Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-302/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2010 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Герман М.В.
при секретаре Ермишкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя- Максимова А.Н., представителя заинтересованного лица- Тукачевой Н.М.- Орлова И.В., представителя заинтересованных лиц- Конкурсной комиссии и Совета депутатов МО «Опольевское сельское поселение»- Синицына С.В.
гражданское дело по заявлению МАКСИМОВА Алексея Николаевича об отмене протокола конкурсной комиссии от 18 ноября 2009 года и результатов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение»
У С Т А Н О В И Л:
Максимов А.Н. и Галушка А.Н. обратились в суд с заявлением об отмене протокола конкурсной комиссии от 18 ноября 2009 года и результатов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» (л.д. 3-4).
В ходе рассмотрения дела Галушка А.Н. заявила об отказе от заявления об отмене протокола конкурсной комиссии и результатов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение». Отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено (л.д. 249, 258-259).
В обоснование заявления Максимов А.Н. указал, что 18 ноября 2009 года в МО «Опольевское сельское поселение» проводился конкурс на замещение должности главы администрации. Максимов А.Н. подавал документы на участие в конкурсе, но ему было отказано. При этом не были указаны основания отказа. Полагает отказ незаконным, поскольку соответствует всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы администрации, в том числе, имеет необходимый стаж работы на руководящих должностях в органах, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, поскольку с 1993 года является главой крестьянского хозяйства. Ранее являлся секретарем комсомольской организации совхоза «Россия», членом бюро Кингисеппского горкома ВЛКСМ, был включен в резерв на замещение должностей руководителей партийного и хозяйственного актива.
Заинтересованное лицо- представитель Конкурсной комиссии и Совета депутатов МО «Опольевское сельское поселение»- глава МО «Опольевское сельское поселение» против удовлетворения заявления Максимова А.Н. возражал. Пояснил, что конкурсная комиссия была создана и работала в соответствии с Положением о конкурсной комиссии, которым руководствовалась в своей деятельности. На заседании комиссии 18 ноября 2009 года были рассмотрены 3 кандидата на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации поселения. Максимов А.Н. и Галушка А.Н. не были допущены к участию в конкурсе, поскольку не соответствовали требованиям, предъявляемым к кандидатам, в частности, не имели необходимого стажа работы.
Заинтересованные лица- Тукачева Н.М. и Галушка А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 230). Тукачева Н.М. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 254).
Представитель заинтересованного лица Тукачевой Н.М. против удовлетворения заявления Максимова А.Н. возражал. Подтвердил объяснения, данные главой МО «Опольевское сельское поселение».
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 5 Закона Ленинградской области «Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» № 37-оз глава местной администрации городского, сельского поселения назначается представительным органом городского, сельского поселения.
Главой местной администрации городского, сельского поселения назначается по контракту кандидат, представленный конкурсной комиссией городского, сельского поселения из числа кандидатур, рассмотренных конкурсной комиссией при проведении конкурса.
При формировании конкурсной комиссии городского, сельского поселения Губернатор Ленинградской области вправе представить до 50 процентов кандидатов в члены конкурсной комиссии городского, сельского поселения для назначения их представительным органом городского, сельского поселения.
Ст. 55 Устава МО «Опольевское сельское поселение» установлено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения устанавливается Советом депутатов. При проведении конкурса на замещение должности главы администрации поселения не позднее, чем за 20 дней до его проведения, осуществляется опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта контракта с главой администрации поселения. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается решением Совета депутатов. Лицо назначается на должность главы администрации поселения Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (л.д. 156).
Судом установлено, что решением Совета депутатов МО «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 22 октября 2009 года № 6 в соответствии со ст. 55 Устава МО «Опольевское сельское поселение» утверждено Положение о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» (л.д. 21-27).
Решение опубликовано в газете «Восточный берег» № 43 от 28 октября 2009 года (л.д. 266).
Решением Совета депутатов МО «Опольевское сельское поселение» от 22 октября 2009 года № 8 объявлен конкурс на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение», установлено место и время приема документов на конкурс, лицо, уполномоченное на прием документов, и назначена дата, время и место проведения конкурса- 18 ноября 2009 года в 14 часов по адресу: деревня Ополье, дом 66 (л.д. 39-40).
Решение опубликовано в газете «Восточный берег» № 43 от 28 октября 2009 года (л.д. 267).
22 октября 2009 года Совет депутатов МО «Опольевское сельское поселение» также принял решение № 9 о направлении обращения Губернатору Ленинградской области о представлении кандидатов в количестве 3 человек в состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение», указав, что заседание Совета депутатов по вопросу назначения членов конкурсной комиссии состоится 29 октября 2009 года (л.д. 41-42).
Внеочередным решением Совета депутатов МО «Опольевское сельское поселение» от 29 октября 2009 года № 1 назначены члены конкурсной комиссии: Синицын С.В., Литвиненко С.К., Хейкинен И.Э., Орлов И.В., Лукина В.Д., Ишкова А.А. (л.д. 43-44).
Ответ Губернатора о представлении в состав конкурсной комиссии кандидатур Ишковой А.А., Лукиной В.Д. и Орлова И.В. направлен в Совет депутатов МО «Опольевское сельское поселение» только 06 ноября 2009 года (исходящий № 48-3655/09) (л.д. 103-104), однако представление до 50 процентов кандидатов в члены конкурсной комиссии является в силу п. 3 ст. 5 Областного закона № 37-оз правом, а не обязанностью Губернатора, поэтому утверждение состава комиссии до получения ответа Губернатора на правомочность комиссии не влияет.
Доводы заявителя о том, что лица, не проживающие на территории Опольевского сельского поселения, не имели права быть членами конкурсной комиссии, несостоятельны, поскольку таких ограничений не установлено ни федеральным и областным законодательством, ни нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, при формировании конкурсной комиссии и объявлении конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» нарушений федерального и областного законодательства, а также Устава МО «Опольевское сельское поселение» не имелось.
Согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
При этом какие-либо ограничения, условия и определенные требования по возможности установления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации не установлены.
Статьей 56 Устава МО «Опольевское сельское поселение» установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации поселения. Кандидаты на должность главы администрации поселения должны соответствовать следующим требованиям: 1) иметь высшее профессиональное образование; 2) стаж государственной службы (работы) на должностях категории «руководители» ведущей группы или на выборных должностях в органах государственной власти и управления не менее трех лет, либо стаж муниципальной службы (работы) на руководящих должностях главной группы или на выборных должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет, либо стаж работы на руководящих должностях в организациях, учреждениях и предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не менее пяти лет; 3) иметь положительные отзывы с предыдущего места службы (работы); 4) иметь возраст не менее 25 лет; 5) обладать знаниями устава Опольевского сельского поселения, необходимыми знаниями федерального и областного законодательства применительно к исполнению обязанностей главы администрации поселения. Соответствие кандидата на должность главы администрации поселения требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи, определяет конкурсная комиссия, образуемая решением Совета депутатов (л.д.157).
Положением о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» установлены случаи, при которых лицо не допускается к участию в конкурсе, в том числе, в случае отсутствия стажа государственной службы (работы) на должностях категории «руководители» ведущей группы или на выборных должностях в органах государственной власти и управления не менее трех лет, отсутствия стажа муниципальной службы (работы) на руководящих должностях главной группы или на выборных должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет, отсутствие стажа работы на руководящих должностях в органах независимо от их организационно-правовых форм собственности не менее пяти лет (раздел IV Положения).
Этим же разделом Положения установлен перечень документов, которые лицо, изъявившее намерение участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию.
С заявлениями в конкурсную комиссию о принятии документов и рассмотрении кандидатуры на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» обратились Тукачева Н.М. 06 ноября 2010 года, Галушка А.Н. и Максимов А.Н. 07 ноября 2009 года (л.д. 45, 181, 202).
16 ноября 2009 года на заседании конкурсной комиссии председателем комиссии избран Синицын С.В., секретарем- Лукина В.Д. Утвержден список кандидатов на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» в составе: Тукачева Н.М., Максимов А.Н., Галушка А.Н. (л.д. 69-72).
18 ноября 2010 года конкурсной комиссией проведен отбор кандидатов на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» и принято решение об отказе Галушка А.Н. и Максимову А.Н. в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение», о чем уведомить претендентов, и о признании Тукачевой Н.М. выигравшей конкурс и получившей статус кандидата на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» и представлении ее Совету депутатов для назначения на должность главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» по контракту (л.д. 73-74).
Уведомления о результатах конкурса направлены в адрес Галушка А.Н. и Максимова А.Н. 20 ноября 2009 года (л.д. 6, 11).
Из протокола № 2 конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» от 18 ноября 2009 года (л.д. 73) следует, что основанием для отказа Галушка А.Н. и Максимову А.Н. в участии в конкурсе явилось отсутствие у них стажа государственной службы (работы) на должностях категории «руководители» ведущей группы или на выборных должностях в органах государственной власти и управления не менее трех лет; отсутствие стажа муниципальной службы (работы) на руководящих должностях главной группы или на выборных должностях в органах местного самоуправления не менее трех лет; отсутствие стажа работы на руководящих должностях в органах независимо от их организационно-правовых форм собственности не менее пяти лет.
Кандидатами на участие в конкурсе представлены документы, указанные в разделе IV Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» (л.д. 46-67, 180-199, 201-222).
В подтверждение стажа работы кандидатами представлены копии трудовых книжек.
Из трудовой книжки Максимова А.Н. (л.д. 200-218) следует, что он имеет трудовой стаж с 1979 года, при этом ни одна из занимаемых им должностей не соответствует требованиям, установленным Уставом МО и, соответственно, Положением о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение».
Избрание его секретарем комсомольской организации совхоза «Россия» и членом бюро Кингисеппского горкома ВЛКСМ в 1986-1990 годах правового значения не имеет, поскольку для участия в конкурсе необходим стаж работы на выборных должностях в органах государственной власти и управления или в органах местного самоуправления. Совхоз «Россия» и горком ВЛКСМ такими органами не являлись.
Также не имеет правового значения довод Максимова А.Н. о том, что с 1993 года он является главой крестьянского хозяйства (л.д. 244). В силу Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. При этом правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, применяются только к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица. Исходя из смысла указанного Федерального закона, исполнение обязанностей и полномочий главы крестьянского хозяйства не является работой на руководящей должности в организациях, учреждениях и предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Иных документов, подтверждающих наличие необходимого стажа, установленного ст. 56 Устава МО «Опольевское сельское поселение», Максимов А.Н. ни конкурсной комиссии, ни суду не представил.
С учетом изложенного, вывод конкурсной комиссии об отсутствии у Максимов А.Н. необходимого стажа, является обоснованным.
Из трудовой книжки Галушка А.Н. (л.д. 188-193) следует, что она имеет стаж работы с 1977 года. В период с апреля 1995 года по май 1996 года и с января 2002 года по сентябрь 2003 года избиралась освобожденным председателем профкома АО «Ополье». Однако АО «Ополье» не является ни органом государственной власти и управления, ни органом местного самоуправления, поэтому стаж работы на выборной должности в указанной организации не может быть принят в качестве стажа, необходимого кандидату для участия в конкурсе.
С 15 сентября 2003 года по 27 декабря 2004 года, с 30 апреля 2005 года по 16 мая 2008 года Галушка А.Н. работала в должности главного агронома ЗАО «Котельское». Однако доказательств, подтверждающих, что ее работа в указанные периоды являлась работой на руководящей должности, Галушка А.Н. ни конкурсной комиссии, ни суду не представила. Кроме того, от своего заявления об отмене результатов конкурсной комиссии Галушка А.Н. отказалась.
Тукачева Н.М. с 01 января 2006 года и на день заседания конкурсной комиссии работала главой администрации МО «Опольевское сельское поселение», ранее с 01 сентября 1999 года более 6 лет также работала главой администрации Опольвской волости, которая в 2000 году преобразована в административный округ (л.д. 53-59). То есть, имела необходимый для участия в конкурсе стаж работы. Кроме того, Тукачева Н.М. соответствует всем остальным требованиям к кандидату на должность главы местной администрации Опольевского сельского поселения.
С учетом установленных судом обстоятельств, оснований для отмены протокола конкурсной комиссии от 18 ноября 2009 года и результатов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» не имеется, поэтому заявление Максимова А.Н. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать МАКСИМОВУ Алексею Николаевичу в удовлетворении заявления об отмене протокола конкурсной комиссии от 18 ноября 2009 года и результатов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО «Опольевское сельское поселение»
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья