дело № 2-423/2011



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-423

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

05 апреля 2011 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Штурмановой Н.В.,

при секретаре Страшковой Н.Г.,

с участием представителя заявителя ООО «КАПИР» - ФИО2,

адвоката ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КАПИР» об оспаривании предписания от 10 февраля 2011 отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «КАПИР» обратилось в суд в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области от 10 февраля 2011 года.

Представитель заявителя - адвокат ФИО4 в поддержание заявления в судебном заседании пояснил, что требование о «разработке проектной документации на изменения объемно-планировочных и инженерно-технических решений ряда помещений» в административно-производственном здании по <адрес>, в обоснование которого проверяющий сослался на пункты 38, 40, 119 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) и пункт 4.3 СНиП 21-01-97 (пункт 3 предписания). Названные выше нормы содержат требование о необходимости при перепланировке зданий и помещений руководствоваться действующими нормативными документами и запрещают производить изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности. В соответствии с действующими градостроительными регламентами и, в частности, согласно статей 48, 51 ГрК РФ, разработка проектной документации и получение разрешений на перепланировку помещений в случае, если эти изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не требуется. Выполненная в 2008 году перепланировка помещений второго этажа административно-производственного здания на <адрес> путем установки в них перегородок из гипсокартона на металлических каркасах никоим образом на конструктивных и других характеристиках надежности и безопасности здания не отразилась. Все работы выполнялись силами ООО «КАПИР» по эскизным рисункам, проектная документация не составлялась и ее разработка не требовалась соответствии с действующим порядком по окончанию работ все планировочные изменения были отражены в «новом» техническом паспорте: реестровый номер 3-2-20-69, изготовленном Кингисеппским БТИ состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Требования об отделении друг от друга противопожарными перегородками первого типа складских, бытовых и производственных помещений в здании на <адрес> в здании цеха деревообработки по <адрес>, в обоснование которых проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункты 3 и 38 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), пункт 1.82 СНиП 2.08.02-98 «Общественные здания», пункт 1.25 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», пункт 6.4 СНиП 31-01: «Складские здания», пункт 7.3 СНиП 31003-2001, пункт 4.3 СНиП 21-01-97 (пункты 4 и 26 предписания). Согласно технической документации на названные здании, расположенные в них помещения производственного, складского бытового и административного назначения разделены между собой противопожарными преградами (перегородками) первого типа с заполнением проемов в перегородках (двери) второго типа. Требования, изложенные в пунктах 4 и 26 предписания, не имеют под собой фактических оснований, то есть надуманны.

Требование об «исключении (демонтаже) устройств электрических выключателей и электрических розеток в складских помещениях», в обоснование которого проверяющий сослался на пункт 507 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом
МЧС от 18 июня 2003 г. № 313 (пункт 5 предписания). В пункте 507 Правил идет речь не о запрещении устройства розеток и выключателей в складских помещениях, а о необходимости обесточивать складские помещения по окончанию рабочего дня и о требованиях к
размещению (местонахождению) аппаратов для отключения электроснабжения (обесточивания) складских помещений. Складские помещения на первом и втором этаже здания по <адрес> <адрес> обесточиваются через выключатели, установленные в стандартных электрощитах в коридоре первого этажа и на лестничной площадке второго этажа.

Требование об обеспечении второго этажа здания по <адрес> <адрес> вторым эвакуационным выходом, в обоснование которого проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункты 3, 38 и 51 ППБ 01-03, пункты 4.3 и 6.13 СНиП 21 - 01-97 и пункт 1.28 СНиП 2.09.04-87 (пункт 6 предписания).

Приведенные выше нормы никаких требований по количеству эвакуационных выходов с этажей многоэтажных зданий не содержат и цель упоминания названных норм в предписании не понятна.

Этот вопрос регламентирован СНиП 21-01-97. Согласно пункта 6.13 названных СНиП не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий: класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения, больницы и другие строения аналогичного назначения), Ф1.2 (гостиницы, общежития, санатории и другие строения аналогичного назначения), Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф2.1 (театры, кинотеатры, клубы и другие строения аналогичного назначения, Ф2.2 (музеи, выставки и прочие), ФЗ. (предприятия по обслуживанию населения), Ф4 (школы и другие учебные заведения); класса Ф5 категории А и Б при численности работающих в смену более 5 чел., категории В - более 25 чел.;

На втором этаже здания по <адрес> располагаются административно-производственные помещения, согласно пожарной классификации (пункт 5.21 СНиП 21-01-97) относящиеся к классу «Ф5» и категории «В», в которых одновременно работают в смену не более 8-10 чел. Исходя из требований СНиП 21-01-97 в таком здании второй эвакуационный выход со второго этажа не требуется.

Требование об отделении открытой лестничной клетки в здании по <адрес> <адрес> от вестибюля и коридора второго этажа, в обоснование которого проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункт 3 Правил 01-03 и пункт 1.102 СНиП 2.08.02-89 (пункт 7 предписания).

Подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ и пункт 3 Правил 01-03 никакие требования к конструкции лестничных клеток не устанавливают и цель упоминания названных норм в предписании не понятна.

СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» регламентирует вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений общественного назначения, к которым здание по <адрес> не относится. Применение к этому зданию требований, аналогичных требованиям к зданиям и сооружениям общественного назначения, не допустимо.

Требование о переносе компрессорной установки, находящейся под маршем лестничной клетки в здании по <адрес> <адрес>, в обоснование которого проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункты 3 и 40 Правил 01-03 и пункт 6.32 СНиП 21-01-97 (пункт 9 предписания).

Подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ и пункт 3 Правил 01-03 никакие требования к использованию лестничных клеток не устанавливают и цель упоминания названных норм в предписании не понятна.

Помещение компрессорной на первом этаже здания по <адрес> частично располагается под первым маршем лестничной клетки, вход в него осуществляется из производственного помещения, выхода на лестничную клетку помещение компрессорной не имеет и никаким иным образом с лестничной клеткой не сообщается, то есть полностью изолировано от лестничной клетки конструкциями из негорючих материалов - бетонный лестничный марш и бетонное перекрытие. С учетом названных выше конструктивных особенностей рассматривать помещение под лестничным маршем первого этажа в качестве части лестничной клетки недопустимо - это самостоятельное помещение. Конструктивно такое размещение компрессорной никаким образом на использовании лестницы в целях обеспечения своевременной и беспрепятственной эвакуации персонала в случае пожара на втором этаже здания не сказывается. Соответственно, предъявлять к этому помещению требования по содержанию и использованию лестничных клеток, установленные абзацем 12 пункта 40 ППБ 01-03 и пунктом 6.32 СНиП 21-01-97, нельзя.

Требование об установлении огнезащитных клапанов в местах пересечения воздуховодами противопожарных преград, разделяющих помещения различного класса функциональной и пожарной опасности, в обоснование которого проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4
Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункты 3 и 38 ППБ 01-03,
пункты 5.14 и 7.17 СНиП 21-01-97 и пункт 7.11.13 СНиП 41-01-2003 (пункт 16
предписания).

Транзитных воздуховодов, то есть воздуховодов, проходящих через помещения различного класса функциональной и пожарной опасности, в здании по <адрес> нет. Все вентиляционные воздуховоды, имеющие в производственных и складских помещениях здания по <адрес> автономны и имеют выход на улицу либо в вентиляционную шахту.

Требование об обеспечении расстояния не менее 4 метров по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах административно-производственного здания и примыкающего к нему под углом здания котельной, в обоснование которого проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4 Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.15 СНиП 21-01-97, пункт 3.9 СНиП 11-35-76 и пункт 4.1.9 МДС 21-1.98 (пункт 18 предписания в части).

Названные в пункте 18 предписания нормы никаких требований к расстояниям между проемами примыкающих под углом зданий не содержат и цель упоминания этих норм в предписании не понятна.

Рекомендации о минимальном расстоянии между проемами примыкающих под углом зданий содержатся в пункте 4.1.9 методических указаний по применению СНиП 21-01-97 (МДС 21-1.98), то есть содержаться в документе не нормативного характера. При этом оговаривается, что если расстояние между проемами смежных зданий менее 4 метров, то проемы должны заполняться противопожарными дверями или окнами 1-го типа, то есть имеющими предел огнестойкости по критерию потеря целостности и потеря теплоизолирующей способности EI 60 (для дверей) и Е60 (для окон).

Оконный проем в основном здании по <адрес> дверной проем в пристроенном к нему под углом 90 градусов здании котельной располагаются на расстоянии менее 4 метров. Заполнение оконного проема - металлопластиковый блок, заполнение дверного проема -металлическая дверь. Таким образом, распространение пожара из основного здания в пристройку и наоборот, минуя названные преграды, исключается и требование о реконструкции строений с целью обеспечения минимального расстояния между проемами более 4 метров, не состоятельно.

Требование об «исключении складирования твердого топлива (угля) в непосредственной близости от здания котельной», в обоснование которого проверяющий сослался на пункт 22 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 (пункт 22 предписания).

Названной нормой ППБ 01-03 установлен запрет использование противопожарных расстояний между зданиям сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. Очевидно, что названная норма никаких требований по размещению топлива (угля) у котельных, в том числе запрет на хранение угля «в непосредственной близости» от здания котельной, не содержит.

Согласно пункту 36 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями и сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Поскольку действующими противопожарными регламентами противопожарные расстояния между строениями, в том числе котельными и металлическими заборами, не нормируются, то открытая площадка между строением котельной и забором, на которой в зимнее время навалом размещается около 2-х куб. метров угля, не может рассматриваться как «противопожарное расстояние» о котором говориться в пункте 22 ППБ 01-03 и на котором запрещается размещать материалы, оборудование и тару, а также транспорт и другие здания (сооружения).

Требование о ликвидации свалки горючих отходов и различного мусора у стены цеха деревообработки по <адрес>, в обоснование которого проверяющий сослался на пункты 21 и 32 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 (пункт 23 предписания).

В пункте 21 ППБ 01-03 говориться о необходимости своевременной очистки территории населенных пунктов и организаций в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Пунктом 32 ППБ 01-03 установлен запрет на устройство свалок горючих отходов на территориях населенных пунктов и организаций.

Согласно пункту 4.16 Межгосударственного стандарта ГОСТР 300772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» свалка - это местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

Свалки отходов и мусора на территории цеха деревообработки по <адрес> как таковой нет и никогда не было. Находившиеся в момент проверки на улице у стены цеха обрезки досок и картон являются не отходами, а топливом для котельной. Они накапливаются в течение рабочего дня, затем переносятся на площадку у котельной и регулярно сжигаются в котельной.

Требования об оборудовании в торговых залах магазинов «Дачник» и «Техно» вторых эвакуационных выходов, в обоснование которых проверяющий сослался на подпункт 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункт 42 Правил 01-03 и пункт 1.112 СНиП 2.08.02-89 (пункт 32, пункт 33 предписания).

Нормы, названные в пунктах 32 и 33 предписания, никакие требования по количеству эвакуационных выходов, в том числе запрет на использование в качестве эвакуационных выходы на улицу через другие помещения, не устанавливают и цель упоминания этих норм в предписании не понятна.

Этот вопрос регламентирован СНиП 21-01-97. В соответствии с пунктом 6.9 названных СНиП выходы считаются эвакуационными, в том числе, если они ведут в соседнее помещение (кроме помещений класса Ф5 категории «А» и «Б») на том же этаже, обеспеченное выходом на улицу.

Согласно пожарной классификации (пункт 5.21 СНиП 21-01-97) помещения магазинов «Дачник» и «Техно» относятся к классу Ф3.1, складские помещения этих магазинов - к классу Ф5 категории «В». Складские помещения магазинов находятся на одном этаже с торговыми залами магазинов и имеют прямые выходы на улицу (во дворы). Таким образом, имеющиеся выходы из торговых залов через складские помещения магазинов «Техно» и ((Дачник», необходимо рассматривать в качестве эвакуационных выходов и требование пунктов 32 и 33 предписания об устройстве других (третьих) выходов из торговых залов названных магазинов не законно.

П. 34 (несущие конструкции (металлические косоуры) лестницы из административно-бытовых помещения выполнить с требуемым пределом огнестойкости (R 60) является незаконным и не обоснованным.

П. 2 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ РФ -Ф3 установлено, что пределы огнестойкости строительных конструкций определяются в условиях стандартных испытаний. Наступление пределов огнестойкости несущих и ограждающих строительных конструкций в условиях стандартных испытаний или в результате расчетов устанавливается по времени достижения признаков предельных состояний, в том числе, потери несущей способности (R).

В ходе проверки испытания на предмет огнестойкости не проводились.

Какие либо расчеты, устанавливающие фактическую степень огнестойкости конструкции лестницы и каким-либо образом, хотя бы косвенно, подтверждающие утверждение работника ОГПН об отсутствии огнестойкости R60 в акте не приведены.

Заинтересованное лицо – представитель отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения заявления ООО «КАПИР» об оспаривании предписания отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области уведомлен в установленном порядке, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

16 сентября 1996 года зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «КАПИР» ИНН , ОГРН: КПП , с местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа: <адрес> (л.д.53).

Во исполнение распоряжения главного государственного инспектора ОНД <адрес> ФИО5 по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, в период с 04 по 10 февраля 2011 года была проведена плановая проверка имущественного комплекса ООО «КАПИР» по адресам: <адрес>, ул. <адрес>.

По результатам, которой ООО «КАПИР» было вручено предписание от 10 февраля 2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В предписании указано, что ООО «КАПИР» в административно-производственном здании по адресу: <адрес> необходимо разработать на произведенные изменения объемно – планировочных, инженерно-технических решений ряда помещения здания с изменением функционального назначения указанных помещений, проектную документацию в соответствии с действующими нормами и с учетом нового назначения данных помещений (п.3).

В соответствии с п.38 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03..."), в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.

Пункт 40 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", предусматривает, что, в квартирах жилых домов, жилых комнатах общежитий, номерах гостиниц запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся взрывоопасные, взрывопожароопасные и пожароопасные вещества и материалы, а также изменять функциональное назначение указанных квартир, комнат и номеров, в том числе при сдаче их в аренду, за исключением случаев, предусмотренных нормами проектирования.

Положениями п.119 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", предусмотрено, что при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

П. 4.3 СНиП 21-01-97, предусматривает, что в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно - планировочных и инженерно - технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт) (ст. 48 Гр.К РФ)

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст. 51 ГрК РФ). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст. 51 ГрК РФ).

В соответствии с действующими градостроительными регламентами и, в частности, согласно статей 48, 51 ГрК РФ, разработка проектной документации и получение разрешений на перепланировку помещений в случае, если эти изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не требуется. Выполненная в 2008 году перепланировка помещений второго этажа административно-производственного здания на <адрес> путем установки в них перегородок из гипсокартона на металлических каркасах никоим образом на конструктивных и других характеристиках надежности и безопасности здания не отразилась. Все работы выполнялись силами ООО «КАПИР» по эскизным рисункам, проектная документация не составлялась и ее разработка не требовалась соответствии с действующим порядком по окончанию работ все планировочные изменения были отражены в «новом» техническом паспорте по состоянию на 1 7 июля 2009 г., в связи, с чем п.3 предписания от 10 февраля 2011 года является незаконным.

П.4, 26 предписания: отделить складские помещения, бытовые помещения, производственные помещения и эвакуационные коридоры друг от друга противопожарными перегородками первого типа, заполнение проемов в указанных перегородках выполнить, также противопожарными второго типа.

Согласно технической документации на административно-производственное здание (<адрес>), и здание цеха деревообработки и учебного класса автошколы (<адрес>), расположенные в них помещения производственного, складского бытового и административного назначения разделены между собой противопожарными преградами (перегородками) первого типа с заполнением проемов в перегородках (двери) второго типа.

С учетом, требования ст. 4 ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона). В связи с чем, пункт п.4 и 26 предписания суд находит необоснованными.

П.5 предписания: в складских помещениях исключить (демонтировать) устройство электрических выключателей и электрических розеток.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", п. 507 предусматривает, что электрооборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или на отдельно стоящей опоре, заключаться в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования и закрываться на замок.

Складские помещения на первом и втором этаже здания по <адрес> <адрес> обесточиваются через выключатели, установленные в стандартных электрощитах в коридоре первого этажа и на лестничной площадке второго этажа (л.д.17, 18), в связи, с чем п.5 предписания суд находит необоснованным.

П.6 Второй этаж здания (<адрес>) обеспечить вторым эвакуационным выходом. Выход оборудовать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Согласно пункта 6.13 названных СНиП не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий: класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения, больницы и другие строения аналогичного назначения), Ф1.2 (гостиницы, общежития, санатории и другие строения аналогичного назначения), Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф2.1 (театры, кинотеатры, клубы и другие строения аналогичного назначения, Ф2.2 (музеи, выставки и прочие), ФЗ. (предприятия по обслуживанию населения), Ф4 (школы и другие учебные заведения); класса Ф5 категории А и Б при численности работающих в смену более 5 чел., категории В - более 25 чел.;

На втором этаже здания по <адрес> располагаются административно-производственные помещения, согласно пожарной классификации (пункт 5.21 СНиП 21-01-97) относящиеся к классу «Ф5» и категории «В», в которых одновременно работают в смену не более 8-10 чел. Исходя из требований СНиП 21-01-97 в таком здании второй эвакуационный выход со второго этажа не требуется. Таким образом, п.6 предписания суд находит необоснованным.

П.7 открытую лестничную клетку, расположенную в центре здания, отделить от вестибюля и поэтажного коридора второго этажа, внутренними стенами с переделом огнестойкости не менее чем 2 часа, с заполнением проема дверями устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.

Положения ч.4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ и пункт 3 Правил 01-03 требования к конструкции лестничных клеток не устанавливают. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» регламентирует вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений общественного назначения, к которым здание по <адрес> не относится. Применение к этому зданию требований, аналогичных требованиям к зданиям и сооружениям общественного назначения, не допустимо. В связи с чем, п.7 предписания суд находит необоснованным.

П.9 исключить размещение компрессорной установки под маршем лестничной клетки.

В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно, Приказу МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3); в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;

Помещение компрессорной на первом этаже здания по <адрес> частично располагается под первым маршем лестничной клетки, вход в него осуществляется из производственного помещения, выхода на лестничную клетку помещение компрессорной не имеет и никаким иным образом с лестничной клеткой не сообщается, то есть полностью изолировано от лестничной клетки конструкциями из негорючих материалов - бетонный лестничный марш и бетонное перекрытие. С учетом названных выше конструктивных особенностей рассматривать помещение под лестничным маршем первого этажа в качестве части лестничной клетки недопустимо - это самостоятельное помещение. Конструктивно такое размещение компрессорной никаким образом на использовании лестницы в целях обеспечения своевременной и беспрепятственной эвакуации персонала в случае пожара на втором этаже здания не сказывается.

Соответственно, п.9 предписания суд находит необоснованным.

П.16 В местах пересечения, воздуховодами систем вентиляции, противопожарных преград, отделяющие помещения различного класса функциональной и пожарной опасности, установить огнезадерживающие клапаны с требуемым пределом огнестойкости.

В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно, Приказу МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3); при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п.38).

Воздуховодов, проходящих через помещения различного класса функциональной и пожарной опасности, в здании по <адрес> нет. Все вентиляционные воздуховоды, имеющие в производственных и складских помещениях здания по <адрес> автономны и имеют выход на улицу либо в вентиляционную шахту.

В связи с чем, п.16 предписания суд находит необоснованным.

П.18 При размещении противопожарной перегородки 1-го типа в месте примыкания одной части здания к другой под углом (административно-производственного здания к котельной) обеспечить расстояние не менее 4-х метров по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах. Покрытие, примыкающие к противопожарной перегородке выполнить из материалов группы НГ.

В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно, Приказу МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3).

Рекомендации о минимальном расстоянии между проемами примыкающих под углом зданий содержатся в пункте 4.1.9 методических указаний по применению СНиП 21-01-97 (МДС 21-1.98), то есть содержаться в документе не нормативного характера. При этом оговаривается, что если расстояние между проемами смежных зданий менее 4 метров, то проемы должны заполняться противопожарными дверями или окнами 1-го типа, то есть имеющими предел огнестойкости по критерию потеря целостности и потеря теплоизолирующей способности EI 60 (для дверей) и Е 60 (для окон). Оконный проем в основном здании по <адрес> дверной проем в пристроенном к нему под углом 90 градусов здании котельной располагаются на расстоянии менее 4 метров. Заполнение оконного проема - металлопластиковый блок, заполнение дверного проема -металлическая дверь. Таким образом, распространение пожара из основного здания в пристройку и наоборот, минуя названные преграды, исключается (л.д.19).

Соответственно, п.18 предписания суд находит необоснованным.

П.22 Исключить складирование твердого топлива (угля) в непосредственной близости от здания котельной (<адрес>).

В соответствии с п.22 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

Данным пунктом установлен запрет использование противопожарных расстояний между зданиям сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материал: оборудования для складирования материалов, оборудования и тары стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. Никаких требований по размещению топлива (угля) у котельных, в том числе запрет на хранение угля «в непосредственной близости» от здания котельной, не содержит.

В связи с чем, п.22 предписания суд находит необоснованным.

П.23 Убрать свалку горючих отходов и различного мусора, допущенную рядом со стенами здания.

Пунктом 21, 23 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" предусмотрено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опав

ших листьев, сухой травы и т.п. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Факт наличия свалки горючих отходов и различного мусора, допущенную рядом со стенами здания подтвержден представленной к материалам дела фототаблицей (л.д.57).

Соответственно, п. 23 предписания суд находит обоснованным и подлежащим к исполнению.

П.32 Помещения торгового зала обеспечить вторым эвакуационным выходом. Так имеющийся второй выход проходит через складские помещения, тем самым не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, нормативными документами по пожарной безопасности (<адрес> ул. <адрес> магазин «Дачник»).

В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Пункт 42 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", предусматривает, что в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 21-01-97 выходы считаются эвакуационными, в том числе, если они ведут в соседнее помещение (кроме помещений класса Ф5 категории «А» и «Б») на том же этаже, обеспеченное выходом на улицу. Согласно пожарной классификации (пункт 5.21 СНиП 21-01-97) помещения магазина «Дачник» относится к классу Ф3.1, складские помещения этих магазинов - к классу Ф5 категории «В». Складские помещения магазина находятся на одном этаже с торговыми залами магазинов и имеют прямые выходы на улицу (во дворы). Таким образом, имеющийся выход из торгового зала через складские помещения магазина «Дачник», необходимо рассматривать в качестве эвакуационного выхода.

Соответственно, п. 32 предписания суд находит необоснованным.

П.33 Помещения двух торговых залов обеспечить вторым эвакуационным выходом. Так имеющийся второй выход проходит через складские помещения, тем самым не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, нормативными документами по пожарной безопасности (<адрес> ул. <адрес> магазин «Техно»).

В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Пункт 42 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", предусматривает, что в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 21-01-97 выходы считаются эвакуационными, в том числе, если они ведут в соседнее помещение (кроме помещений класса Ф5 категории «А» и «Б») на том же этаже, обеспеченное выходом на улицу. Согласно пожарной классификации (пункт 5.21 СНиП 21-01-97) помещения магазина «Техно» относится к классу Ф3.1, складские помещения этих магазинов - к классу Ф5 категории «В». Складские помещения магазина находятся на одном этаже с торговыми залами магазинов и имеют прямые выходы на улицу (во дворы). Таким образом, имеющийся выход из торгового зала через складские помещения магазина «Техно», необходимо рассматривать в качестве эвакуационного выхода.

Соответственно, п. 33 предписания суд находит необоснованным.

П.34 Несущие конструкции (металлические косоуры) лестницы из административно-бытовых помещений выполнить с требуемым пределом огнестойкости (R 60). Путем нанесения на них огнезащитного состава. Работы выполнить силами организации имеющей соответствующую лицензию МЧС России на данный вид работ. В дальнейшем после выполнения указанных работ, не реже чем два раза в год, осуществлять соответствующий контроль за состоянием огнезащитной пропитки (<адрес> ул. <адрес> магазин «Техно»).

В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3); нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год (п.42).

Ссылка в предписании на ст. 4 ФЗ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п.3, 42 ППБ 01-03, имеет общий характер.

При этом, ч.2 ст. 35 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что пределы огнестойкости строительных конструкций определяются в условиях стандартных испытаний. Наступление пределов огнестойкости несущих и ограждающих строительных конструкций в условиях стандартных испытаний или в результате расчетов устанавливается по времени достижения одного или последовательно нескольких из следующих признаков предельных состояний:

1) потеря несущей способности (R);

2) потеря целостности (E);

3) потеря теплоизолирующей способности вследствие повышения температуры на необогреваемой поверхности конструкции до предельных значений (I) или достижения предельной величины плотности теплового потока на нормируемом расстоянии от необогреваемой поверхности конструкции (W).

В ходе проверки испытания на предмет огнестойкости не проводились. Какие либо расчеты, устанавливающие фактическую степень огнестойкости конструкции лестницы и каким-либо образом, хотя бы косвенно, подтверждающие утверждение работника ОГПН об отсутствии огнестойкости R60 в акте не приведены.

В связи с чем, п. 34 предписания нельзя признать обоснованным и обязательным к исполнению.

Таким образом, заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «КАПИР» подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «КАПИР» удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание от 10 февраля 2011 года Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области в части требований устранения нарушения пожарной безопасности до 01 сентября 2011 года по п. 3 - на произведенные изменения объемно – планировочных, инженерно-технических решений ряда помещения здания с изменением функционального назначения указанных помещений, разработать проектную документацию в соответствии с действующими нормами и с учетом нового назначения данных помещений; п. 4 - отделить складские помещения, бытовые помещения, производственные помещения и эвакуационные коридоры друг от друга противопожарными перегородками первого типа, заполнение проемов в указанных перегородках выполнить, также противопожарными второго типа; п. 5 - в складских помещениях исключить (демонтировать) устройство электрических выключателей и электрических розеток; п. 6 - второй этаж здания (<адрес>) обеспечить вторым эвакуационным выходом. Выход оборудовать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; п. 7 - открытую лестничную клетку, расположенную в центре здания, отделить от вестибюля и поэтажного коридора второго этажа, внутренними стенами с переделом огнестойкости не менее чем 2 часа, с заполнением проема дверями устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; п. 9 - исключить размещение компрессорной установки под маршем лестничной клетки; п. 16 - В местах пересечения, воздуховодами систем вентиляции, противопожарных преград, отделяющие помещения различного класса функциональной и пожарной опасности, установить огнезадерживающие клапаны с требуемым пределом огнестойкости; п. 18 - при размещении противопожарной перегородки 1-го типа в месте примыкания одной части здания к другой под углом (административно-производственного здания к котельной) обеспечить расстояние не менее 4-х метров по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах. Покрытие, примыкающие к противопожарной перегородке выполнить из материалов группы НГ; п. 22 - Исключить складирование твердого топлива (угля) в непосредственной близости от здания котельной; п. 26 - отделить складские помещения, бытовые помещения, производственные помещения и эвакуационные коридоры друг от друга противопожарными перегородками первого типа, заполнение проемов в указанных перегородках выполнить, также противопожарными второго типа; п. 32 - помещения торгового зала обеспечить вторым эвакуационным выходом. Так имеющийся второй выход проходит через складские помещения, тем самым не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, нормативными документами по пожарной безопасности; п. 33 - помещения двух торговых залов обеспечить вторым эвакуационным выходом. Так имеющийся второй выход проходит через складские помещения, тем самым не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, нормативными документами по пожарной безопасности; п. 34 - несущие конструкции (металлические косоуры) лестницы из административно-бытовых помещений выполнить с требуемым пределом огнестойкости (R 60). Путем нанесения на них огнезащитного состава. Работы выполнить силами организации имеющей соответствующую лицензию МЧС России на данный вид работ. В дальнейшем после выполнения указанных работ, не реже чем два раза в год, осуществлять соответствующий контроль за состоянием огнезащитной пропитки.

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «КАПИР» о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части требований об устранении свалки горючих отходов и различного мусора, допущенную рядом со стенами здания (п.23)- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья: Н.В. Штурманова