Гражданское дело № 2-1181/2010



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2- 1181/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2010 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Булавина В.В.

при секретаре Тастуховой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием истца Ракина П.А., представителя истца –Никитиной Л.П.,

представителя ответчика – Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В.,

гражданское дело по иску Ракина Прокопия Андреевича к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и признании незаконным отказа в предоставлении средств на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Ракин П.А. обратился в суд с иском к ответчикам- Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и признании незаконным отказа в предоставлении средств на приобретение жилья.

Указал, что является ветераном- участником Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».

Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принят на соответствующий учёт.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» он имеет право на предоставление ему средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья.

Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении средств на эти цели на том основании, что он принят на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с нарушением законодательства. При этом был сделан вывод, что поскольку истец зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его внучке- Ракиной В.Н., он имеет самостоятельное право на это жилое помещение и обеспечен жилой площадью более учётной нормы.

Полагает, что этот вывод является необоснованным, поскольку он собственником дома не является с 1994 года Соглашения с нынешним собственником жилья о сохранении за ним права пользования жилым помещением не имелось и не имеется, фактически он по месту регистрации не проживает, совместного хозяйства с внучкой не ведет. Следовательно, он не является членом семьи собственника дома. Регистрация в доме сама по себе не свидетельствует о наличии у него права пользования этим жилым помещением. Договор найма жилого помещения с внучкой он также не заключал(л.д.21-23).

В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования. Подтвердили, что Ракин П.А. до настоящего времени на основании Постановления Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте как нуждающийся в жилом помещении по договору социального найма.

Представитель ответчика - Администрации МО «Кингисеппское городское поселение», надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражений по иску не представил(л.д. ).

Представитель ответчика - Правительства Ленинградской области иск не признал, указал, что фактически требования предъявлены к одному ответчику- Правительству Ленинградской области, поскольку второй ответчик- Администрация МО «Кингисеппское городское поселение» признала истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и решение своё до настоящего времени не отменило. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса рабочей группой при <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вопроса о предоставлении Ракину П.А. средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья ему было отказано, поскольку было установлено, что он принят на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с нарушением законодательства, так как являясь членом семьи собственника жилого помещения ( своей внучки- Ракиной В.Н.), в котором он зарегистрирован и проживает, имеет право пользования жилым помещением, а следовательно обеспечен общей площадью жилого помещения более учётной нормы. Кроме того, истец в 1994 году умышленно ухудшил свои жилищные условия, а следовательно не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях и по этим основаниям в соответствии со ст.53 ЖК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст.15 Закона участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В соответствии со ст.23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий(п.1).

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(п. 3.1).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации(п.11).

Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Предложено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений(ч.2).

В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи(ч.1).

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи(ч.2).

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи(ч.4).

Судом установлено, что Ракин Прокопий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы по общему заболеванию(л.д.8-10).

С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>(л.д.13)- в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его внучке- Ракиной В.Н.

Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами по делу.

Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Ракин П.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принят на соответствующий учёт. В постановлении указано, что он не является членом семьи собственника жилого помещения(л.д.12).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ совещания рабочей группы при <адрес> по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильём граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Ракину П.А. отказано в предоставлении средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья на том основании, что он принят на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с нарушением статей 51 и 53 Жилищного кодекса РФ. При этом был сделан вывод, что поскольку истец зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его внучке- Ракиной В.Н., он является членом её семьи в соответствии со ст.31 ЖК РФ, а следовательно имеет право пользования этим жилым помещением и обеспечен жилой площадью более учётной нормы(л.д.11, 18).

Таким образом, данное решение принято только на том основании, что рабочая группа пришла к выводу, что Ракин П.А. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает.

Суд полагает, что данное решение принято необоснованно и без достаточных правовых оснований.

Ракин П.А. не является близким родственником Ракиной В.Н. из числа тех, которые указаны в ч.1 ст.31 ЖК РФ как безусловно признаваемые в качестве члена семьи собственника жилого помещения, в котором они проживают.

Оснований для признания Ракина П.А. членом семьи собственника жилого помещения- его внучки- Ракиной В.Н. в соответствии с действующим жилищным законодательством не имеется.

При принятии такого решения отсутствовали какие- либо сведения, позволяющие считать, что в данном исключительном случае имеются основания для признания его членом семьи Ракиной В.Н. Доказательства вселения его в жилой дом в качестве члена семьи своей внучки- нынешнего собственника жилого помещения отсутствуют и суду ответчиком не представлены.

При этом суд полагает, что в силу п.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на ответчика, принявшего такое решение.

Судом также установлено, что от права собственности на вышеуказанный жилой дом Ракин П.А. отказался, подарив его своему сыну в ДД.ММ.ГГГГ(л.д.17), следовательно необоснованным является также довод представителя ответчика, что истцу может быть отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося и по основаниям, предусмотренным статьёй 53 ЖК РФ, поскольку такое ограничение установлено в пять лет со дня совершения указанных действий, направленных на ухудшение жилищных условий. При этом, в соответствии с законом, такие действия должны быть совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательства этих обстоятельств ответчиком не представлены.

По указанным основаниям суд приходит к выводу, что решение рабочей группы при <адрес> по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Ракину П.А. средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья является незаконным и необоснованным.

Вместе с тем, суд полагает, что оснований для удовлетворения требования истца о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления

Ракин П.А. в установленном законом порядке Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и принят на соответствующий учёт. Данное решение не оспорено в установленном законом порядке и не отменено до настоящего времени. Ракин П.А. состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма(л.д. ). Следовательно, требование истца в части признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, удовлетворению не подлежит, так как данное его право подтверждено вышеуказанным актом органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Ракина Прокопия Андреевича к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и признании незаконным в предоставлении средств на приобретение жилья- УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.

Признать незаконным решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе предоставлении Ракину Прокопию Андреевичу средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья.

В удовлетворении требования о признании Ракина Прокопия Андреевича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>