Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-487 Именем Российской Федерации 27 апреля 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе: Председательствующего судьи Заплоховой И.Е., При секретаре Васильевой С.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании С участием истицы Демушкиной Э.М. представителя истицы адвоката Шалонина В.Н., представителей ответчика Дербенева А.М., Рыжонковой Е.М., гражданское дело по иску Дёмушкиной Элины Михайловны к Кингисеппской таможне о признании незаконным отказа в заключении контракта о службе в таможенных органах, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Дёмушкина Э.М. обратилась в суд с иском к Кингисеппской таможне о признании незаконным отказа начальника таможни в заключении контракта о службе с таможенных органах в должности дознавателя по особо важным делам отдела дознания Кингисеппской таможни, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Истица и ее представитель в судебном заседании в поддержание иска пояснили, что Дёмушкина Э.М. состояла на службе в Кингисеппской таможне в должности дознавателя по особо важным делам отдела дознания на основании контракта о службе в таможенных органах № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок контракта истек ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Дёмушкина Э.М. получила уведомление Кингисеппской таможни об увольнении со службы в таможенных органах. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением сообщить в письменной форме причину отказа в заключении контракта. В письме начальник таможни от ДД.ММ.ГГГГ не указал причины отказа в заключении контракта о прохождении службы в таможенных органах, сослался, что поступление на таможенные органы является добровольными, служба имеет срочный характер, а заключение контракта возможно при наличии волеизъявления обеих сторон контракта. Ответчик обосновал законность увольнения в связи с истечением срока действия контракта. Также указали, что нормы трудового законодательства не применяются на правоотношения, связанные с прохождением службы в таможенных органах. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О службы в таможенных органах РФ», постановлением Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года, ратифицированной РФ Женевской конвенцией № 81 от 11 июля 1947 года «Об инспекции труда в промышленности и торговле» нормы трудового законодательства, направленные на защиту прав работников, должны распространяться и на лиц, состоящих на службе в таможенных органах. Дёмушкина Э.М. имеет преимущества при заключении контракта, так как на более <данные изъяты> лет работала в таможне, положительно характеризовалась, у нее нет медицинских противопоказаний в прохождении службы. Кроме того, у нее на иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Полагали, что ответчиком нарушены трудовые права истицы, просили взыскать компенсацию морального вреда и иск удовлетворить. Представители ответчика иск не признали, пояснили, что не заключение с сотрудником контракта о прохождении службы в таможенных органах на новый срок является правом, а не обязанностью начальника таможни. У ответчика не возникла обязанность перед истцом давать мотивированный отказ в заключении контракта, так как законодательством такая обязанность возложена на таможню только в отношении вновь принимаемых граждан на службу в таможенные органы. Продление контракта отличается от заключения контракта при первоначальном поступлении на службу. Истечение срока контракта является снованием для прекращения службы в таможенных органах. Трудовое законодательство не применяется к правоотношениям сторон судебного спора, так как служба в таможенных органах регламентируется Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Просили в иске отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит иск основанным на законе и подлежащим удовлетворению частично. Согласно контракту № ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппская таможня и Дёмушкина Э.М. заключили контракт о службе в таможенных органах истицы на срок <данные изъяты> года до ДД.ММ.ГГГГ в должности дознавателя по особо важным делам отдела дознания Кингисеппской таможни (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ истица была уведомлена ответчиком об истечении срока контракта, ей было предложено предоставить в отдел кадров заявление о заключении контракта на новый срок (л.д.<данные изъяты>). В этот же день Дёмушкина Э.М. представила заявление о заключении контракта по занимаемой должности дознавателя по ОВД отдела дознания на новый срок – <данные изъяты> года (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ год истица была уведомлена ответчиком об увольнении со службы в таможенных органах в связи с истечением срока действия контракта (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ Дёмушкина Э.М. обратилась к начальнику Кингисеппской таможни с заявлением о сообщении в письменной форме основания (причины) отказа в заключении контракта на новый срок по занимаемой должности (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ письмом № таможня ответила истице, что поступление на службу в таможенных органах является добровольным и осуществляется на основании контракта. Служба в таможенных органах носит срочный характер, перезаключение контракта на новый срок возможно лишь при наличии на то волеизъявления обеих сторон, а истечение срока контракта является безусловным основанием к увольнению со службы в таможенных органах. Заключение контракта с сотрудником на новый срок является правом, а не обязанностью начальника таможни, и на него не может возлагаться обязанность доказательств причин этого. Сослались на Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что нормы Трудового кодекса РФ в отношении сотрудников таможенных органов не применяются (л.д<данные изъяты>). В статьях 6-7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" содержится перечень условий поступления на службу в таможенные органы и ограничений в приеме на службу и при ее прохождении. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока. В статьях 17, 49 Закона также содержатся дополнительные требования к сотрудникам таможенных органах, их обязанности, исполнение которых обязательно при прохождении службы в таможенных органах. Сотрудник таможенного органа не вправе заниматься рядом видов деятельности, совмещать службу с исполнением обязанностей других органов власти, быть членом органов управления коммерческих организаций, быть представителем или поверенным в таможенных органах, использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию, получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей, получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания, выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. Сотрудник таможенного органа обязан: обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов, обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции, поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы. Сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста. Аналогичные требования содержатся в Положении о порядке заключения контракта о службе в органах Российской Федерации, утвержденном Приказ ФТС РФ от 01 декабря 2008 года N 1504. Анализируя обстоятельства дела суд находит, что немотивированный отказ Кингисеппской таможни в заключении с Дёмушкиной Э.М. контракта о службе в таможенных органах в должности дознавателя по особо важным делам отдела дознания незаконен. У истицы отсутствуют перечисленные в статьях 6-7 Закона основания, при которых она не может быть принята на службу в таможенные органы. Она не достигла предельного возраста для службы в таможенных органах и не нарушала указанные в статей 17 Закона обязанности сотрудника таможни. Напротив, как следует из материалов дела, Дёмушина Э.М. положительно характеризовалась как грамотный сотрудник. В таможенных органах она служила с ДД.ММ.ГГГГ года, а в отделе дознания - с ДД.ММ.ГГГГ года. Имеет несколько поощрений по работе. Занимаемой должности соответствовала, согласно служебной характеристике, составленной ДД.ММ.ГГГГ, таможня пришла к выводу о возможности заключения контракта по занимаемой должности на новый рок <данные изъяты> год. По результатам углубленного медицинского обследования Дёмушкина Э.М. годна к прохождению службы в таможенных органах (л.д.<данные изъяты>). Доводы представителей ответчика, что при отказе в заключение контракта на новый срок начальник таможни не обязан его мотивировать, суд находит не состоятельными. Положения статьи 6 Закона устанавливают, что при установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа. Истица вправе была требовать предоставить мотивированный отказ, а начальник таможни такой отказ предоставить в указанные сроки. Ссылки представителей ответчика, что в данном случае имеет место не отказ в заключении контракта гражданину, вновь поступающему на службу в таможенные органы, а в продление контракта с сотрудником таможни, также не убедительны, так как законом установлен единый порядок заключение контракта о прохождении службы в таможенных органах. Сотрудники таможенных органов являются гражданами РФ. Тот факт, что для заключения нового контракта сотрудник таможни представляет меньшее количество документов, и в отношении него таможней проводится иная проверка в отличии от вновь поступающих на службу в таможенные органы, не меняет порядок заключения контракта о прохождении службы в таможенных органах Возражения представителей ответчиков сводятся к срочному характеру службы в таможенных органах, что при заключении контракта гражданин тем самым соглашается, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена. Однако истица не оспаривала срочный характер контракта и его прекращение. Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Судом установлено, что Кингисеппская таможня незаконно отказала Дёмушкиной Э.М. в заключении контракта о прохождении службы в таможенных органах. Такой отказ не мог не причинить истице нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях, поскольку у нее не имелось препятствий в заключении контракта на новый срок. Стаж ее службы в таможенных органах превысил <данные изъяты> лет, она имеет несколько поощрений за работу, у нее отсутствуют взыскания. Ежемесячное денежное довольствие являлось единственным источником дохода истицы, на иждивении которой находится несовершеннолетний ребенок. Кроме того, в уведомлении об истечении срока действия контракта от ДД.ММ.ГГГГ таможня предложила истице представить заявление о заключении контракта на новый срок. Учитывая обстоятельства дела, принципы разумности и справедливости, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истицы заявленный размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. Доводы представителей ответчиков, что положения трудового законодательства не распространяют в отношении сотрудников таможенных органов, суд находит не убедительными. В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ. Статья 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (статья 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). При обращении в суд с иском о защите своих прав истица освобождена от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 103 ГПК РФ, 333.19, 333.36 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. По ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Дёмушкину Э.М. в судебных заседаниях представлял адвокат филиала «<данные изъяты>» <адрес> коллегии адвокатов Шалонин В.Н. По квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ за представительство по гражданскому делу в Кингисеппском городском суде Дёмушкина Э.М. оплатила адвокату <данные изъяты> руб. В производстве Кингисеппского городского суда дело находилось с ДД.ММ.ГГГГ. По делу состоялось <данные изъяты> судебных заседания, в которых участвовал адвокат Шалонин В.Н. Первое судебное заседание было предварительным, во втором судебном заседании судом было принято решение по делу. Учитывая принципы справедливости и разумности, характер и сложность спора, суд полагает возможным взыскать с Кингисеппской таможни в пользу Дёмушкиной Э.М. расходы на оплату услуг представителя частично в сумме <данные изъяты> руб. На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Демушкиной Элины Михайловны удовлетворить частично. Признать незаконным отказ начальника Кингисеппской таможни с заключении с Демушкиной Элиной Михайловной контракта о службе в таможенных органах в должности дознавателя по особо важным делам тела знания Кингисеппской таможни. Взыскать с Кингисеппской таможни в пользу Демушкиной Элины Михайловны в счет возмещения компенсации морального вреда <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб., всего взыскать <данные изъяты> (<данные изъяты> <данные изъяты>) руб. Взыскать с Кингисеппской таможни в доход МО «Кингисеппский мунипальный район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд. Судья