Дело № 2 - 923 12 августа 2010 года
Г. Кингисепп
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при секретаре Раскевич И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя Олихвер Е.А. по доверенности,
представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дубровина П.С. по доверенности,
гражданское дело по заявлению Луканова Андрея Викторовича о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Луканов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации по месту жительства.
Заявитель Луканов А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявление поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие (Л.д. ).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, указав, что 14 июля 2010 года Луканов А.В. обратился в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кингисеппском районе с заявлением о его регистрации по месту жительства в квартире 30 в доме 43 по улице Большая Советская, в городе Кингисеппе, Ленинградской области, представив необходимые для регистрации документы, в том числе согласие собственника на указанную регистрацию. Однако должностным лицом отделения УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кингисеппском районе в регистрации Луканову А.В. было отказано в связи с ненадлежащим оформлением согласия собственника, а именно, отсутствием в доверенности представителя собственника Лукановой Н.С. – Олихвер Е.А. полномочий по регистрации лиц по месту жительства. Считает отказ незаконным, так как полагает, что доверенность, выданная Лукановой Н.С., предоставляет право Олихвер Е.А. по управлению и распоряжению квартирой 30 в доме 43 по улице Большая Советская, в городе Кингисеппе, Ленинградской области, в том числе по регистрации лиц по месту жительства.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебном заседании требования не признал, пояснил, что считает обоснованным и законным отказ в регистрации Луканова А.В. по месту жительства в квартире 30 в доме 43 по улице Большая Советская, в городе Кингисеппе, Ленинградской области, поскольку собственником указанного жилого помещения является Луканова Н.С., которая согласие на его регистрацию не давала, самостоятельно соответствующее заявление в регистрирующий орган не подавала. Вместо заявления собственника жилого помещения о согласии на регистрацию было представлено согласие Олихвер Е.А., не являющейся собственником указанного жилого помещения, действующей по доверенности, выданной Лукановой Н.С. Однако, в представленной Олихвер Е.А. доверенности, отсутствуют данные о наделении ее собственником полномочиями подачи от имени Лукановой Н.С. заявления о предоставлении Луканову А.В. жилого помещения для постоянного проживания, в связи с чем, в регистрации Луканову А.В. было правомерно отказано. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация (ст. 4)
Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию (ст. 6).
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее – Правила), а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства от 17 июля 1995 года № 713. В соответствии с указанным перечнем ответственными за регистрацию являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 9281, федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции Основными задачами ФМС России являются, в том числе осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации(п.1.2.2 Положения).
Согласно п. 6 Положения ФМС России осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Регламент).
Согласно п. 17 указанного Регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений в судебном порядке (п. 128 )
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 14 августа 2002 года, собственником квартиры 30 в доме 43 по улице Большая Советская, в городе Кингисепп, Ленинградской области, является Луканова Н.С. (Л.д. 8).
19 сентября 2009 года Луканова Н.С. выдала Олихвер Е.А. нотариально удостоверенную доверенность сроком на три года на право представления ее интересов (Л.д. 9)
В ходе судебного заседания установлено, что 14 июля 2010 года заявитель Луканов А.В. обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кингисеппском районе с заявлением о его регистрации по месту жительства в квартире 30 в доме 43 по улице Большая Советская, в г. Кингисеппе, Ленинградской области, собственником которой является Луканова Н.С., представив для регистрации необходимые документы, в том числе, заявление от имени собственника жилья, действующей по доверенности Олихвер Е.А., о согласии на его регистрацию по месту жительства.
16 июля 2010 года должностным лицом отделения УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кингисеппском районе в регистрации Луканова А.В. по месту жительства отказано. Основанием для отказа послужил факт ненадлежащего оформления согласия собственника на указанную регистрацию (л.д. 6). При этом, в отказе миграционной службы отсутствуют правовые обоснования в проведении регистрации Луканова А.В. по месту жительства, не отражено, в чем выражено ненадлежащее оформление согласия собственника на регистрацию.
В ходе судебного заседания представитель заинтересованного лица пояснил, что имелось ненадлежащее оформление согласия собственника Лукановой Н.С. на регистрацию в принадлежащей ей на праве собственности квартире, поскольку в представленной доверенности, выданной от имени собственника жилья, не было указано право Олихвер Е.А. на подачу от имени Лукановой Н.С. заявления о предоставлении жилого помещения Луканову А.В. для постоянного проживания (л.д. 6).
В соответствии с доверенностью выданной Лукановой Н.С. 19 сентября 2009 года Олихвер Е.А. были предоставлены в числе прочих следующие правомочия: управлять и распоряжаться всем ее имуществом, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось, в соответствии с этим заключать все разрешенные законом сделки; вести от ее имени дела во всех государственных, коммерческих, административных, правоохранительных, судебных и иных учреждениях; получать все документы, справки, сведения во всех административных и судебных учреждения, а также представлять интересы во всех коммерческих организациях, государственных учреждениях, в том числе: в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним при регистрации прав, в том числе и ранее возникших, сделок с недвижимостью, при регистрации перехода права собственности на приобретателя, с правом получения правоустанавливающих документов и свидетельств о государственной регистрации права на руки, подавать от ее имени различного рода заявления, уведомления, вносить госпошлины из ее личных средств, оплачивать налоги, сборы и иные необходимые платежи, расписываться и совершать все действия и формальности, связанные с данным поручением.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, объем предоставленных Лукановой А.В. полномочий Олихвер Е.А., отраженных в доверенности от 19 сентября 2009 года, предполагает наличие у Олихвер Е.А. права по распоряжению жилым помещением, то есть обеспеченной законом возможности определять юридическую судьбу вещи, что подразумевает возможность совершать в отношении имущества любые действия, в том числе предоставлять жилое помещение для проживания любым лицам.
Кроме этого, в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства 17 июля 1995 года № 713, Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 не содержится такой обязанности для гражданина, предоставляющего свое жилое помещение для проживания, как его личная явка в органы миграционного учета и личное подписание им заявления на предоставление жилья без участия представителя.
При таких обстоятельствах отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации по месту жительства Луканова А.В. является незаконным, а заявление Луканова А.В. – обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 245, 254, 258 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Луканова Андрея Викторовича о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации по месту жительства - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации по месту жительства Луканова Андрея Викторовича в квартире 30 в доме 43 по улице Большая Советская, в г. Кингисеппе, Ленинградской области.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести регистрацию Луканова Андрея Викторовича, 10 сентября 1955 года рождения, по месту жительства – в квартире 30 дома 43 по улице Большая Советская, в г. Кингисеппе, Ленинградской области в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья: