гражданское дело № 2-683/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-683

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

При секретаре Андреевой И.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

С участием представителя истца Демичева А.А., представителей ответчиков Бухтияровой О.Н., Горбунковой В.В., Ковалева Д.Ю.,

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепп теплоэнерго», ОАО «Управляющая компания» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее по тексту – Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепптеплоэнерго» о защите прав потребителей.

В ходе разбирательства по делу к участию в деле в качестве ответчика привлечено ОАО «Управляющая компания». К ним истец также заявил исковые требования о защите прав потребителей (л.д.79-83).

Истец просил признать незаконными действия ответчиков в части не заключения с потребителями договоров на предоставление коммунальных услуг и предоставления потребителям платежных документов несоответствующих требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части не указания наименования исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номера его банковского счета и банковских реквизитов, адреса (места нахождения), номеров контактных телефонов, номеров факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адреса сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; не предоставления (не размещения на стендах) сведений на какую дату (в какой период потребитель обязан снять показания приборов учета, в какие сроки потребитель обязан передать по телефону или при личном посещении организаций сведения о показания индивидуальных приборов учета, о том, что если оплата произведена до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, то вписанные потребителем показания индивидуальных приборов учета считаются показаниями по стоянию на последний день истекающего месяца, в случае оплаты позднее, показания считаются на последний день текущего месяца за период с <данные изъяты> года по момент принятия решения); обязании устранить нарушение прав потребителей в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; обязании через средства массовой информации (газету «<данные изъяты> довести до потребителей решение суда в 10-дненвый срок со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал. Пояснил, что в связи с жалобами граждан на порядок начисления платежей за коммунальные услуги на основании индивидуальных приборов учета в ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» проведены внеплановые проверки. Гражданам предлагалось оплатить услуги за предыдущий месяц по тарифам последующего месяца, в котором производились расчеты. Ответчики не оформили с потребителями публичные договоры на предоставление коммунальных услуг. В платежных документах – квитанциях отсутствуют сведения об исполнителе услуг, реквизиты банковского счета, адреса, номера телефонов, сведения о порядке сообщения показаний приборов учета и начисления платежей, расчетный период по приборам учета, период расчета по показаниям индивидуальных приборов учета. Указал, что ответчиками нарушаются права потребителей жителей <адрес>. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Кингисеппский водоканал» иск не признала. Пояснила, что истцом не представлены доказательства в обоснование исковых требований. ОАО «Кингисеппский водоканал» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляет коммунальные ресурсы до стен жилых многоквартирных домом, не является исполнителем и не предоставляет гражданам коммунальные услуги. У ответчика отсутствуют основания для заключения договоров на оказание коммунальных услуг с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Информация о порядке передачи показаний приборов учета и порядке расчетов за холодную воду имеется в актах ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, составляемого при установке приборов в квартирах граждан, на информационном стенде в помещении ОАО «Кингисеппский водоканал», а также опубликована в газете «<данные изъяты>». Платежные документы по договору возмездного оказания услуг по начислению, сбору и обработке платежей населения оформляет ОАО «Управляющая компания», с которой в настоящее время ведется работа об изменении содержания квитанций и внесению в них сведений о реквизитах ответчика - получателя платежей. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика ОАО «Кингисепптеплоэнерго» иск также не признала. Пояснила, что инициатива к понуждению заключить публичный договор у ресурсоснабжающей организации не имеется. Потребители вправе обратиться к ответчику и могут заключить договор. При этом договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. По договору возмездного оказания услуг по начислению, обработке и организации сбора платежей населения за отопление и горячее водоснабжение платежные документы формирует ОАО «Управляющая компания», которому в настоящее время сообщена необходимость внесения изменений в платежные документы. Информация о порядке передачи показаний индивидуальных приборов учета и начисления платежей доведена до потребителей на стендах в помещении ответчика. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания» иск не признал. Указал, что ОАО «Управляющая компания» является ненадлежащим ответчиком. По договорам возмездного оказания услуг по начислению, сбору и обработке платежей населения с ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепптеплоэнерго» ответчик ежемесячно оформляет платежные документы и направляет их потребителям. При наличии дополнительного соглашения может быть изменено содержание квитанции, и указаны реквизиты получателей платежей, порядок передачи показаний индивидуальных приборов учета и расчета платежей по этим приборам. ОАО «Управляющая компания» заключила договоры на управление многоквартирными домами с уполномоченными представителями, но не оказывает услуг по предоставлению холодного и горячего водоснабжения, водоотведению, отоплению. Исполнителями услуг являются ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго». Просил в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьями 8-9 Закона РФ «О защите право потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Судом установлено, что в <адрес> ОАО «Кингисеппский водоканал» предоставляет в многоквартирные жилые дома коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, ОАО «Кингисепптеплоэнерго» - горячее водоснабжение и отопление. За предоставленные услуги они получают оплату от населения по ежемесячным платежным документам – квитанциям. По договорам № и № возмездного оказания услуг по начислению, сбору и обработке платежей населения с ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепптеплоэнерго» ОАО «Управляющая компания» ежемесячно производит начисление платежей, обработку платежных документов, выставляет квитанции на оплату указанных коммунальных услуг. Получателями оплаты за предоставленные услуги являются ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисеппстеплоэнерго» (л.д.14-16, 153-154).

Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика ОАО «Кингисеппский водоканал», что по отношению к потребителям они являются ресурсоснабжающей организацией, предоставляют только коммунальные ресурсы до стен жилых многоквартирных домов. Ответчик также обеспечивает бесперебойную подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Непосредственно с потребителей получает оплату за потребленные услуги и принимает к расчету указываемые потребителями показания индивидуальных приборов учета.

В связи с обращениями граждан в Роспотребнадзор по фактам начисления платежей за холодную и горячую воду, потребленную в <данные изъяты> года, были применены тарифы, установленные на коммунальные услуги с <данные изъяты> года, истцом были проведены внеплановые проверки в ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» (л.д.6-7, 11, 17-18).

В результате проверок установлено, что ежемесячно в начале месяца, следующего за расчетным, потребителям предоставляется платежный документ с указанием оплачиваемого месяца, объема потребленного ресурса за расчетный период. Потребители самостоятельно вписывают в квитанции показания индивидуальных приборов учета. В счете-извещении об оплате ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепптеплоэнерго» получают информацию о показаниях индивидуальных приборов учета. По мнению исполнителей, если оплата произведена до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, то расчет производится по состоянию на последний день истекшего месяца. В случае, если оплата произведена позже 10-го числа, начисляются тарифы текущего месяца. В тоже время, по мнению потребителей, они в счетах-извещениях указывают показания индивидуальных приборов учета за истекший месяц и предполагают оплату по тарифам истекшего месяца. Ответчиками не заключены с потребителями договоры на оказание коммунальных услуг. На информационных стендах размещена информация о способах передачи показаний индивидуальных приборов учета, однако в ней отсутствуют сведения о дате, сроках передачи показаний, о порядке начисления платежей при передачи информации до 10-го числа месяца и позднее.

Судом установлено, что у ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» письменные договоры о предоставлении коммунальных услуг с потребителями в многоквартирных жилых домах отсутствуют. ОАО «Кингисеппский водоканал» оформил такие договоры с собственниками индивидуальных жилых домов. В квитанциях указаны фамилия, имя, отчество, адрес потребителя, наименование получателя, период оплаты, перечислены коммунальные услуги и их стоимость. Показания индивидуальных приборов учета потребители указывают самостоятельно (л.д.14-16).

По смыслу статьи 426 ГК РФ, дающей определение понятия публичного договора, к ним относятся договоры, по которым коммерческая организация предоставляет услуги в отношении каждого кто к ней обратится, эта организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, такой договор считается заключенным с момента фактического предоставления потребителю коммунальной услуги.

Анализируя обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что у ответчиков с потребителями фактически заключены публичные договоры на оказание услуг с момента предоставления этих услуг. Услуги предоставляются по установленным органами местного самоуправления тарифам для потребителей. Договорные отношения оформлены в письменной форме в виде ежемесячных платежных документах – квитанций со счетами-извещениями. Ответчик получают оплату по квитанциям, начисление платежей также производится по указанным потребителями показаниям индивидуальных приборов учета. Таким образом, дополнительно обязывать ответчиков заключить с потребителями публичные договоры на оказание коммунальных услуг не требуется.

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в платежном документе указываются: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

Указанные в Правилах сведения об исполнителе (получателе) в квитанциях отсутствуют. В этой части исковые требования Роспотребнадзора могут быть удовлетворены. Заявленный истцом срок для устранения нарушений – десять дней суд находит разумным и достаточным для доведения до потребителей сведений об исполнителе (получателе) в очередных квитанциях об оплате коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Требования Роспотребнадзора об обязании ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу довести до потребителей решение суда через средства массовой информации (газету «Восточный берег») могут быть также удовлетворены.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действия в части не указания порядка снятия, передачи показания индивидуальных приборов учета, расчета за коммунальные услуги по этим приборам учета, обязании устранить эти нарушения, так как ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» устранили нарушения прав потребителей до принятия решения судом. Общества в своих помещениях на стендах разметили информацию о порядке передачи показаний индивидуальных приборов учета и начисления платежей. Эту же информацию ОАО «Кингисеппский водоканал» указывает в актах о вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, составляемых при установке приборов в квартирах граждан, экземпляр акта выдается каждому потребителю; а также она опубликована в местной газете «<данные изъяты>» № <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33, 64).

Также суд находит возможным отказать в иске к ОАО «Управляющая компания». Судом установлено, что исполнителями по предоставлению услуг и получателями платежей за предоставленные услуги являются ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго». ОАО «Управляющая компания» начисляет и обрабатывает платежи, но за содержание в квитанции сведений об исполнителе и получателе платежей несут ответственность лица, которым ответчик по возмездным договорам оказывает услуги по начислению, сбору и обработке платежей населения. Кроме того, сам ответчик с уполномоченными представителями заключил в письменной форме договоры с потребителями многоквартирных домов на управление многоквартирными домами. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в обоснование своих исковых требований Роспотребнадзором суду не представлено. Плановые и внеплановые проверки в ОАО «Управляющая компания» по вопросу защиты прав потребителей истцом не проводились.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепп теплоэнерго» в части не указания в платежных документах наименования исполнителя (с указанием наименования юридического лица), номера его банковского счета и банковских реквизитов, адреса (места нахождения), номеров контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адресов электронной почты, адреса сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Обязать ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» устранить нарушения прав потребителей в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу.

Обязать ОАО «Кингисеппский водоканал» и ОАО «Кингисепптеплоэнерго» в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу довести до потребителей резолютивную часть решения суда в части удовлетворенных требований через средства массовой информации (газету «<данные изъяты>»).

В иске Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к ОАО «Управляющая компания» о защите прав потребителя отказать.

В части иска Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к ОАО «Кингисеппский водоканал», ОАО «Кингисепптеплоэнерго» о признании незаконными действий в части не заключения договоров на предоставление коммунальных услуг в части не указания порядка снятия, передачи показаний индивидуальных приборов учета, порядка расчета за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета, обязании устранить эти нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья