гражданское дело № 2-1437/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1437/2010

Именем Российской Федерации

30 декабря 2010 года г.Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Стасевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:

истца Рябининой В.Н.,

представителя ответчика УПФ РФ в Кингисеппском районе Землянкиной О.Б.,

гражданское дело по иску Рябининой Валентины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области об обязании принять к зачету периоды работы и назначить пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Рябинина В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее по тексту – Пенсионный фонд) обязать засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в ООО <данные изъяты> и назначить пенсию по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. В обосновании своих требований в исковом заявлении указала, что решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия необходимого 30-летнего медицинского стажа. Не засчитан период работ в ООО «Медицинская клиника «Кингисеппская», так как ООО не является учреждением здравоохранения и не указано в списке учреждений (л.д.3-5).

В судебном заседании истец иск просила удовлетворить в полном объеме и поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснила, что ООО «<данные изъяты> не является учреждением, занимается коммерческой деятельностью. Название «Медицинская клиника» не содержится в Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781. Согласно уставу ООО <данные изъяты> занимается коммерческой деятельностью, в том числе и продажей алкоголя. Расходы истца на оплату услуг представителя являются завышенными, так как составление иска не представляет большой трудности. Ранее Кингисеппским городским судом рассматривались аналогичные дела.

Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Пенсионного фонда от 15.09.2010 года Рябининой В.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ ввиду отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. При рассмотрении документов, представленных Рябининой В.Н., Пенсионным фондом не приняты для исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периоды работы истца в должности старшей медсестры в ООО <данные изъяты> Основанием для принятия такого решения Пенсионным фондом послужило то, что ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность коммерческого характера, оказывает платные медицинские услуги населению. Данную организацию нельзя отнести к учреждениям. В Списке должностей и учреждений от 29.10.2002 № 781 наименование учреждения – «Медицинская клиника» не предусмотрено (л.д.8-17).

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленным законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.

В период возникновения спорных правоотношений ДД.ММ.ГГГГ действовал федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – закон «О трудовых пенсиях в РФ») (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

Согласно действующему на ДД.ММ.ГГГГ пп.11 п.1 ст.28 закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

На момент рассмотрения дела в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья" и "учреждения здравоохранения".

Судом установлено, что Рябинина В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет работу по охране здоровья населения в должностях среднего медицинского персонала (л.д.18).

С ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена с должности медицинской сестры в медсанчасти ООО «<данные изъяты> в связи с ликвидацией медсанчасти и с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность старшей медицинской сестры в ООО «<данные изъяты> (л.д.18).

ООО <данные изъяты> учреждена решением единственного учредителя ООО <данные изъяты> от 07.03.2003 года (л.д.37).

При смене названия учреждения здравоохранения с медсанчасть <данные изъяты> на медсанчасть ООО <данные изъяты> и в дальнейшем на ООО <данные изъяты> и МАУ <данные изъяты> Рябинина В.Н. исполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. При этом характер и условия работы Рябининой В.Н. в связи с переименованием учреждения не изменялись.

Согласно представленной истцом должностной инструкции старшей медицинской сестры ООО <данные изъяты> на должность медсестры принимается специалист, имеющий высшее или среднее медицинское образование, прошедший специализацию и получивший сертификат специалиста (л.д.26-27).

В уставе ООО <данные изъяты> предусмотрены следующие виды деятельности – медицинская деятельность, оказание различных медицинских услуг, фармацевтическая деятельность, санитарно-просветительская работа (л.д.39-51).

Для осуществления указанной медицинской деятельности у ООО <данные изъяты> имелись необходимые лицензии (л.д.52-54).

Согласно представленному штатному расписанию ООО <данные изъяты> следует, что среди служащих и рабочих ООО не было лиц, для которых было предусмотрено занятие деятельностью, отличной от медицинской деятельности (л.д.32-33).

Анализ штатного расписания ООО <данные изъяты> позволяет сделать вывод, что единственным видом деятельности ООО было осуществление медицинской деятельности.

Сопоставление штатных расписаний медсанчасти ООО «<данные изъяты> и ООО <данные изъяты> свидетельствует о характере деятельности ООО как учреждения здравоохранения.

Доводы представителя ответчика о том, что под учреждением в законе «О трудовых пенсиях в РФ» и постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 понимается организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, не основаны на законе.

Термин "учреждение" в данных правоотношениях предполагает не указание на организационно-правовую форму участника гражданского оборота, а на характеристику субъекта отношений в области здравоохранения.

В ст.14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан указано, что к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).

Сходная позиция изложена в Определении Конституционного Суда от 6 декабря 2001 года N 310-О.

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

К тому же финансирование досрочных пенсий по старости производится на общих основаниях, различия в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными, действующим законодательством не предусматривается.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должности старшей медицинской сестры. Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, как "медицинская клиника" в указанных Списках отсутствует.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, работа Рябининой Н.В. в должности старшей медицинской сестры в ООО «<данные изъяты> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению ее конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Специальный трудовой стаж с учетом принятого Пенсионным фондом к зачету стажа к ДД.ММ.ГГГГ у Рябининой Н.В. составил 30 лет 5 месяцев 27 дней (24 года 00 месяцев 23 дня (принятый Пенсионным фондом специальный стаж) + 6 лет 4 месяца 28 дней (спорный период).

Согласно ст.19 закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Право на досрочную пенсию, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, у Рябининой Н.В. возникло с ДД.ММ.ГГГГ - даты обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (л.д.94).

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче искового заявления истец оплатила государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. (л.д.2).

Принимая во внимание, что требования истца удовлетворены полностью, то с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ истец заключила договор с ФИО7 на оказание юридических услуг, связанных с признанием права истца на досрочную пенсию по старости. Стоимость услуг по договору определена в размере <данные изъяты> руб. Согласно п.6.3 данного договора указанная сумма уплачена полностью и возврату не подлежит (л.д.60).

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суд, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Оценив соотносимость указанных расходов с объектом судебной защиты, объем защищаемого права, значимость для истца защищаемого права, конкретные обстоятельства дела, суд, исходя из необходимости соблюдения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, находит, что взысканию с ответчика подлежат расходы истца на оплату услуг представителя в полном объеме.

При решении указанного вопроса суд также учитывает то обстоятельство, что Пенсионный фонд РФ, при наличии вступивших в законную силу решений суда по аналогичным искам, вновь отказывает гражданам в назначении пенсии, что вынуждает граждан в судебном порядке защищать свои права и соответственно нести необходимые для этого расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Рябининой Валентины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области об обязании принять к зачету периоды работы и назначить пенсию по старости удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области зачесть в специальный трудовой стаж Рябининой Валентины Николаевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 02 месяца 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 02 месяца 25 дней) в должности старшей медицинской сестры в ООО <данные изъяты> и назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области в пользу Рябининой Валентины Николаевны судебные расходы на сумму <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья