гражданское дело № 2-507/2011



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2011 года г.Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Рябинина К.В.,

при секретаре Васильевой С.А.,

с участием истца Иванова П.В., его представителя Дмитриевой О.М., третьего лица на стороне истца Бурнышевой М.А., представителей ответчиков Чернявской М.Ю., Савельева А.Ю., Кочоровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Павла Викторовича к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», Администрации МО «Кингисеппское городское поселение», Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств, признании права на получение субсидии, об обязании включить в списки,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ протокол , решения <данные изъяты> об отказе в предоставлении бюджетных средств для обеспечения жилым помещением, признании права на получение бюджетных средств для обеспечения жилым помещением, обязании включить истца в списки ветеранов боевых действий для получения субсидии по обеспечению жилым помещением. В обоснование иска указано, что истец является ветераном боевых действий. В ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вместе с семьей из <данные изъяты>. После расторжения брака истцом подано заявление о разделении очереди и постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу был присвоен номер очереди , а льготный как участнику боевых действий – . Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истца включили в списки претендентов на получение субсидии как ветерану. В 2008 ДД.ММ.ГГГГ истец заключил брак с Бурнышевой М.А., в браке родился сын ФИО14, который постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ включен в состав семьи для получения субсидии.. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу <адрес>, где помимо истца зарегистрировано еще , а также собственник жилого помещения. Супруга и сын истца зарегистрированы и проживают в <данные изъяты> в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года истцу стало известно о том, что решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ протокол , а также решением <данные изъяты> в виде письменного сообщения истцу было отказано в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья, поскольку был поставлен на учет в порядке исключения.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования и обстоятельства, на которых они основаны, указав. что после расторжения брака с ФИО8 истец какое-то время проживал с родителями, но через некоторое время отношения ухудшились и он был вынужден по договору найма вселиться в жилое помещение, где он зарегистрирован в настоящее время. После заключения брака с Бурнышевой М.А. он стал проживать в ее <данные изъяты> квартире в <адрес>..

Третье лицо на стороне истца Бурнышева М.А. поддержала позицию истца.

Представитель ответчика Администрация МО «Кингисеппское городское поселение» в судебном заседании иск не признал, указав, что истец в Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не был поставлен, заявления о постановке на учет от истца не поступало.

Представитель ответчика Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании иск не признала, указала, что в ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в порядке исключения как <данные изъяты>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ истец не был снят с общей очереди, имело место фактическое разделение очереди, так как действующим в то время законодательством не была предусмотрена возможность снятия с очереди истца в его ситуации и кроме этого, истец не был извещен о принятом решении о снятии с очереди.

Представитель ответчика Правительство Ленинградской области в судебном заседании иск не признала, указав, что правовых оснований для предоставления истцу субсидии нет, так как истец был поставлен на учет в нарушение действующего законодательства в порядке исключения, а постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из состава семьи граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий со снятием с льготной очереди «<данные изъяты>».

Рассмотрев материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1 ст.23.2 Закона о ветеранах).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.6 ст.23.2 Закона о ветеранах).

В соответствии с подп.а п.1 ст.1 Закона Ленинградской области от 07.12.2005 года № 110-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года» (далее – Закон Ленинградской области) право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим областным законом имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года на территории Ленинградской области: инвалиды боевых действий, ветераны боевых действий, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Граждане, указанные в статье 1 настоящего областного закона, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма (п.1 ст.2 Закона Ленинградской области)

Гражданам, по их желанию, вместо предоставления жилого помещения по договорам социального найма может предоставляться за счет бюджетных средств Российской Федерации и бюджетных средств Ленинградской области безвозмездная субсидия для приобретения или строительства жилых помещений (п.2 ст.2 Закона Ленинградской области).

В соответствии со ст.28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно ст.29 ЖК РСФСР Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст.31 ЖК РСФСР).

Согласно ст.32 ЖК РСФСР Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

В соответствии с п.15.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета народных депутатов от 23.11.1987 года № 481 (далее – Правила) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие и имеющие постоянную прописку в данном населенном пункте, городе, районе Ленинградской области, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.

В порядке исключения, с разрешения исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут приниматься рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, совхозах, проживающие в другом, близлежащем населенном пункте Ленинградской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (п.16 Правил).

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (п.29.1 Правил).

В соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинградской области устанавливается размер предоставляемой жилой площади не менее 9 кв. метров на человека (п.12 Правил).

Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: на предприятии, в учреждении, организации - по предложению жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета, в исполнительном комитете городского, районного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета (п.30 Правил).

Судом установлено, что истец является ветераном боевых действий (л.д.3).

Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец в составе семьи из <данные изъяты> был принят на учет граждан. нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке исключения, учитывая семейное положение и льготу <данные изъяты> (л.д.4).

На день вынесения вышеуказанного постановления истец проживал в <адрес>, <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ истец, <данные изъяты> снялись с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и переехали на постоянное место жительства по адресу <адрес>, принадлежащую на праве собственности <данные изъяты>. В данной квартире они были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.115).

Решением Кингисеппского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и ФИО8 был расторгнут (л.д.9).

После расторжения брака истец переехал для дальнейшего проживания в <адрес>, принадлежащую на праве собственности <данные изъяты>, в которой он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87).

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен их состава семьи бывшей супруги истца ФИО8. состоящей на учете по улучшению жилищных условий, со снятием с льготной очереди «<данные изъяты>». Состав семьи <данные изъяты> Номер очереди – (л.д.125).

На день вынесения вышеуказанного постановления истец проживал <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ истец с гр.ФИО10 заключил договор найма жилого помещения, согласно которому ФИО10 предоставил истцу для проживания жилое помещение по адресу <адрес> (л.д.108-109).

ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с регистрационного учета по адресу <адрес> и зарегистрировался по адресу <адрес> в качестве поднанимателя, где зарегистрирован по настоящее время (л.д.103)..

ДД.ММ.ГГГГ истец заключил брак с гр.Бурнышевой М.А. В браке родился <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10,11).

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в списки претендентов на получение субсидии по Закону о ветеранах граждан. признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ Номер очереди – . по списку «ветераны» - 4 (л.д.7).

Вышеуказанное постановление вынесено на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. в котором указано. что истец состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление на получение субсидий для приобретения (строительства0 жилого помещения (л.д.99-101).

Решением рабочей группы при <адрес> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) истцу было отказано в предоставлении бюджетных средств, так как истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий «в порядке исключения» (л.д.96-98).

.

Из материалов дела судом установлено, что на день вынесения постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец занимал жилое помещение (<адрес>), где на каждого проживающего с правом на жилую площадь приходилось <данные изъяты> жилой площади (<данные изъяты>). Следовательно, истец на основании <данные изъяты> не имел законных оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и вышеуказанное постановление о постановке истца в составе семьи из <данные изъяты> на учет вынесено с нарушением действующего на день вынесения данного постановления законодательства РФ. Участие истца в боевых действиях в <данные изъяты> само по себе не являлось основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство являлось основанием для первоочередного предоставления жилого помещения в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен из состава семьи ее бывшей супруги ФИО8, состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также снят с льготной очереди как участник боевых действий в <данные изъяты>.

Доводы истца и представителя Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» о том, что постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец не был снят с общей очереди, а было фактическое разделение очереди необоснованно, так как разделение очереди специально оговаривается в постановлении, что следует из п.2 данного постановления в отношении семьи ФИО11 В отношении семьи ФИО8 в данном постановлении не указано о том, что имело место разделение очереди.

В качестве доказательств того, что имело место разделение очереди, истцом представлены выписка из постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) и письмо <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из состава семьи ФИО8, состоящей на учете по улучшению жилищных условий, с разделением очереди и при этом ФИО8 (<данные изъяты> присвоен номер очереди , истцу номер очереди – льготной «участник боевых действий» - .

Текст выписки из постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ явно не соответствует тексту самого постановления, в связи с чем данная выписка не является доказательством разделения очереди между истцом и его бывшей супругой ФИО8

В письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании копии выписки из постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ фактически произошло разделение очереди в связи с расторжением брака между истцом и ФИО8 Данное письмо также не является доказательством разделения очереди, так как оно основано на выписке из постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , не соответствующей самому постановлению.

Таким образом, постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суду не представлены доказательства о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ соответствующим решением органа местного самоуправления.

Помимо вышеизложенного, на день вынесения постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом не могло быть сохранено право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он проживал в жилом помещении по адресу <адрес> где было зарегистрировано <данные изъяты> и на каждого члена семьи приходилось <данные изъяты> жилой площади (<данные изъяты>), что больше средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинградской области, установленной п.12 Правил. Следовательно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с п.29.1 Правил улучшил свои жилищные условия, дающие основания для снятия его с учета.

Судом установлено, что вопреки постановлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец фактически продолжал состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании выписки из данного постановления. В связи с тем, что выписка из постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не является индивидуальным правовым актом, на основании которого возникают права и обязанности, истец с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий без вынесения соответствующего постановления органом местного самоуправления, то есть без законных оснований.

В соответствии со ст.16, 23.2 Закона о ветеранах и <адрес> ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление за счет бюджетных средств Российской Федерации и бюджетных средств Ленинградской области безвозмездная субсидии для приобретения или строительства жилых помещений только в случае, если они поставлены на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела установлено, что истец в ДД.ММ.ГГГГ незаконно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета и до ДД.ММ.ГГГГ не был поставлен на учет соответствующим постановлением органа местного самоуправления, в связи с чем истец не имеет право на получение субсидии на основании ст.23.2 Закона о ветеранах и <адрес>.

На основании вышеизложенного, решение рабочей группы при <адрес> по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и обеспечению жилыми помещениями ветеранов и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отказе истцу в предоставлении бюджетных средств является законным и отсутствуют основания для признания данного решения незаконным, так как истец не имеет право на получение субсидии на основании ст.23.2 Закона о ветеранах и Закона Ленинградской области. По этому же основанию не подлежит удовлетворению иск и в части признания права на получение бюджетных средств для обеспечения жилым помещением и обязания включения в списки ветеранов боевых действий для получения субсидии.

В соответствии со ст.16 Закона о ветеранах истец имеет право на обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ при условии постановки на учет в качестве нуждающегося после ДД.ММ.ГГГГ. Суду не представлены доказательства того, что истцом после ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время подавались заявления в орган местного самоуправления о постановке его на учет. С учетом данного обстоятельства фактические жилищные условия истца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не имеют правового значения для разрешения настоящего дела по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Иванова Павла Викторовича к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», Администрации МО «Кингисеппское городское поселение», Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств, признании права на получение субсидии, об обязании включить в списки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппской городской суд.

Судья