Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1002/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Герман М.В. при секретаре Калентьевой Е.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Трофимовой О.А., представителя заинтересованного лица- администрации МО «Вистинское сельское поселение» Лавренова А.В. гражданское дело по заявлению Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным распоряжения главы администрации муниципального образования «Вистинское сельское поселение» от 14 апреля 2011 года № 9-р У С Т А Н О В И Л: Кингисеппский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным распоряжения главы администрации МО «Вистинское сельское поселение» от 14 апреля 2011 года № 9-р «Об отключении уличного освещения» (л.д. 2-6). В ходе рассмотрения дела переоформил заявление в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (л.д. 31-37). В обоснование заявления прокурор в судебных заседаниях 11 августа 2011 года (объяснения исследованы судом (л.д. 26-28, 43, 51) и 22 августа 2011 года указал, что обжалуемое распоряжение не соответствует требованиям федерального законодательства. Распоряжение затрагивает права и свободы граждан, однако не опубликовано, поэтому не может применяться. В постановлении не указан период, на который отключается освещение на территории поселения, хотя отключение уличного освещения допускается при естественной освещенности до 10 лк. Отсутствие уличного освещения в темное время суток может явиться причиной и условием, способствующим возникновению дорожно-транспортных происшествий, явиться причиной и условием, способствующими росту преступлений, травматизму граждан. Организация уличного освещения относится к вопросам местного значения поселения, при этом отсутствие или недостаточность финансовых средств не освобождает орган местного самоуправления от обязанности решать вопросы местного значения. Представитель органа, решение которого обжалуется,- администрации МО «Вистинское сельское поселение» в судебных заседаниях 11 августа 2011 года (объяснения исследованы судом (л.д. 26-28, 43, 51) и 22 августа 2011 года против удовлетворения заявления прокурора возражал, ссылаясь на то, что распоряжение не является нормативным актом и опубликованию не подлежит. Также указал, что освещение в летний период отключено в связи с недостаточностью финансирования расходов на освещение. Также указал, что освещение придомовых территорий лежит на управляющей компании за счет средств, поступающих от жильцов домов. Почти все столбы и фонари, установленные вдоль дорог, не являются собственностью поселения, принадлежат муниципальному району, который и должен их содержать и нести расходы по организации освещения. Поселение имеет в собственности не более 15 фонарей из всех, находящихся на его территории, однако отключать и включать их отдельно от остальных фонарей, не принадлежащих поселению, не имеется технической возможности. Заинтересованное лицо- представитель администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором заявление Кингисеппского городского прокурора поддержал, ссылаясь на то, что организация уличного освещения отнесена к вопросам местного значения поселения. В реестре муниципальной собственности района дороги и столбы уличного освещения, расположенные на территории населенных пунктов МО «Вистинское сельское поселение», отсутствуют (л.д. 40). Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что 14 апреля 2011 года главой администрации МО «Вистинское сельское поселение» издано распоряжение № 9-р «Об отключении уличного освещения», которым глава администрации распорядился в связи с увеличением продолжительности светового дня и в целях сокращения расходов на электроэнергию отключить уличное освещение с 21 апреля 2011 года (л.д. 12). Распоряжение не опубликовано. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Круг лиц, которые могут находиться на территории МО «Вистинское сельское поселение», не может быть определен, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 21 ст. 14Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения поселения. В силу ч. 2 ст. 47 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Вопрос освещенности улиц населенных пунктов поселения непосредственно затрагивает права и интересы граждан, находящихся на территории МО «Вистинское сельское поселение». В соответствии с разъяснением, данным в #M12293 0 901839463 24256 4292899920 2504535090 3936339302 4252126452 1567252077 1155622503 4294967294п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003года № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ#»»»»»» под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение № 9-р от 14 апреля 2011 года является муниципальным правовым актом, то есть, подлежит официальному опубликованию. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Отсутствие освещенности на территории поселения в темное время суток ставит под угрозу жизнь, здоровье и личную безопасность граждан, находящихся на территории поселения, то есть, нарушает их гарантированные права и законные интересы. При этом доказательств того, что естественной освещенности в летний период «белых ночей» достаточно для соблюдения прав граждан, суду не представлено. Кроме того, в распоряжении не указан срок, на который отключается освещение, а представитель заинтересованного лица не оспаривал, что освещение не включено до настоящего времени. Ссылки заинтересованного лица на то, что поселению принадлежит только часть столбов и фонарей электрического освещения, и у поселения отсутствует обязанность по обслуживанию и финансированию остальных фонарей, несостоятельны, поскольку не подтверждены доказательствами. Более того, в случае принадлежности элементов уличного освещения иным субъектам, глава администрации поселения не имел права выносить какие-либо распоряжения в отношении указанного имущества. С учетом установленных судом обстоятельств заявление прокурора о признании распоряжения незаконным подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным распоряжения главы администрации муниципального образования «Вистинское сельское поселение» от 14 апреля 2011 года № 9-р удовлетворить. Признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального образования «Вистинское сельское поселение» от 14 апреля 2011 года № 9-р «Об отключении уличного освещения». Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд. Судья