Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-759/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2010 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Герман М.В.
при секретаре Ермишкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя Владимирова М.Р., заинтересованных лиц- представителя Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Рубин Ж.В., представителя Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппское городское поселение» Востриковой О.Н., представителя администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Кудряшовой О.Н., представителя администрации муниципального образования «Кингисеппское городское поселение» Скажутина А.В.,
гражданское дело по заявлению ВЛАДИМИРОВА Михаила Ремовича о признании незаконным Решения Президиума Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» от 28 апреля 2010 года № 28/2-п «О передаче администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» администрации МО «Кингисеппское городское поселение» части полномочий по решению вопросов местного значения»
У С Т А Н О В И Л:
Владимиров М.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Решения Президиума Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» от 28 апреля 2010 года № 28/2-п «О передаче администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» администрации МО «Кингисеппское городское поселение» части полномочий по решению вопросов местного значения»
В обоснование заявления Владимиров М.Р. указал, что оспариваемое решение незаконно, поскольку нарушен установленный законом и Уставом МО порядок передачи полномочий. Этот порядок в муниципальном образовании вообще отсутствует, что и является нарушением. Кроме того, оспариваемое решение не было опубликовано в средствах массовой информации, хотя затрагивает права и интересы жителей всего района. Также указал, что в связи с принятием данного решения он был незаконно уволен с должности заведующего отделом по торговле, развитию малого бизнеса и ценообразованию администрации МО «Кингисеппский муниципальный район». Этот отдел администрации был упразднен, а полномочия переданы на уровень МО «Кингисеппское городское поселение». Полагает, что принятие оспариваемого решения нарушило его право на труд.
Представитель органа, решение которого обжалуется,- Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» против удовлетворения заявления возражала. Полагала, что решение не противоречит ни законодательству, ни Уставу МО. Решение не затрагивает права и интересы ни заявителя как гражданина, ни иных жителей района, то есть, не может являться нормативно-правовым актом и опубликованию не подлежит. Процедура принятия решения была соблюдена, решение принял компетентный орган в рамках своих полномочий.
Представители Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппское городское поселение», администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район», администрации муниципального образования «Кингисеппское городское поселение» против удовлетворения заявления возражали, поддержав позицию, высказанную представителем Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район».
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Судом установлено, что 25 декабря 2009 года Советом депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» № 59/2-с принято Решение «Об утверждении программы по проведению эксперимента в целях развития муниципальной службы на территории МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области и его административном центре- МО «Кингисеппское городское поселение» (л.д. 45-47).
Указанным решением утверждена Программа проведения эксперимента в целях развития муниципальной службы на территории МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области и его административном центре- МО «Кингисеппское городское поселение». В качестве основной цели программы указано повышение эффективности муниципальной службы, ее видов и уровней, оптимизация затрат на муниципальных служащих и развитие ресурсного обеспечения муниципальной службы, повышение эффективности предоставления услуг населению. Задачи программы: избежать дублирования функций городской и районной администрации, создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения муниципальной службы, внедрение новых методов планирования, финансировании, стимулирования деятельности муниципальных служащих, внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на муниципальной службе. Сроки реализации программы- 2010-2014 годы. Одним из мероприятий программы является оптимизация структур районной и городской администрации во избежание дублирования функций, сокращение численности аппаратов администраций в целях экономии бюджетных средств; формирование новой системы управления муниципальной службы.
Законность указанного решения проверена Кингисеппским городским судом. Решением Кингисеппского суда от 18 марта 2010 года, вступившим в законную силу 29 апреля 2010 года, Решение Совета депутатов № 59/2-с признано недействующим только в части, предусматривающей в качестве мероприятия программы делегирование полномочий главы администрации. В остальной части Решение Совета депутатов № 59/2-с недействующим не признавалось.
28 апреля 2010 года Президиумом Совета Депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» принято Решение № 28/2-п «О передаче администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» администрации МО «Кингисеппское городское поселение» части полномочий по решению вопросов местного значения (л.д. 44).. Президиум Совета депутатов решил: 1. Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» передать администрации МО «Кингисеппское городское поселение» следующие полномочия по решению вопросов местного значения, входящие в компетенцию МО «Кингисеппский муниципальный район»: -создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания; -содействие развитию малого и среднего предпринимательства. 2. Предложить Совету депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» принять указанные в пункте 1 настоящего Решения полномочия по решению вопросов местного значения. 3. Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» как исполнительному органу власти, после получения согласия от Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» на принятие указанных в пункте 1 настоящего Решения полномочий: -заключить соглашение с администрацией МО «Кингисеппское городское поселение» о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, указанных в пункте 1 настоящего Решения, сроком до 31 декабря 2014 года; -в соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса РФ предоставить межбюджетные трансферты на осуществление указанных полномочий в объеме, предусмотренном бюджетом МО «Кингисеппский муниципальный район» на 2010 год в порядке, предусмотренном Соглашением, подлежащим совершению согласно абзацу 2 настоящего пункта Решения; -до истечения срока действия соглашения ежегодно предусматривать в бюджете МО «Кингисеппский муниципальный район» межбюджетные трансферты на осуществление переданных полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (п. 1 ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесены к вопросам местного значения муниципального района (п. 18 и 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Кингисеппский муниципальный район» (ст. 12 Устава (л.д. 66-67).
В соответствии с Положением о Президиуме Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район», утвержденным Решением Совета депутатов от 18 ноября 2009 года № 15/2-с, Президиум рассматривает иные вопросы, отнесенные федеральными законами, законами Ленинградской области и Уставом МО «Кингисеппский муниципальный район» к компетенции представительного органа местного самоуправления, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, оспариваемое заявителем Решение принято уполномоченным органом по вопросу, отнесенному к вопросам местного значения, и не относящемуся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Доводы заявителя о том, что Решение является недействующим, поскольку не опубликовано в средствах массовой информации, несостоятельны, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 38 Устава МО «Кингисеппский муниципальный район» решения Президиума Совета депутатов вступают в силу с момента подписания, если иное не предусмотрено самим решением.
Также несостоятельны доводы Владимирова М.Р. о том, что нарушен порядок передачи полномочий, поскольку полномочия переданы Решением Президиума, а не соглашением органов местного самоуправления, порядок заключения которого вообще отсутствует.
Оспариваемым решением не переданы полномочия, а разрешен вопрос об их передаче администрацией района при условии получения согласия Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» принять указанные полномочия, и о заключении соглашения с администрацией МО «Кингисеппское городское поселение» о передаче осуществления полномочий, а также о предоставлении межбюджетных трансфертов на осуществление указанных полномочий.
Исходя из смысла п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 12 Устава МО «Кингисеппский муниципальный район» правовым основанием для передачи части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования одного уровня органам местного самоуправления муниципального образования другого уровня является не решение представительных органов о передаче полномочий и согласии принять указанные полномочия, а соглашение между указанными органами местного самоуправления. На эти же нормы ссылается заявитель в обоснование своего заявления.
Однако именно эти обстоятельства свидетельствуют о том, что передачу полномочий, и, соответственно, изменение структуры администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», исключение из ее структуры отдела по торговле, развитию малого бизнеса и ценообразованию, сокращение должности заведующего указанным отделом повлекло не оспариваемое Решение Президиума, а соглашение между администрациями двух уровней, заключенное после принятия указанных полномочий муниципальным образованием МО «Кингисеппское городское поселение» (л.д. 50). Поэтому права и интересы Владимирова М.Р. оспариваемым Решением не нарушались, и оснований для удовлетворения его заявления не имеется.
Наличие Решения Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» от 19 марта 2010 года № 104 о передаче администрацией МО «Кингисеппское городское поселение» администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» части полномочий по решению вопросов местного значения», на законность оспариваемого решения не влияет. Решением № 104 Совет депутатов «Кингисеппское городское поселение» просит Совет депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» принять полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, вопроса по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Согласие Советом депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» дано не было. Кроме того, Решением Решения Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» от 14 мая 2010 года № 127 в решение от 19 марта 2010 года № 104 внесены изменения и слова «создание условий для обеспечения жителей поселения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания» исключены (л.д. 50).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать ВЛАДИМИРОВУ Михаилу Ремовичу в удовлетворении заявления о признании незаконным Решения Президиума Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» от 28 апреля 2010 года № 28/2-п «О передаче администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» администрации МО «Кингисеппское городское поселение» части полномочий по решению вопросов местного значения».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья