая должность муниципальной службы ведущего специалиста из категории «<данные изъяты>» переведена в штат комитета по взаимодействию с органами МСУ, общим и организационным вопросам в связи с упразднением в штатном расписании категории «<данные изъяты>» (л.д. 222, 223).

В <данные изъяты> принят сотрудник на одну из вакантных должностей (л.д. 219). На вторую вакантную должность переведен сотрудник этого же комитета в младшей муниципальной должности (л.д. 220).

Штатное замещение администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» на ДД.ММ.ГГГГ подтверждает отсутствие иных вакансий на момент увольнения истца (л.д. 225-231).

Поскольку ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» предусматривает только право, а не обязанность работодателя проводить конкурс при замещении должности муниципальной службы, отсутствие конкурса при назначении на вакантные должности, которые указал истец, не является нарушением закона.

Ссылки истца на возможность предложения ему работы в <данные изъяты> несостоятельны. <данные изъяты> является органом местного самоуправления иного муниципального образования, а у работодателя отсутствует обязанность предлагать увольняемому по сокращению штата работнику должности в иных организациях.

Также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела доводы Владимирова М.Р. о том, что сокращение штата было мнимым и имело цель избавиться именно от него. Из представленных материалов следует, что штат администрации сократился со <данные изъяты> единиц до <данные изъяты>, то есть, мероприятия по сокращению действительно имели место. При этом проведение мероприятий по сокращению штата, в том числе, в целях оптимизации затрат на служащих, является правом работодателя.

Доводы истца о длительном стаже работы в администрации, наличии <данные изъяты> правового значения для разрешения настоящего дела не имеют, поскольку лица, по отношению к которым могло быть оценено его преимущественное право на оставление на работе, отсутствовали.

Таким образом, увольнение Владимирова М.Р. произведено с соблюдением порядка увольнения по сокращению штата, установленного трудовым законодательством, поэтому оснований для восстановления истца на работе не имеется.

Ст. 237, 394 Трудового кодекса РФ предусматривают возможность возмещения работнику денежной компенсации морального вреда при его причинении неправомерными действиями или бездействием работодателя. Поскольку судом не установлено неправомерных действий ответчика при увольнении истца, оснований для удовлетворения иска в этой части также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ВЛАДИМИРОВУ Михаилу Ремовичу к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» о восстановлении на работе, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья