гражданское дело № 1332/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2- 1332/2010

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Булавина В.В.,

при секретаре Тастуховой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием прокурора Геращенковой Н.В.,

истца Малюткина С.Н., представителя истца- адвоката Дементьевой И.,

представителя ответчика- Кингисеппской таможни- Сухаревой Е.А.,

гражданское дело по иску Малюткина Сергея Николаевича к Кингисеппской таможне, Северо- Западному таможенному управлению и Федеральной таможенной службе Российской Федерации о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Малюткин С.Н. обратился в суд с иском к Кингисеппской таможне, Северо- Западному таможенному управлению и Федеральной таможенной службе Российской Федерации, в котором просил признать незаконными приказ ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» и приказ Северо- Западного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ №-кт «Об увольнении С.Н. Малюткина», восстановить его на службе в таможенных органах РФ в качестве оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула со ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Указал, что был уволен в порядке дисциплинарного взыскания в соответствии с Дисциплинарным Уставом таможенной службы РФ- в связи <данные изъяты>

В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представил заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей(л.д. ). Просил взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда и расходы на представителя с ответчиков солидарно.

Представитель ответчика- Кингисеппской таможни- в судебном заседании иск не признал. Указал, что Кингисеппская таможня является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку работодателем истца является Северо- Западное таможенное управление, с которым истец заключал контракты на прохождение службы, и приказом руководителя которого истец был уволен со службы в таможенных органах. Действиями Кингисеппской таможни какой- либо моральный вред истцу причинен не был. Также полагал, что сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы нарушены не были, поскольку их следует исчислять со дня окончания служебной проверки, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ. Представил письменные возражения по иску(л.д. ).

Представители ответчиков- Северо- Западного таможенного управления и Федеральной таможенной службы Российской Федерации- извещённых надлежащим образом о месте и времен рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При этом представителем Северо- Западного таможенного управления было представлено письменное ходатайство об отложении дела слушанием на более позднюю дату в связи с отсутствием у него материалов служебной проверки в отношении Малюткина С.Н.(л.д. ). Данное ходатайство было отклонено судом как необоснованное.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, находит заявленный Малюткиным С.Н. иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.

Отношения, связанные с поступлением на таможенную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».

Согласно п.1 статьи 17 указанного Закона сотрудник таможенного органа обязан:

1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 указанного Закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины даётся в Дисциплинарном уставе таможенной службы.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 48 указанного Закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Судом установлено, что Малюткин С.Н. на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ №к/10, заключённого с Северо-западным таможенным управлением ФТС РФ, проходил службу в таможенных органах Российской Федерации в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни, имеет звание старшего лейтенанта таможенной службы, назначен на должность приказом Северо-западного таможенного управления ФТС РФ №-кт.

С должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-33).

Приказом Руководителя таможенной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» на Малюткина С.Н. за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении п.1 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», требования абзаца первого раздела III Должностной инструкции оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни, подпунктов 1, 5 п.1 ст.17 Федерального закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», п.2 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, на основании пунктов 18 и 23 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ наложено дисциплинарное взыскание- увольнение из таможенных органов(л.д.6-7).

На основании представления Кингисеппской таможни, приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» приказом начальника Северо-западного таможенного управления ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-кт Малюткин С.Н. уволен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 11 п.2 ст.48 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ»(за однократное грубое нарушение служебной дисциплины).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Комиссия пришла к следующим выводам:

задержание и возбуждение уголовного дела в отношении Малюткина С.Н. не связано с его служебной деятельностью и служебной деятельностью ОСБ Кингисеппской таможни;

Малюткин С.Н. своими действиями нарушил п.1 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; требования абзаца первого раздела III Должностной инструкции оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни; подпунктов 1, 5 п.1 ст.17 Федерального закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»;

в соответствии с п.п.1 п.18 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ невыполнение сотрудником обязанностей, установленных п.п.1,3,7 п.1 ст.17 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» является грубым нарушением служебной дисциплины;

в соответствии с п.67 раздела IV Должностной инструкции Малюткин С.Н. несёт ответственность за несоблюдение требований ст.17 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ»;

своими действиями Малюткин С.Н. нарушил обязательства, предусмотренные п.2 контракта от ДД.ММ.ГГГГ №к/10.

Предложено: за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении п.1 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», требования абзаца первого раздела III Должностной инструкции оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни, подпунктов 1, 5 п.1 ст.17 Федерального закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», п.2 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, на основании пунктов 18 и 23 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ наложить на Малюткина С.Н. дисциплинарное взыскание- увольнение из таможенных органов(л.д.8-16).

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые Малюткиным С.Н. приказы полностью воспроизводят правовые основания увольнения со службы, приведенные в вышеуказанном Заключении. Вместе с тем, приказы не содержат описания конкретных действий Малюткина С.Н., которые подпадают под действие указанных в приказах нормативных актов.

Оценивая законность оспариваемых истцом приказов об увольнении его с занимаемой должности, суд исходит из следующего.

Приведенные в вышеуказанных приказах нормы законов и подзаконных актов, содержат следующие положения.

В соответствии с п.1 статьи 11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Согласно п.17 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №(далее –Устава), нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) - виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

Согласно п.18 Устава к грубым нарушениям служебной дисциплины относятся, в том числе:

невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"(п\п 1);

несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"(п/п 5).

Согласно п.23 Устава в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, дисциплинарные взыскания, в том числе, увольнение из таможенных органов. Увольнение из таможенных органов сотрудника - как вид дисциплинарного взыскания - производится начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность.

Согласно п.20 Устава основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Порядок организации и проведения служебной проверки определяется председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.

Если в зависимости от степени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисциплинарного взыскания, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику таможенного органа, он входит к вышестоящему начальнику с соответствующим представлением(п.25 Устава).

В соответствии с п.29 Устава дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске.

Статьёй 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлены следующие ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении:

гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока(п.1);

нельзя использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию(п.6).

Ответчики не представили доказательства совершения Малюткиным С.Н. грубого нарушения служебной дисциплины.

Согласно Заключению служебной проверки., по результатам которой было произведено увольнение истца, задержание и возбуждение уголовного дела в отношении Малюткина С.Н. не связано с его служебной деятельностью и служебной деятельностью ОСБ Кингисеппской таможни. Факт совершения Малюткиным С.Н. преступления на день издания приказов об увольнении и рассмотрения дела судом вступившим в законную силу приговором не подтвержден.

Какие- либо иные действия со стороны Малюткина С.Н., образующие состав дисциплинарного поступка, подпадающего под признаки грубого нарушения служебной дисциплины, в Заключении и оспариваемых приказах не приведены.

Положения нормативных актов, на нарушение которых указано в этих документах, носят общий характер и применительно к действиям Малюткина С.Н. не адаптированы.

По указанным основаниям приказы Федеральной таможенной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» и приказ Северо- Западного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ №-кт «Об увольнении С.Н. Малюткина» подлежат признанию незаконными, а требование истца о восстановлении его на службе в прежней должности- оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни со ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для установления по данному делу факта пропуска сроков, установленных для привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку полагает, что течение соответствующего месячного срока должно исчисляться со дня окончания служебной проверки, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула и может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно Справке- расчёту среднего заработка Малюткина С.Н., представленному Кингисеппской таможней по требованию суда, среднедневной заработок Малюткина С.Н. в расчетный период составил <данные изъяты>.(л.д.57-61).

Размер заработной платы истца за время вынужденного прогула за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Судом установлено, что увольнение было произведено с нарушением законодательства, за нарушение трудовой дисциплины, по основаниям, отрицательно характеризующим истца как работника, государственного служащего и личность. Суд принимает во внимание обстоятельства дела, перенесенные истцом страдания, в том числе, учитывает семейное положение истца, на иждивении которого находятся малолетние дети, один из которых является инвалидом детства, то обстоятельство, что он являлся единственным кормильцем семьи(л.д.35-40). С учётом этих обстоятельств суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Суд полагает, что основания, предусмотренные законодательством, для применения солидарной ответственности ответчиков по настоящему делу отсутствуют.

Служебный контракт заключён истцом с Северо- Западным таможенным управлением Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Приказом руководителя указанной организации произведено его незаконное увольнение. В связи с этим суд полагает, что подлежащие взысканию по решению суда заработная плата за дни вынужденного прогула и компенсация морального вреда должны быть взысканы именно с этого ответчика.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом представлены документы. подтверждающие его расходы на представителя в размере 30000 рублей(л.д. ). Суд полагает, что эти расходы с учетом сложности дела и объема требований являются завышенными и полагает возможным возместить их за счёт ответчика- Северо- Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы в размере <данные изъяты>

В соответствии со ст.103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований- в сумме 1 723 рублей 58 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Малюткина Сергея Николаевича к Кингисеппской таможне, Северо- Западному таможенному управлению и Федеральной таможенной службе Российской Федерации о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворить частично.

Признать незаконными приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» и приказ Северо- Западного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ №-кт «Об увольнении С.Н. Малюткина».

Восстановить Малюткина Сергея Николаевича на службе в прежней должности- оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Кингисеппской таможни со ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В остальной части иска - отказать.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению, а в целом может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня составления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья