Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-281/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Герман М.В.
при секретаре Ермишкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием прокурора- помощника Кингисеппского городского прокурора Геращенковой Н.В.,
истца Макурина И.И., ответчика- представителя Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н.
гражданское дело по искам Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов МАКУРИНА Ивана Ивановича к администрации муниципального образования «Большелуцкое сельское поселение», Правительству Ленинградской области о признании нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании предоставить бюджетные средства на приобретение жилья
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Макурина И.И. с исками о признании истца нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении ему бюджетных средств на обеспечение жильем, обязании предоставить истцу безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
В ходе рассмотрения дела уточнил требования и просил обязать предоставить истцу безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д. 62).
В обоснование иска истец и прокурор в судебных заседаниях 01 марта 2011 года (объяснения исследованы судом (л.д. 34-36, 64) и 24 марта 2011 года указали, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 5 от 10 июня 2010 года Макурину И.И. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. В качестве основания отказа Рабочая группа сослалась на письмо Минрегиона России от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 о невозможности предоставления средств федерального бюджета в рамках вышеназванного Указа Президента РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Полагают незаконными действия Рабочей группы в части отказа в предоставлении истцу бюджетных средств, поскольку он является бывшим несовершеннолетним узником фашистских лагерей и нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. В соответствии с законодательством РФ на бывших несовершеннолетних узников распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на участников Великой Отечественной войны, поэтому Макурин И.И. имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем, предусмотренной ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны.
Ответчик- представитель Правительства Ленинградской области иск не признала. Не оспаривала, что Макурин И.И. обоснованно признан органом местного самоуправления нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Пояснила, что Федеральным законом «О ветеранах» субъектам РФ переданы полномочия по обеспечению жильем лиц, указанных в данном федеральном законе. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном законе не указаны, в связи с чем Правительство Ленинградской области в рамках предоставленных ему законом полномочий не вправе принимать решения о предоставлении субсидий на приобретение жилья бывшим несовершеннолетним узникам. В соответствии с законодательством РФ бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на предоставление им субсидий на приобретение жилья, но данная субсидия должна предоставляться соответствующим федеральным органом исполнительной власти, так как данные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета. Субъектам РФ не были переданы полномочия по предоставлению субсидий бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.
Ответчик- представитель администрации МО «Большелуцкое сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и мест рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 51).
Третье лицо на стороне ответчика- представитель Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором также указал, что Минрегион России свои обязанности, предусмотренные законодательством, в части предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральным законом «О ветеранах» исполнил. В компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». (л.д. 42)
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны- военнослужащие.
В соответствии с п/п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п/п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что Макурин И.И. проживает в качестве поднанимателя в жилом <адрес>, предоставленном ему собственником по договору поднайма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20). В договоре указано, что самостоятельного права пользования жилым помещением поднаниматель не приобретает.
Иные жилые помещения у Макурина И.И. отсутствуют (л.д. 17, 18).
Постановлением администрации МО «Большелуцкое сельское поселение» от 15 апреля 2010 года № 46 Макурин И.И., ветеран ВОВ признан нуждающимся в жилых помещениях, состав семьи 1 человек, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 15 оборот).
Правомерность принятия Макурина И.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиками не оспаривалась.
Макурин И.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д. 18 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ Макуриным И.И. подано заявление на получение субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д.14-15).
Решением Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащимся в п. 3 протокола № 5 от 10 июня 2010 года Макурину И.И. было отказано в предоставлении бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на то, что в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и разъяснениями Минрегиона России от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 невозможно предоставить средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д. 7-12).
Отказ Макурину И.И. в предоставлении бюджетных средств суд находит противоречащим действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее- бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2 Указа Президента РФ № 1235).
Согласно п. 5 Разъяснений № 4 «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07 июля 1999 года № 20 при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам,- инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Из анализа приведенных выше норм действующего законодательства РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, то есть, по формам и объему государственной социальной поддержки бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Законодатель РФ не предусмотрел какого-либо особого порядка предоставления бывшим несовершеннолетним узникам фашизма вышеуказанной единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, поэтому указанная выплата должна производиться в том же порядке, что и для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых мер социальной поддержки приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 не содержит какие-либо новации в сфере обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а направлен на ускорение решения вопроса об обеспечении жильем указанных категорий лиц.
С учетом установленных судом обстоятельств Макурин И.И. как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны имеет право на предоставление ему в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной для участников Великой Отечественной войны.
Ссылка в протоколе Рабочей группы в обоснование отказа на письмо Минрегиона России от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 несостоятельна, так как данный документ не является нормативным правовым актом. Кроме того, привлеченное к участию в деле Минрегион России в письменных объяснениях указал, что в его компетенцию не входят полномочия по признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 5 от 10 июня 2010, в предоставлении Макурину И.И. безвозмездно бюджетных средств на обеспечение жильем подлежит признанию незаконным.
Согласно установленному порядку предоставления участникам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения решение о предоставлении данной выплаты принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому решение о предоставлении Макурину И.И. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения должно быть принято Правительством Ленинградской области.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Нуждаемость Макурина И.И. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, никем не оспаривается, то есть, требование о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, заявлено при отсутствии спора о праве, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.
Также является необоснованным предъявление исковых требований к администрации МО «Большелуцкое сельское поселение», поскольку суду не представлены доказательства нарушения или оспаривания указанным ответчиком прав Макурина И.И. в рамках заявленных исковых требований, поэтому иск, заявленный к администрации МО «Большелуцкое сельское поселение», удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иски Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов МАКУРИНА Ивана Ивановича к Администрации МО «Кингисеппское городское поселение», Правительству Ленинградской области о признании нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании предоставить бюджетные средства на приобретение жилья удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 5 от 10 июня 2010 года, в предоставлении МАКУРИНУ Ивану Ивановичу бюджетных средств на обеспечение жильем.
Обязать Правительство Ленинградской области предоставить МАКУРИНУ Ивану Ивановичу безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Отказать МАКУРИНУ Ивану Ивановичу в иске к Правительству Ленинградской области о признании нуждающимся в жилом помещении, и в иске к Администрации МО «Большелуцкое сельское поселение».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья