Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-95/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Герман М.В.
при секретаре Ермишкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием прокурора- помощника Кингисеппского городского прокурора Геращенковой Н.В.,
истицы Вороновой Е.И., ответчика- представителя администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Кудряшовой О.Н., ответчика- представителя Правительства Ленинградской области Яровой И.А., третьего лица на стороне ответчика- представителя органа опеки и попечительства МО «Кингисеппский муниципальный район» Ширшовой Е.В., третьего лица на стороне ответчика- представителя Комитета финансов Ленинградской области Бритовой Н.В.
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ИВАНОВА Бориса Алексеевича, ТИМОФЕЕВА Сергея Сергеевича, САВЕЛЬЕВА Михаила Викторовича, БУРЦЕВОЙ Виктории Александровны, ВОРОНОВОЙ Екатерины Игоревны, АМБАРЦУМЯНА Арама Арамовича, БАЛЮКА Вячеслава Владимировича, к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Правительству Российской Федерации, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилые помещения по договорам социального найма за счет средств казны РФ и казны субъекта РФ– Ленинградской области
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор обратился с исками в защиту прав, свобод и законных интересов Иванова Б.А., Тимофеева С.С., Савельева М.В., Бурцевой В.А., Вороновой Е.И., Амбарцумяна А.А., Балюка В.В. и других об обязании администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» предоставить истцам вне очереди жилые помещения не ниже установленных социальных норм и заключить с ними договоры социального найма жилого помещения (л.д. 5-8, 25-28, 42-44, 58-61, 75-78, 100-103, 120-123).
Дела соединены в одно производство (л.д. 135-138).
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, предъявив их также к Правительству Ленинградской области, Правительству РФ, и просил обязать ответчиков предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма за счет средств казны РФ и бюджета Ленинградской области (л.д. 150-152).
Дела по искам Иванова Б.А., Тимофеева С.С., Савельева М.В., Балюка В.В., Бурцевой В.А., Вороновой Е.И., Амбарцумяна А.А. ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство (л.д. 1-3)
В обоснование иска помощник прокурора в судебных заседаниях 20 октября 2010 года, 16 ноября 2010 года, 13 декабря 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 141-149, 153, 169-174, 232) и 12 января 2011 года указала, что истцы относятся к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» все они должны быть обеспечены органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 1 Закона Ленинградской области от 06 июня 2008 года № 46-оз отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, наделяются администрации муниципальных образований, имеющих статус муниципального района. За истцами ранее были закреплены жилые помещения, но на момент постановки их на учет как нуждающихся в получении вне очереди жилого помещения, закрепленные жилые помещения уже были утрачены, поскольку сгорели или стали непригодными для проживания. Поскольку у всех истцов возникло право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с Законом Ленинградской области от 06 июня 2008 года № 46-оз, но оно им до настоящего времени не предоставлено, прокурор просит администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» обязать исполнить указанную обязанность. Так как органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, прокурор полагала, что администрация должна исполнить указанное полномочие за счет средств казны субъекта- Ленинградской области и казны РФ. Поскольку нарушаются жилищные права истцов, которые обратились в прокуратуру за защитой, полагала, что имеются предусмотренных ст. 45 ГПК РФ основания для обращения с иском в защиту прав и интересов истцов.
Истица Воронова Е.И. в судебных заседаниях 20 октября 2010 года, 16 ноября 2010 года, 13 декабря 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 141-149, 153, 172, 232) и 12 января 2011 года в обоснование иска подтвердила доводы прокурора, указав также, что закрепленное за ней жилое помещение в период нахождения ее в детском доме пришло в состояние, непригодное для проживания, поэтому ей должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение.
Истцы Иванов Б.А., Тимофеев С.С., Савельев М.В., Бурцева В.А., Амбарцумян А.А., Балюк В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 176, 204-212)
Истец Тимофеев С.С. в судебном заседании 20 октября 2010 года, (объяснения исследованы судом (л.д. 144, 228) в обоснование иска подтвердил доводы прокурора.
Истец Балюк В.В. в судебном заседании 13 декабря 2010 года, (объяснения исследованы судом (л.д. 172, 228) в обоснование иска подтвердил доводы прокурора.
Ответчик- представитель администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебных заседаниях 20 октября 2010 года, 16 ноября 2010 года, 13 декабря 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 141-149, 153, 169-174, 232) и 12 января 2011, не возражала против наличия у него обязанности по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, но указал, что указанная обязанность является отдельным государственным полномочием и может быть исполнена только при выделении на эти цели средств из областного и федерального бюджетов. Возражала против исков Иванова Б.А. и Амбарцумяна А.А., поскольку не представлено доказательств, что закрепленные за ними жилые помещения на момент постановки истцов на учет были утрачены.
Ответчик- представитель Правительства Ленинградской области в судебных заседаниях 13 декабря 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 169-174, 323) и 12 января 2011 года полагала Правительство ненадлежащим ответчиком, поскольку Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и Закон Ленинградской области от 06 июня 2008 года № 46-оз предусматривают социальную поддержку только для детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а за всеми истцами жилые помещения были закреплены. Утрата жилых помещений впоследствии не лишает их права получить вне очереди жилое помещение, но не в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, а в соответствии с п. 1 ч. 2 указанной статьи, то есть, за счет средств местного бюджета. Кроме того, указала, что все предусмотренные в бюджете субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению и обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, направляются в районы в соответствии с поступившими из районов заявками.
Ответчик- представитель Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 201).
Третье лицо на стороне ответчика- представитель органа опеки и попечительства МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебных заседаниях 20 октября 2010 года, 16 ноября 2010 года, 13 декабря 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 141-149, 153, 169-174, 232) и 12 января 2011 года пояснила, что за всеми истцами действительно были закреплены жилые помещения. Однако на момент признания Тимофеева С.С., Савельева М.В., Бурцевой В.А., Вороновой ЕИ., Балюка В.В. нуждающимися в жилых помещениях и включения в список на получение жилья за счет субвенций из областного бюджета указанные жилые помещения были утрачены, поскольку сгорели или признаны непригодными для проживания. То есть, они на указанный момент не имели закрепленных жилых помещений. В отношении Иванова Б.А. и Амбарцумяна А.А. надлежащие документы, подтверждающие отсутствие закрепленного жилого помещения отсутствуют. Также указала, что ежегодно составляется заявка на выделение средств на приобретение жилья для лиц указанной категории. После поступления денег из бюджета Ленинградской области и Федерального бюджета незамедлительно проводятся мероприятия по покупке жилья, которое передается лицам по договорам социального найма.
Третье лицо на стороне ответчика- представитель Комитета финансов Ленинградской области в судебных заседаниях 13 декабря 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 169-174, 229) и 12 января 2011 года пояснила, что ими только исполняется бюджет, которым муниципальным районам, в том числе, Кингисеппскому муниципальному району, устанавливаются субвенции за счет средств федерального и областного бюджетов на осуществление полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам согласно поступившим от них заявкам. Также полагала, что истцы не относятся к категории граждан, предусмотренной названными законами, поскольку за ними были закреплены жилые помещения.
Третьи лица на стороне ответчика- представители Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области и Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 252, 253).
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Истцы обратились к прокурору о защите нарушенного социального права на жилище в муниципальном жилищном фонде, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращении в суд с иском в защиту интересов истцов Иванова Б.А., Тимофеева С.С., Савельева М.В., Бурцевой В.А., Вороновой Е.И., Амбарцумяна А.А., Балюка В.В.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Указанный пункт статьи по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, либо в результате признания в установленном порядке непригодными для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Право на предоставление жилого помещения вне очереди законодатель связывает только с отнесением граждан к указанной в статье категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и окончанием пребывания указанных граждан в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Закон устанавливает для получения дополнительных гарантий условие, предусматривая право обеспечения жилой площадью вне очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В Ленинградской области действует Областной закон от 06 июня 2008 № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», которым отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области; наделены администрации муниципальных образований, наделенные статусом муниципального района.
Таким образом, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» является надлежащим ответчиком по настоящим искам прокурора.
Областной закон также предусматривает социальную поддержку, в том числе, по обеспечению жильем, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Судом установлено, что Иванов Б.А., проживавший в <адрес>, на основании Постановления главы администрации МО «Кингисеппский район» от ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в Кингисеппский детский дом № в связи со смертью матери и отсутствием отца. За Ивановым Б.А. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 13). Постановлением главы МО «Кингисеппский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов Б.А. включен в список на внеочередное обеспечение жилой площадью как бывшего воспитанника детских домов (л.д. 12). В настоящее время Иванов Б.А. является выпускником детского дома, жилым помещением не обеспечен.
Тимофеев С.С., проживавший в <адрес>, на основании Постановления главы администрации МО «Кингисеппский район» ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в Кингисеппский детский дом № в связи со смертью родителей. За Тимофеевым С.С. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 31). Постановлением главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Тимофеев С.С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в детском доме (л.д. 34). В настоящее время Тимофеев С.С. является выпускником детского дома, жилым помещением не обеспечен.
Савельев М.В., проживавший в <адрес>, на основании Постановления главы администрации МО «Кингисеппский район» от ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в Кингисеппский детский дом № в связи со смертью родителей. За Савельевым М.В. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 226). Постановлением главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Савельев М.В. принят на учет как воспитанник детского дома, нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 47). В настоящее время Савельев М.В. является выпускником детского дома, жилым помещением не обеспечен.
Бурцева В.А., проживавшая на <адрес>, на основании Постановления главы администрации МО «Кингисеппский район» от ДД.ММ.ГГГГ № была направлена в Кингисеппский детский дом № в связи со смертью отца и уклонением матери от исполнения родительских обязанностей. За Бурцевой В.А. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 66). Постановлением главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Бурцева В.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения как бывшая воспитанница детского дома (л.д. 83). В настоящее время Бурцева В.А является выпускницей детского дома, жилым помещением не обеспечена.
Воронова Е.И., проживавшая на <адрес>, на основании Постановления мэра Кингисеппского района от ДД.ММ.ГГГГ № была направлена в Кингисеппский детский дом в связи с лишением матери родительских прав и нахождением отца в розыске (л.д. 225). За Вороновой Е.И. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Воронова Е.И. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 67). В настоящее время Воронова Е.И является выпускницей детского дома, жилым помещением не обеспечена.
Амбарцумян А.А., проживавший в <адрес>, на основании Распоряжения мэра Кингисеппского района от 26 ноября 1993 года № 1117-р был направлен в Кингисеппский детский дом в связи с лишением матери родительских прав и неизвестностью местонахождения отца. За Амбарцумяном А.А. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 110). Постановлением главы администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение» от 26 апреля 2010 года № 23 Амбарцумян А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 111). В настоящее время Амбарцумян А.А. является выпускником детского дома, жилым помещением не обеспечен.
Балюк В.В., проживавший в <адрес>, на основании Постановления главы администрации МО «Кингисеппский район» ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в <данные изъяты> на полное государственное обеспечение в связи со смертью родителей. За Балюком В.В. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 227). Постановлением главы администрации МО «Большелуцкое сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Балюк В.В. признан нуждающимся в жилых помещениях и имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди (л.д. 34). В настоящее время Балюк В.В. является выпускником детского дома, жилым помещением не обеспечен.
Таким образом, за всеми истцами при направлении их в детские дома было закреплено право на жилую площадь по их прежнему месту жительства.
Однако согласно справкам отдела Госпожнадзора Кингисеппского района жилые дома, в которых находились жилые помещения, закрепленные за Тимофеевым С.С., Бурцевой В.В., Балюком В.В., полностью уничтожены в результате пожаров (л.д. 218-220). Согласно актам обследования, составленным межведомственными комиссиями, жилые помещения, закрепленные за Савельевым М.В. и Вороновой Е.И., признаны непригодными для проживания (л.д. 221-224).
С учетом изложенного, на момент постановки истцов Тимофеева С.С., Савельева М.В., Бурцевой В.А., Вороновой Е.И. и Балюка В.В. на учет как имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в детском доме, а также на момент рассмотрения дела никто из истцов не имел закрепленного за ними жилого помещения. Поскольку указанные истцы относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), которые должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью по месту жительства по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм. При этом жилые помещения должны быть предоставлены истцам по месту их прежнего жительства, то есть, Тимофееву С.С.- в <адрес>, Савельеву М.В.- в <адрес>, Бурцевой В.А.- в <адрес>, Вороновой Е.И.- в <адрес>, Балюку В.В.- в <адрес>.
Доводы ответчиков и третьих лиц о том, что истцы не могут быть обеспечены жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет субвенций из бюджета Ленинградской области, поскольку указанный закон предоставляет дополнительные гарантии только лицам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, а за истцами жилые помещения были закреплены, суд находит несостоятельными.
Из анализа указанной выше правовой нормы следует, что критерием отнесения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, на которых распространяется гарантия, предусмотренная данной нормой закона, является отсутствие у них закрепленного за ними жилого помещения, то есть то обстоятельство, что такое помещение имелось ранее и было утрачено, причем по независящим от указанных лиц обстоятельствам, правового значения не имеет. На момент разрешения настоящего спора истцы являются лицами, не имеющими закрепленного за ними жилого помещения, то есть их право, установленное ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежит защите.
Ни прокурор, ни истцы Иванов Б.А. и Амбарцумян А.А. не представили суду доказательств отсутствия закрепленных за истцами жилых помещений, поэтому на момент вынесения решения не могут быть отнесены к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, поэтому их иски, заявленные по основаниям, предусмотренным указанным законом, удовлетворению не подлежат. Основания исков в ходе рассмотрения дела не изменены, предусмотренные законом основания для выхода за пределы исковых требований отсутствуют.
В соответствии со ст. 5 от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ.
Согласно Закону Ленинградской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на получение от органов государственной власти Ленинградской области материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона), а уполномоченные органы исполнительной власти Ленинградской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона). Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ч. 1 ст. 5 Закона).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ).
Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса, согласно которой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ формируются в бюджете субъекта РФ за счет: 1) субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти; 2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений названных законов и постановлений, а также в силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, суд находит, что обязанность по обеспечению истцов вне очереди жилыми помещениями на администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» может быть возложена только при наличии финансирования указанного полномочия, на что суд находит необходимым указать в решении. Однако требование прокурора об указании в решении на обязанность исполнить полномочие по обеспечению жильем за счет казны Ленинградской области не является обоснованным, так как финансирование указанного полномочия ограничивается пределами субвенций из бюджета Ленинградской области, устанавливаемыми ежегодно областными законами об областном бюджете Ленинградской области.
Также не имеется оснований для указания в решении на обязание исполнить полномочие за счет средств федерального бюджета, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу п/п. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ИВАНОВА Бориса Алексеевича, ТИМОФЕЕВА Сергея Сергеевича, САВЕЛЬЕВА Михаила Викторовича, БУРЦЕВОЙ Виктории Александровны, ВОРОНОВОЙ Екатерины Игоревны, АМБАРЦУМЯНА Арама Арамовича, БАЛЮКА Вячеслава Владимировича, к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Правительству Российской Федерации, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилые помещения по договорам социального найма за счет средств казны РФ и казны субъекта РФ– Ленинградской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» предоставить вне очереди жилые помещения по договорам социального найма за счет и в пределах субвенций из бюджета Ленинградской области
ТИМОФЕЕВУ Сергею Сергеевичу по месту жительства в <адрес>
САВЕЛЬЕВУ Михаилу Викторовичу по месту жительства в <адрес>,
БУРЦЕВОЙ Виктории Александровне по месту жительства в <адрес>
ВОРОНОВОЙ Екатерине Игоревне по месту жительства в <адрес>
БАЛЮКУ Вячеславу Владимировичу по месту жительства в <адрес>
В иске ИВАНОВУ Борису Алексеевичу, АМБАРЦУМЯНУ Араму Арамовичу отказать.
В остальной части иска ТИМОФЕЕВУ Сергею Сергеевичу, САВЕЛЬЕВУ Михаилу Викторовичу, БУРЦЕВОЙ Виктории Александровне, ВОРОНОВОЙ Екатерине Игоревне, БАЛЮКУ Вячеславу Владимировичу к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить жилые помещения за счет средств казны РФ и казны субъекта РФ– Ленинградской области, и в иске к Правительству Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья