Гражданское дело № 2-130/2011



Дело № 2-130

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 года г.Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Рябинина К.В.,

при секретаре Страшковой Н.Г.,

с участием представителя истца Шалонина В.Н., представителя ответчика Яковлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Андрея Васильевича к Правительству Ленинградской области, Администрации МО «Город Ивангород» о признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на получение денежных средств на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании нуждающимся в жилом помещении и признании права на получение денежных средств на приобретение жилья. В обоснование иска указано, что истец является ветераном Великой Отечественной войны. Решением органа местного самоуправления он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принят на учет в качестве такового лица. Рабочей группы при <адрес> для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Рабочая группа) № 8 от 30.09.2010 года истцу было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. Основанием отказа в предоставлении бюджетных средств явилось принятие истца на учет в нарушение ст.51 ЖК РФ, так как истец обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Истец считает решение Рабочей группы незаконным, так как истец проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности зятю истца, членом семьи которого истец не является. Истец вселен в данную квартиру в качестве жильца на основании договора найма жилого помещения, в связи с чем не приобрел самостоятельного права пользования данным жилым помещением. Истец не является членом семьи собственника квартиры, не проживает с ним совместно о одном жилом помещении, не ведет с ним совместного хозяйства, в связи с чем истец относится к категории лиц, указанных в п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, имеет право на предоставление денежных средств на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и обстоятельства, на которых они основаны, указав, что ФИО6 не утратил право пользования жилым помещением по месту регистрации, но поскольку он в данном доме не проживает, то не является членом семьи собственника данного жилого помещения.

Представитель ответчика – Правительство Ленинградской области в судебном заседании иск не признала, указав, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в нарушение ст.51 ЖК РФ, поскольку он вселен в занимаемое им в настоящее время жилое помещение в качестве члена семьи собственника. Право истца на жилое помещение возникло в силу положения ЖК РСФСР, согласно которым истец являлся членом семьи собственника квартиры. Отдельное проживание истца и собственника квартиры не имеет правового значения для признания истца членом семьи собственника квартиры. Как член семьи собственника истец обеспечен жилой площадью больше учетной нормы, в связи с чем он не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Ответчик – Администрация МО «Город Ивангород» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому постановлением Главы Администрации МО «Город Ивангород» истец признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данное решение органа местного самоуправление никем не отменено. Администрация МО «Город Ивангород» не имеет полномочий на признание граждан имеющими право на получение денежных средств из федерального и областного бюджетов. Ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации МО «Город Ивангород».

Рассмотрев материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ФИО2 войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ФИО2 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО2 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья <данные изъяты> квадратных метров и средней рыночной стоимости <данные изъяты> квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: ФИО2 войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»).

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья <данные изъяты> квадратных метров и средней рыночной стоимости <данные изъяты> квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п.3.1 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно положениям ст.51 ЖК РФ: 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3 ст.52 ЖК РФ).

В соответствии с п.2 ст.1 <адрес> от 26.10.2005 года -оз "О порядке ведения органами местного самоуправления <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и(или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве жильца по адресу <адрес> (л.д.16).

Вышеуказанная квартира с ДД.ММ.ГГГГ года принадлежит на праве собственности зятю истца ФИО7, который в данной квартире не зарегистрирован и не проживает.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, зарегистрированным по адресу <адрес> <адрес>, дано согласие на предоставление <адрес> в <адрес> для постоянного проживания и регистрации по месту жительства истца и его супруги (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО7 был заключен и нотариально удостоверен договор найма вышеуказанной квартиры на срок 3 года, согласно которому квартира ФИО7 предоставлена истцу в наем за плату (л.д.12-14).

Истец является ветераном Великой Отечественной войны (л.д.5).

Постановлением Администрации МО «Город Ивангород» от ДД.ММ.ГГГГ -П истец признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Номер очереди в общем списке 71 (л.д.10).

Решением Рабочей группы при <адрес> для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащимся в п. протокола от ДД.ММ.ГГГГ было отказано истцу в предоставлении ему бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на то, что истец принят на учет с нарушением ст.51 ЖК РФ, обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

В соответствии с ч.2 ст.127 ЖК РСФСР члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. К отношениям пользования жилыми помещениями между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи применяются правила, установленные статьями 131 - 137 настоящего Кодекса.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство (ч.2 ст.53 ЖК РСФСР).

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (ч.7 ст.31 ЖК РФ).

Согласно подп.б п.11 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Истец как тесть ФИО7 не является его родственником. Истец и ФИО7 связаны отношениями свойства, в связи с чем на основании ч.2 ст.53 ЖК РСФСР и ч.1 ст.31 ЖК РФ истец может быть признан членом семьи ФИО7 в исключительном случае и при условии, что истец вселен в квартиру в качестве члена семьи собственника. Суду не представлены доказательства того, что истец был вселен собственником в <адрес> в <адрес> в качестве члена его семьи, когда-либо проживал в данном жилом помещении совместно с собственником квартиры, вел с ним совместное хозяйство. Более того, из представленных суду письменных доказательств установлено, что ФИО7 постоянно проживает на территории Эстонии, а истец был вселен в <адрес> в <адрес> собственником данного жилого помещения в качестве жильца по договору найма.

Поскольку материалами дела установлено, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, он на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Истец, как ФИО9 и нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на основании ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». имеет право на предоставление ему за счет федерального бюджета безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.

Предъявление исковых требований к Администрации МО «Город Ивангород» является необоснованным, поскольку суду не представлены доказательства нарушения или оспаривания данным ответчиком прав истца в рамках предмета заявленных исковых требований. Иск к Администрации МО «Город Ивангород» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Коваленко Андрея Васильевича удовлетворить частично.

Признать Коваленко Андрея Васильевича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Признать за Коваленко Андреем Васильевичем право на получение за счет федерального бюджета безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны».

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через <адрес>.

Судья