Решение по гражданскому делу № 2-941/2011



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-941/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Герман М.В.

при секретаре Калентьевой Е.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Спориша В.А.- адвоката Бахметовой О.В., третьего лица на стороне ответчика- представителя КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» Прокопчик Н.В.

гражданское дело по иску СПОРИША Владимира Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области об обязании осуществить кадастровый учет изменений земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании ответчиков осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 47-48).

В обоснование иска представитель истца указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году истцу решением Котельской сельской администрации предоставлен в собственность для ведения подсобного хозяйства земельный участок площадью <данные изъяты> м2. В ходе выполнения в ДД.ММ.ГГГГ году межевых работ были уточнены границы земельного участка и площадь земельного участка составила <данные изъяты> м2. Однако ответчик отказал истцу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с тем, что уточненная площадь земельного участка больше площади, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более 10 %. Истец считает отказ незаконным, так как уточненная площадь земельного участка <данные изъяты> м2 не превышает площадь <данные изъяты> м2, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на предельный минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, установленный в МО «Котельское сельское поселение» в размере 0,05 га.

Истец Спориш В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 89).

Ответчики- представители Управления Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей (л.д. 82-86).

Ответчик- представитель Управления Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в представленных суду письменных объяснениях (л.д. 68-69) против иска возражал, ссылаясь на то, что п. 1 и 2 ч.1 ст. 33 Земельного кодекса РФ определяют нормы только для предоставления земельных участков. При этом указанная статья регулирует требования к размерам земельных участков двух категорий: на которые действие градостроительного регламента распространяется и на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Поскольку Правила землепользования и застройки в Кингисеппском районе не утверждены, предельные размеры установлены только для случаев предоставления земельных участков. Решение Совета депутатов МО «Котельское сельское поселение» также устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам. Поэтому при уточнении площадей уже предоставленных в собственность гражданам земельных участков, сведения о которых уже имеются в государственном кадастре недвижимости, превышение не может быть более 10%.

Ответчик- представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» в представленных суду письменных объяснениях (л.д. 85-86) против иска возражал. Указал, что статус кадастровых сведений в отношении земельного участка истца- «ранее учтенный». Нормативными актами Ленинградской области и органов местного самоуправления устанавливаются предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предельные размеры для целей, предусмотренных п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а также ч. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ устанавливаются нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Поэтому площадь земельного участка истца не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, более, чем на 10%.

Третье лицо на стороне ответчика- представитель Комитета по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район» с исковыми требования Спориша В.А. не согласилась, ссылаясь на то, что истцу был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> м2, дополнительно ему земляне предоставлялась. Предельные нормы, установленные для предоставления земельных участков, в ситуации, возникшей с истцом, неприменимы.

Третье лицо на стороне ответчика- представитель администрации МО «Котельское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 84).

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положением о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности на территории Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, утвержденного Решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» от 28 марта 2007 года № 307-с, на территории Кингисеппского района установлены следующие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (только в границах населенного пункта, приусадебный земельный участок) и ведения личного подсобного хозяйства (только за границей населенных пунктов, полевой земельный участок): для индивидуального жилищного строительства (собственность или аренда): в сельских поселениях- минимальный предельный размер- 600 м2, максимальный предельный размер- 2500 м2; для ведения личного подсобного хозяйства (собственность или аренда): за границей населенных пунктов, из состава земель сельскохозяйственного назначения- минимальный предельный размер- 1000 м2, максимальный предельный размер- 20000 м2; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (собственность или аренда): минимальный размер- 10000 м2, максимальный размер- 500000 м2; для садоводства (собственность или аренда): минимальный размер- 500 м2, максимальный размер- 1200 м2; для дачного строительства (собственность или аренда): минимальный размер- 500 м2, максимальный размер- 1200 м2.

Судом установлено, что решением Котельской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Споришу В.А. предоставлен в собственность бесплатно для ведения приусадебного хозяйства земельный участок площадью <данные изъяты> м2. ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок. (л.д. 22).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ году под номером (л.д. 87). Участок находится на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства.

С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка Спориш В.А. обратился в ООО «ПКФ «Орбита» для межевания земельного участка. В ходе выполнения работ был составлен межевой план земельного участка, площадь которого составила 2000 м2 (л.д. 8-18), границы которого согласованы смежными землепользователями (л.д. 19).

Решениями Территориального отдела по Кингисеппскому району Управления Росреестра по Ленинградской области от 07 июля 2010 года № 20/10-3-1-3077 и от 27 августа 2010 года № 20/10-3-1-3965 истцу было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, поскольку площадь земельного участка увеличилась на величину более чем 10% относительно площади, сведения о которой имеются в государственном кадастре недвижимости. В решении также указано, что нормативные акты <адрес> и органов местного самоуправления о предельных минимальных и максимальных размерах земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования отсутствуют, поэтому регистрирующий орган руководствовался п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 70-71).

Суд находит отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости обоснованным.

Разница между площадью участка, принадлежащего на праве собственности Споришу В.А., и площадью, указанной после уточнения границ, превышает 10%.

Ссылки истца на то, что установленный в МО «Котельское сельское поселение» минимальный размер земельного участка с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства составляет 500 м2, то есть, превышение площади участка не больше установленного минимума, несостоятельны.

Ст. 33 ЗК РФ предусматривает установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков исключительно для цели их предоставления гражданам и иным лицам.

На территории Кингисеппского муниципального района Ленинградской области действует Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности на территории Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, утвержденное Решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» от 28 марта 2007 года № 307-с, на территории Кингисеппского района, которым установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть, указанный нормативный акт устанавливает предельные размеры земельных участков также исключительно для цели их предоставления.

Кроме того, указанным Положением установлены предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства (только в границах населенного пункта, приусадебный земельный участок) и ведения личного подсобного хозяйства (только за границей населенных пунктов, полевой земельный участок). Таким образом, указанным решением предельные размеры земельных участков, к категории которых относится участок истца, то есть, имеющих разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и расположенных в границах населенных пунктов из состава земель поселений, не установлены.

Решением Совета депутатов МО «Котельское поселение» от 23 июля 2010 года № 44 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства и веления личного подсобного хозяйства в населенных пунктах: минимальный размер- 500 м2, максимальный размер- 1500 м2. То есть, указанное решение также устанавливает предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, указанных в п. 1 ст. 33 ЗК РФ, а не предоставленных ранее.

Кроме того, указанное решение № 44 предусматривает, что если размеры земельного участка, предоставленного до вступления в силу данного решения, превышают предельный максимальный размер, установленный решением, то для данного участка эти размеры являются максимальными предельными размерами. Поскольку участок, предоставленный Споришу В.А. до вступления в силу решения № 44, превышает предельные размеры, установленные решением, для данного участка размер 1600 м2 является максимальным.

Таким образом, судом установлено, что градостроительный регламент и правила землепользования и застройки на территории Кингисеппского муниципального района <адрес> отсутствуют, нормы предельных размеров земельных участков соответствующего назначения для целей, указанных в п/п. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», не установлены. Поскольку разница между площадью участка истца по результатам межевания <данные изъяты> м2) и площадью, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости относительно этого участка (<данные изъяты> м2), превышает 10%, то действия по осуществлению кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка не могут быть произведены, поэтому основания для удовлетворения заявленных Споришем В.А. требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске СПОРИШУ Владимиру Александровичу к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области об обязании осуществить кадастровый учет изменений земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья