Дело № 2-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2011 года г.Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Рябинина К.В.,
при секретаре Молевой Е.О.,
с участием помощника Кингисеппского городского прокурора Прокопчик Н.В., представителя истца Чурсиной А.А., представителя ответчика Яковлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов Гадяка Анны Марковны к Правительству Ленинградской области, Администрации МО «Вистинское сельское поселение» о признании нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем, признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор в защиту интересов Гадяка А.М. обратился в суд с иском к ответчику о признании Гадяка А.М. нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении ей бюджетных средств на обеспечение жильем, признании у Гадяка А.М. права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указано, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – рабочая группа) № 5 от 10.06.2010 года Гадяка А.М. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. Основанием отказа в предоставлении бюджетных средств послужили разъяснения Минрегиона России от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 о невозможности предоставления средств федерального бюджета в рамках вышеуказанного Указа Президента РФ. Прокурор считает действия Рабочей группы незаконными в части отказа в предоставлении Гадяка А.М. бюджетных средств, в связи с тем, что она является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, и бывшим несовершеннолетним узником фашистских лагерей. В соответствии с законодательством РФ на бывших узников фашизма распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на участников Великой Отечественной войны, в связи с чем Гадяка А.М. имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем, предусмотренной ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны.
В судебном заседании помощник Кингисеппского городского прокурора поддержала исковые требования и обстоятельства, на которых они основаны.
Представитель Гадяка А.М. в судебном заседании поддержала позицию Кингисеппского городского прокурора, указав. что в соответствии с законодательством РФ Гадяка А.М. имеет право на получение бюджетных средств на приобретение жилья.
Представитель ответчика – Правительство Ленинградской области в судебном заседании иск не признала, указав, что Гадяка А.М. органом местного самоуправления в установленном порядке признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и данное обстоятельства ответчиком не оспаривается, в связи с чем нет каких-либо оснований для признания данного права в судебном порядке. Федеральным законом «О ветеранах» субъектам Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жильем лиц, указанных в данном федеральном законе. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном законе не указаны, в связи с чем Правительство Ленинградской области в рамках предоставленных ему законом полномочий не вправе принимать решения о предоставлении субсидий на приобретение жилья бывшим несовершеннолетним узникам фашизма. В соответствии с законодательством РФ бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на предоставление им субсидий на приобретение жилья, но данная субсидия должна предоставляться соответствующим федеральным органом исполнительной власти, так как данные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, а субъектам РФ не были переданы полномочия по предоставлению субсидий бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.
Представитель ответчика Администрация МО «Вистинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица – Министерство регионального развития РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела третье лицо извещено по месту нахождения организации, возражений по иску не представлено.
Рассмотрев материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны – военнослужащие.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п.3.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п.2 Указа Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235).
Согласно п.5 Разъяснений от 07.07.1999 года № 4 "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 года № 20 при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168) для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Судом установлено, что Гадяка Анне Марковне принадлежит на праве собственности ? доля в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д.27-28).
ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном жилом доме произошел пожар, в результате которого строение уничтожено огнем полностью с находившимся в нем имуществом (л.д.25).
Постановлением Главы Администрации МО «Вистинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Гадяка А.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер очереди № (л.д.16).
Гадяка А.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ Гадяка А.М. подано заявление на получение субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д.13-14).
Решением Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащимся в п.3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано Гадяка А.М. в предоставлении ей бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на то, что в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и разъяснениями Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №-СК/07 невозможно предоставить средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.32-46).
Согласно действующему законодательству РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, то есть по формам и объему государственной социальной поддержки бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
С учетом вышеуказанного обстоятельства, судом бесспорно установлено, что Гадяка А.М. как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны имеет право на предоставление ей в соответствии со ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной для участников Великой Отечественной войны.
Законодательством РФ не предусмотрен какой-либо особый порядок предоставления бывшим несовершеннолетним узникам фашизма вышеуказанной единовременной денежной выплаты, в связи с чем единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения бывшим несовершеннолетним узникам фашизма должна производиться в том же порядке, что и для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых мер социальной поддержки приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
Согласно действующему порядку предоставления участникам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения решение о предоставлении данной выплаты принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем решение о предоставлении Гадяка А.М. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения должно было быть принято Правительством Ленинградской области.
Суд считает противоречащим действующему законодательству содержащийся в п.3 протокола рабочей группы № от ДД.ММ.ГГГГ вывод о том, что невозможно предоставить средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, поскольку данная категория лиц приравнена по мерам социальной поддержки к участникам Великой Отечественной войны. Ссылка в протоколе в обоснование отказа в предоставлении единовременной выплаты на письмо Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №-СК/07 необоснованна, так как данный документ не является нормативным правовым актом. Кроме этого, Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит какие-либо новации в сфере обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а направлен на ускорение решения вопроса об обеспечении жильем указанных категорий лиц.
На основании вышеизложенного, подлежит признанию незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 5 от 10 июня 2010, в предоставлении Гадяка Анне Марковне бюджетных средств на обеспечение жильем.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Суд считает необоснованным заявленное требование о признании Гадяка А.М. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий принято органом местного самоуправления и никем не оспаривается.
Поскольку нуждаемость Гадяка А.М. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, никем не оспаривается, требование о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, заявлено при отсутствии спора о праве, в связи с чем иск в этой части удовлетворению не подлежит.
Также является необоснованным предъявление исковых требований к Администрации МО «Вистинское сельское поселение», поскольку суду не представлены доказательства нарушения или оспаривания данным ответчиком прав Гадяка А.М. в рамках предмета заявленных исковых требований. Иск к Администрации МО «Вистинское сельское поселение» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кингисеппского городского прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 5 от 10 июня 2010, в предоставлении Гадяка Анне Марковне бюджетных средств на обеспечение жильем.
Признать за Гадяка Анной Марковной право на получение безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппской городской суд.
Судья