Гражданское дело № 2-328/2011



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-328/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Герман М.В.

при секретаре Чусовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием прокурора- помощника Кингисеппского городского прокурора Прокопчик Н.В.,

представителей истца Ефимова Н.И.- Фрыгиной Е.Н. и Никитиной Л.А.., ответчика- представителя администрации МО «Кингисеппское городское поселение» Савельева А.Ю., ответчика- представителя Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В.

гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ЕФИМОВА Николая Ивановича к администрации муниципального образования «Кингисеппское городское поселение», Правительству Ленинградской области о признании нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании предоставить бюджетные средства на приобретение жилья

У С Т А Н О В И Л:

Кингисеппский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Ефимова Н.И. с иском о признании истца нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении ему бюджетных средств на обеспечение жильем, обязании предоставить истцу безвозмездную субсидию на приобретение жилья.

В ходе рассмотрения дела уточнил требования и просил обязать предоставить Ефимову Н.И. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д. 71).

Также изменил основание иска и просил признать Ефимова Н.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку истец не является членом семьи собственника жилого помещения (л.д. 104)

В обоснование иска представитель истцы и прокурор в судебных заседаниях 09 марта 2011 года, 24 марта 2011 года (объяснения исследованы судом (л.д. 50-52, 66-67, 70-72, 128) и 11 мая 2011 года указали, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 6 от 29 июля 2010 года Ефимову Н.И. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. В качестве основания отказа Рабочая группа сослалась на ухудшение истцом жилищных условий в 2010 году в результате регистрации в занимаемое жилое помещение родственника. Однако истец является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку подпадает под категорию лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Истец не являются собственником или членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирован и проживает, иного жилого помещения не имеет.

Ответчик- представитель Правительства Ленинградской области в судебных заседаниях 24 марта 2011 года (объяснения исследованы судом (л.д. 66-67, 70-72, 128) и 11 мая 2011 иск не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для признания Ефимова Н.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку в 2010 году в квартиру был вселен родственник, в результате чего намеренно ухудшены жилищные условия. Кроме того, суммарная площадь всех жилых помещений, которые имеются у зарегистрированных вместе с истцом лиц, превышает учетную норму.

Ответчик- представитель администрации МО «Кингисеппское городское поселение» 09 марта 2011 года, 24 марта 2011 года (объяснения исследованы судом (л.д. 50-52, 66-67, 70-72, 128) и 11 мая 2011 против удовлетворения иска не возражал, не оспаривая нуждаемость Ефимова Н.И. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, независимо от того, по какому основанию он ранее был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Третье лицо на стороне ответчика- представитель Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 109-110). Представил письменные объяснения, в которых указал, что Минрегион России свои обязанности, предусмотренные законодательством, в части предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральным законом «О ветеранах» исполнил. В компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями ФЗ «О ветеранах». (л.д. 76-81)

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны- военнослужащие.

В соответствии с п/п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п/п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Судом установлено, что Ефимов Н.И. проживает в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО11 (л.д. 13, 25, 35).

Иные жилые помещения у Ефимова Н.И. отсутствуют.

Истец является участником Великой Отечественной войны (л.д. 37 оборот).

Постановлением администрации МО «Кингисеппское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ Ефимов Н.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состав семьи 1 человека (л.д. 7).

Ефимовым Н.И. подано заявление на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительства) жилого помещения (л.д. 31).

Решением Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», содержащимся в п. 3 протокола № 6 от 29 июля 2010 года Ефимову Н.И. было отказано в предоставлении бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на ухудшение истцом жилищных условий в 2010 году в результате регистрации в занимаемое жилое помещение родственника (л.д. 9-11).

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Нуждаемость Ефимова Н.И. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма оспаривается ответчиком- Правительством Ленинградской области..

Доводы ответчика о том, что лицо может быть признано нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, только уполномоченным на это органом, а не судом, также несостоятельны. Жилищный кодекс РФ относит к полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (п. 3 ст. 12 ЖК РФ), определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 7 ст. 13 ЖК РФ), ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ), а также определяет критерии, по которым определяется нуждаемость (ст. 49, 52 ЖК РФ). Поэтому при возникновении спора о том, нуждается ли гражданин в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, спор об указанном праве должен быть разрешен судом.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Ефимов Н.И. проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО11 В указанной квартире зарегистрированы и проживают 7 человек: Ефимов Н.И., его дочь ФИО11 с супругом- ФИО8 и сыном- ФИО10, дочь истца- Фрыгина Е.Н. с сыном- ФИО12

Указанные лица действительно приходятся друг другу родственниками, однако истец членом семьи собственника в настоящее время не является, общее хозяйство с ней не ведет, имеет самостоятельные источники дохода, самостоятельно оплачивая свою долю платежей по квартире, отдельно готовит и питается. Указанное обстоятельство подтвердили свидетели ФИО11 и ФИО12

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и (или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из положений вышеуказанного Закона Ленинградской области Ефимов Н.И. является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как по смыслу Закона Ленинградской области он не является членом семьи собственника квартиры, поскольку имеет свой источник дохода, отдельный бюджет и ведет раздельное хозяйство. Волеизъявление на признание его и собственника отдельными семьями выражено Ефимовым Н.И. в своем заявлении о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 40), где он указал в составе своей семьи только себя.

Таким образом, Ефимов Н.И. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником или членом семьи собственника жилого помещения, то есть, относится к категории лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Часть 2 ст. 51 ЖК РФ действительно предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Однако как следует из смысла указанной части статьи, данное требование относится к самому гражданину и членам его семьи. Судом установлено, что Ефимов Н.И. членом семьи собственника не является, иных членов семьи у него не имеется.

Иных жилых помещений у Ефимова Н.И. не имеется. Для признания нуждаемости истца по указанному в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основанию жилая площадь, имеющаяся у других зарегистрированных и проживающих в квартире лиц, правового значения не имеет.

При приватизации в ДД.ММ.ГГГГ года квартиры <адрес> Ефимов Н.И. от участия в приватизации отказался. Однако указанное обстоятельство не может быть расценено как совершение действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимися в жилом помещении, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.

Ефимов Н.И. был вселен в ДД.ММ.ГГГГ в квартиру, предоставленную в ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ее сыну- ФИО10 (л.д. 16), истец в ордер включен не был. При регистрации было указано, что он является отцом нанимателя. Однако как установлено в ходе рассмотрения дела, фактически между нанимателем и истцом имела место договоренность о том, что истец общего хозяйства с ней вести не будет, то есть, равное с нанимателем право пользования жилым помещением не приобретает. Указанное обстоятельство он подтвердил, написав согласие на приватизацию квартиры ФИО11 (л.д. 21). Таким образом, лицом, имевшим равные права пользования помещением с лицом, его приватизировавшим, в смысле, придаваемом этому понятию ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» Ефимов Н.И. не являлся, поскольку соглашением между ними было установлено иное.

Не являясь собственником жилого помещения, а также лицом, имеющим равные с собственником права пользования жилым помещением, Ефимов Н.И. не мог влиять на действия собственника по вселению и регистрации в квартире иных лиц, поэтому регистрация в квартире в ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 не может быть признана совершением истцом действий по намеренному ухудшению жилищных условий.

Таким образом, Ефимов Н.И. обоснованно принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом указание администрацией МО «Кингисеппское городское поселение» в постановлении о принятии истца на учет в качестве основания на п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не влияет на наличие у истца права быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 6 от 29 июля 2010 года, в предоставлении Ефимову Н.И. безвозмездно бюджетных средств на обеспечение жильем подлежит признанию незаконным.

Согласно установленному порядку предоставления участникам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения решение о предоставлении данной выплаты принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому решение о предоставлении Ефимову Н.И. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения должно быть принято Правительством Ленинградской области.

Право Ефимова Н.И. быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оспаривается только одним ответчиком- Правительством Ленинградской области. Доказательств нарушения или оспаривания указанного права истца администрацией МО «Кингисеппское городское поселение» суду не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, иск, заявленный к администрации МО «Кингисеппское городское поселение» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ЕФИМОВА Николая Ивановича к администрации муниципального образования «Кингисеппское городское поселение», Правительству Ленинградской области о признании нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании предоставить бюджетные средства на приобретение жилья удовлетворить частично.

Признать ЕФИМОВА Николая Ивановича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма

Признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № 6 от 29 июля 2010 года, в предоставлении ЕФИМОВУ Николаю Ивановичу бюджетных средств на обеспечение жильем.

Обязать Правительство Ленинградской области предоставить ЕФИМОВУ Николаю Ивановичу безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

В остальной части иска ЕФИМОВУ Николаю Ивановичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья