Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2- 200/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 марта 2011 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Булавина В.В.
при секретаре Тастуховой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием прокурора- Геращенковой Н.В.,
представителей истицы- Жуматий Л.Ф. и Востриковой О.Н.
представителя ответчика- Правительства Ленинградской области- Яковлевой Н.Н.,
представителя ответчика- Администрации МО «Кингисеппское городское поселение»- Савельева А.Ю.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Божко Татьяны Филипповны, к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
а также иску Божко Татьяны Филипповны к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и признании незаконным отказа в предоставлении средств на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Божко Т.Ф. обратилась в суд к ответчикам- Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» с иском о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и признании незаконным отказа в предоставлении средств на приобретение жилья.
Указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принята на соответствующий учёт.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» она имеет право на предоставление ей средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья.
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ей отказано в предоставлении средств на эти цели на том основании, что она принята на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с нарушением законодательства, а именно- статьи 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку, будучи зарегистрированной по месту жительства в однокомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности её внуку, имеет самостоятельное право на это жилое помещение, а также обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы.
Полагает, что этот вывод является необоснованным, поскольку: она собственником квартиры либо её нанимателем не является; также она не является членом семьи собственника квартиры; вселена в неё на основании договора поднайма.
Кроме того, в квартире, общая площадь которой составляет 35,40 кв.м., зарегистрировано четыре человека, следовательно, на истицу приходится менее учётной нормы, установленной в 9 кв.м. на одного человека (л.д.3-5).
Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов Божко Т.Ф., обратился в суд с иском к ответчикам- Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании Божко Т.Ф. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.(л.д.33-35).
Определением суда дела соединены в одно производство(л.д.27-28).
В судебное заседание истица не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителей.
В судебном заседании представители истицы, а также прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов истицы, поддержали требования. Прокурор уточнил требования в части: просил обязать Правительство Ленинградской области предоставить Божко Татьяне Филипповне единовременную денежную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения.
Представитель ответчика - Администрации МО «Кингисеппское городское поселение», иск полагал обоснованным в части требования о признании Божко Т.Ф. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Полагал, что имелись основания для её постановки на соответствующий учёт. Подтвердил, что Божко Т.Ф. до настоящего времени на основании указанного Постановления Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» состоит на учёте как нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма. Указал, что предоставление безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения или отказ в её предоставлении не относится к компетенции Администрации МО «Кингисеппское городское поселение».
Представитель ответчика - Правительства Ленинградской области иск не признал, указал, что при рассмотрении рабочей группой при Правительстве Ленинградской области вопроса о предоставлении Божко Т.Ф. средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья ей было отказано, поскольку было установлено, что она принята на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с нарушением законодательства, так как является членом семьи собственника жилого помещения ( своего внука- ФИО7), в котором она зарегистрирована и проживает, имеет право пользования жилым помещением, следовательно, обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы, поскольку согласно представленным документам постоянно зарегистрированы там были только три человека.
Представитель третьего лица на стороне ответчика- Комитета по энергетическому комплексу и жилищно- коммунальному хозяйству при Правительства Ленинградской области, надлежащем образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по искам не представил.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы учётного дела Божко Т.Ф., суд находит иски обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения(п/п 4 п.1).
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак(подпункты 2-3 пункта 2).
В соответствии со ст.23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий(п.1).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(п. 3.1).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации(п.11).
Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Предложено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений(ч.2).
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи(ч.1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи(ч.2).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи(ч.4).
Судом установлено и данное обстоятельство не оспаривается ответчиками и третьим лицом, что Божко Татьяна Филипповна, 1927 года рождения, является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы по общему заболеванию(л.д.13-14).
С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>- в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её внуку- ФИО7
Указанная квартира состоит из одной комнаты, площадью <данные изъяты> помещений ванной, кухни, подсобных помещений. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>
В квартире зарегистрированы помимо истицы: собственник квартиры- ФИО7,ДД.ММ.ГГГГ рождения, его брат- ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поднаниматель- ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Согласно Справке о регистрации истица Божко Т.Ф. зарегистрирована по указанному адресу в качестве поднанимателя(л.д.8-9).
Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Божко Т.Ф на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принят на соответствующий учёт на основании ст.52 Жилищного кодекса РФ, включена в отдельный список, статья 21 Федерального закона «О ветеранах», состав семьи 1 человек(л.д.6).
В соответствии с пунктом 4.13 Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильём граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ Божко Т.Ф. отказано в предоставлении бюджетных средств для приобретения(строительства) жилья на том основании, что она принята на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в нарушение статей 51 Жилищного кодекса РФ поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы(л.д.10-12).
Суд полагает, что данное решение принято необоснованно и без достаточных правовых оснований.
В решении в обоснование отказа в предоставлении Божко Т.Ф. бюджетных средств для приобретения(строительства) жилья указано на отсутствие оснований для признания Божко Т.Ф. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ- обеспеченность общей площадью жилого помещения более учётной нормы, в то время, как Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ- как не являющаяся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, что Божко Т.Ф. не является близким родственником собственника квартиры, в которой она проживает- ФИО7, из числа тех, которые указаны в ч.1 ст.31 ЖК РФ как безусловно признаваемые в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Оснований для признания Божко Т.Ф. членом семьи собственника жилого помещения- её внука- ФИО7 в соответствии с действующим жилищным законодательством не имеется.
При принятии такого решения отсутствовали какие- либо сведения, позволяющие считать, что в данном исключительном случае имеются основания для признания её членом семьи ФИО7 Доказательства вселения её в квартиру в качестве члена семьи своего внука отсутствуют и суду ответчиком не представлены.
При этом суд полагает, что в силу п.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на ответчика, принявшего такое решение.
В соответствии с п.2 ст.1 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года № 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и(или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из положений вышеуказанного Закона Ленинградской области Божко Т.Ф. также является нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, так как по смыслу Закона Ленинградской области она не является членом семьи собственника квартиры, поскольку фактически проживает отдельно, в связи с чем ведет отдельное хозяйство.
Кроме того, изложенный в оспариваемом решении, довод о том, что на истицу приходится более учётной нормы, установленной в 9 кв.м. на одного человека, не обоснован и по тем основаниям, что общая площадь жилого помещения составляет 35,40 кв.м., а зарегистрировано в нём четыре человека, следовательно, и по этим основаниям Божко Т.Ф. может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
По указанным основаниям суд приходит к выводу, что решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» от 28 октября 2010 года в части отказа в предоставлении Божко Татьяне Филипповне средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья является незаконным.
В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления
Божко Т.Ф. в установленном законом порядке Постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от 16.09.2010г. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и принята на соответствующий учёт. Данное решение не оспорено в установленном законом порядке и не отменено до настоящего времени. Божко Т.Ф. состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку данное право истицы фактически оспаривается ответчиком- правительством Ленинградской области, суд полагает необходимым подтвердить право истицы и удовлетворить требование о признании её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
С учётом того, что Божко Т.Ф. обратилась к прокурору с заявлением о защите нарушенных социальных прав - обеспечения права на жилище, прокурор был вправе обратиться за судебной защитой нарушенных прав гражданина в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Божко Татьяны Филипповны, к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
а также иск Божко Татьяны Филипповны к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и признании незаконным отказа в предоставлении средств на приобретение жилья- УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать Божко Татьяну Филипповну нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Признать незаконным решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении Божко Татьяне Филипповне средств федерального и областного бюджетов для приобретения(строительства) жилья.
Обязать Правительство Ленинградской области предоставить Божко Татьяне Филипповне, состав семьи 1 человек, единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья