Дело № 2-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2011 года г.Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Рябинина К.В.,
при секретаре Костылевой С.В.,
с участием помощника Кингисеппского городского прокурора Геращенковой Н.В., истца Щербакова Ф.В., представителей ответчиков Яковлевой Н.Н., Савельева А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов Щербакова Федора Васильевича к Правительству Ленинградской области, Администрации МО «Кингисеппское городское поселение о признании нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор в защиту интересов Щербакова Ф.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании Щербакова Ф.В. нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении ей бюджетных средств на обеспечение жильем, обязании предоставления Щербакову Ф.В. безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указано, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – рабочая группа) № 6 от 29.07.2010 года Щербакову Ф.В. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. Основанием отказа в предоставлении бюджетных средств явилось отсутствие заявления Щербакова Ф.В. на предоставление единовременной денежной выплаты и принятие Щербакова Ф.В. на учет в нарушение ст.51 ЖК РФ. Прокурор считает действия Рабочей группы незаконными в части отказа в предоставлении Щербакову Ф.В. бюджетных средств, в связи с тем, что он является участников Великой Отечественной войны, зарегистрирован в доме, принадлежавшим его супруге, по адресу <адрес> 1959 года. После смерти супруги не вступил в права наследования, тем самым ухудшил свои жилищные условия и в соответствии со ст.53 ЖК РФ правомерно был признан нуждающимся. Щербаков Ф.В. более 7 лет по месту регистрации не проживает, состоит в гражданском браке и не является членом семьи собственников жилого дома, в котором он зарегистрирован. Постановлением органа местного самоуправления Щербаков Ф.В. законно признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлен на учет в качестве нуждающегося.
Кингисеппским городским прокурором изменены исковые требования в части оспариваемого решения рабочей группы. Кингисеппский городской прокурор просит признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 9 от 28 октября 2010 года, в предоставлении Щербакову Федору Васильевичу бюджетных средств на обеспечение жильем.
В судебном заседании помощник Кингисеппского городского прокурора поддержала исковые требования и обстоятельства, на которых они основаны, указав, что Щербаков Ф.В. не утратил право пользования жилым помещением по месту регистрации, но поскольку он в данном доме не проживает, то не является членом семьи собственника данного жилого помещения.
Щербаков Ф.В. в судебном заседании поддержал позицию Кингисеппского городского прокурора.
Представитель ответчика – Правительство Ленинградской области в судебном заседании иск не признала, указав, что Щербаков Ф.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в нарушение ст.51 ЖК РФ, поскольку он имеет право пользования жилым помещением по месту регистрации, где на него приходится общая площадь больше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. В связи с тем, что Щербаков Ф.В. в соответствии с действующим законодательством РФ не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, исковые требования являются необоснованными.
Представитель ответчика – Администрация МО «Кингисеппское городское поселение» в судебном заседании иск признал частично, указав, что требование о признании Щербакова Ф.В. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ответчик не оспаривает, так как он был поставлен на учет ответчиком в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Остальные требования ответчик не признает, считая себя ненадлежащим ответчиком по указанным требованиям.
Рассмотрев материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п.3.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Согласно положениям ст.51 ЖК РФ: 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
Судом установлено, что Щербаков Федор Васильевич с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес> (л.д.18).
Вышеуказанный жилой дом принадлежал супруге Щербакова Ф.В. – ФИО7, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследство ФИО7 в виде данного жилого дома было принято детьми Щербакова Ф.В. – ФИО11 и ФИО8, право собственности которых на данный жилой дом зарегистрировано в установленном порядке (л.д.16,17).
Постановлением Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Щербаков Ф.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, на основании ч.1 ст.51 ЖК РФ. Основанием для признания Щербакова Ф.В. нуждающимся в предоставлении жилого помещения послужила то, что он не является членом семьи собственника жилого помещения по месту регистрации (л.д.21-22).
Решением Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащимся в п.4 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано Щербакову Ф.В. в предоставлении ему бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на то, что отсутствует заявление на предоставление единовременной денежной выплаты или предоставления по договору найма; принят на учет в нарушение ст.51 ЖК РФ, учетная норма более установленной в муниципальном образовании, регистрация ФИО15 с 2009 года (л.д.22-27).
ДД.ММ.ГГГГ Щербаковым Ф.В. подано заявление на получение субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения.
Решением Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащимся в п.4 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано Щербакову Ф.В. в предоставлении ему бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на то, что Щербаков Ф.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в нарушение ст.51 ЖК РФ, обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы (л.д.34-38).
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно подп.а п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 4 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Суду не представлены доказательства того, что Щербаков Ф.В. утратил право пользования жилым помещением по адресу <адрес> связи с переездом на иное постоянное место жительства, поскольку не представлены доказательства приобретения им жилищных прав в каком-либо ином жилом помещении. Следовательно, данное жилое помещение является для него постоянным местом жительства. С учетом данного обстоятельства проживание его по другому месту жительства носит временный характер и не влияет на его право проживания в <адрес> в <адрес>.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ и подп.а п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 4 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ФИО9 является членом семьи собственника жилого дома ФИО10, являющейся его дочерью.
Таким образом, нуждаемость ФИО9 в жилом помещении должна рассматриваться, исходя из количества постоянно проживающих и имеющих право на постоянное проживание в вышеуказанном жилом доме лиц.
Согласно справке формы № 9 в жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» от 27.11.2007 года № 329 учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 9 и менее квадратных метров общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах.
Общая площадь жилого <адрес> в <адрес> составляет 50,3 кв.метров (л.д.12).
Исходя из количества постоянно зарегистрированных в вышеуказанном жилом доме лиц, на одного человека приходится 8,38 кв.метров общей площади жилого дома (50,3 / 6). Следовательно, Щербаков Ф.В. на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как общая жилая площадь на одного человека в вышеуказанном доме составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в МО «Кингисеппское городское поседение».
Вселение в жилой дом в марте 2009 года ФИО15 не является основанием для отказа в признании Щербакова Ф.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку суду не представлены доказательства того, что данное вселение было осуществлено с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п.2 ст.1 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года № 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и(или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из положений вышеуказанного Закона Ленинградской области Щербаков Ф.В. является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, так как по смыслу Закона Ленинградской области он не является членом семьи собственника жилого дома, поскольку фактически проживает отдельно, в связи с чем ведет отдельное хозяйство
На основании вышеизложенного, подлежит признанию незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении Щербакову Ф.В. бюджетных средств на обеспечение жильем.
Правительство Ленинградской области на основании п.3.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обязано предоставить Щербакову Федору Васильевичу безвозмездную субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения.
Предъявление исковых требований к Администрации МО «Кингисепское городское поселение» является необоснованным, поскольку суду не представлены доказательства нарушения или оспаривания данным ответчиком прав ФИО9 в рамках предмета заявленных исковых требований. Иск к Администрации МО «Кингисепское городское поселение» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кингисеппского городского прокурора удовлетворить частично.
Признать Щербакова Федора Васильевича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 9 от 28 октября 2010 года, в предоставлении Щербакову Федору Васильевичу бюджетных средств на обеспечение жильем.
Обязать Правительство Ленинградской области предоставить Щербакову Федору Васильевичу безвозмездную субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппской городской суд.
Судья