гражданское дело № 2-152/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-152

Именем Российской Федерации

14 января 2010 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе

Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

При секретаре Андреевой И.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

С участием истицы Костиной Т.В., представителя истицы адвоката Бахметовой О.В., представителя ответчика Землянкиной О.Б.,

Гражданское дело по иску Костиной Татьяны Владимировны к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области о признании права на включение в специальный трудовой стаж периода работы и обязании назначить пенсию досрочно,

У С Т А Н О В И Л:

Костина Т.В. обратилась в суд с иском Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее по тексту – Пенсионный фонд) о признании права на зачет в специальный трудовой стаж периода работы старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> школе.

В ходе разбирательства дела истица увеличила исковые требования и просила назначить пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).

В судебном заседании истица и ее представитель в поддержание исковых требований указали, что лицам, не менее <данные изъяты> лет осуществлявшим педагогическую деятельность, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 периоды педагогической деятельности до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. Согласно указанному постановлению за педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавший до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В период работы истицы старшей пионервожатой действовало постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в силу которого в стаж работы учителя засчитывался в том числе период работы пионервожатой. 25 сентября 2008 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно с учетом 25-летнего стажа педагогической деятельности. В назначении пенсии ей было отказано, так как к зачету Пенсионный фонд принял только <данные изъяты> специального трудового стажа, исключив в том числе работу в должности старшей пионервожатой <данные изъяты>. Костина Т.В. не оспаривала отказ ответчика в назначении пенсии. Истица до настоящего времени работает учителем в средней школе, к ДД.ММ.ГГГГ ее специальный стаж составил <данные изъяты> лет. Истица указала, что ее работа пионервожатой была связана с воспитанием школьников, организации их школьной и внешкольной деятельности. Просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Пенсионного фонда возражала против удовлетворения исковых требований Костиной Т.В. Пояснила, что должность старшей пионервожатой не предусмотрена Списками, спорный период работы к зачету в трудовой стаж педагогической деятельности не подлежит. На момент обращения в Пенсионный фонд специальный трудовой стаж истицы составлял менее <данные изъяты> лет, поэтому право на досрочную пенсию у истицы не возникло.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, пенсионного дела Костиной Т.В., суд находит, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленным законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.

На основании статьи 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что с <данные изъяты> по <данные изъяты> год Костина Т.В. работала старшей пионервожатой в средней школе, а с <данные изъяты> года по настоящее время учителем, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, учителем (л.д.16-32, 37).

ДД.ММ.ГГГГ в связи с <данные изъяты>-летним педагогическим трудовым стажем Костина Т.В. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (л.д.43).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Пенсионного фонда истице было отказано в досрочном назначении пенсии и зачете в специальный трудовой стаж периода работы в качестве старшей пионервожатой <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Педагогический стаж Костиной Т.В. составил <данные изъяты>

Отказ в принятии к зачету в льготный трудовой стаж периодов работы был обоснован тем, что Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждения для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, должность старшей пионервожатой не предусмотрена.

Истица не оспаривала отказ в назначении пенсии и после 25 сентября 2008 года продолжила педагогическую деятельность в муниципальном образовательном учреждении для детей.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

На основании пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы Костиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п.2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу пункта 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Принятый Пенсионным фондом к зачету специальный трудовой стаж Костиной Т.В. составил <данные изъяты>, то есть более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии.

Таким образом, Костина Т.В. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный трудовой стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

К ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж Костиной Т.В. составил <данные изъяты> лет (<данные изъяты> зачтенных Пенсионным фондом + период работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ + период педагогической деятельность истицы после ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).

При этом судом учтено, что приказ об увольнении с должности старшей пионервожатой ДД.ММ.ГГГГ издан ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Однако нарушение работодателем правил делопроизводства по изданию приказов по кадрам, правил ведения трудовых книжек не лишает истицу права на счет в специальный трудовой стаж периода работы.

Отказывая в назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд указал, что при условии продолжения работы в должностях и учреждения, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года № 781, право на назначении пенсии наступит при наличии 25 лет педагогического стажа. С учетом стажа работы в должности старшей пионервожатой, периода работы учителем в муниципальном образовательном учреждении для детей после ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд может быть обязан к назначению истице пенсии в соответствии со статьей 19 Закона «О трудовых пенсиях» со дня обращения истицы в Пенсионный фонд, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Костиной Татьяны Владимировны удовлетворить.

Признать за Костиной Татьяной Владимировной право на зачет в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> школы <адрес> и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области назначить Костиной Татьяне Владимировне пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>