Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2- 1263/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 октября 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Булавина В.В. при секретаре Тастуховой А.О. с участием заявителя- Слепцовой Л.В., представителя заявителя- адвоката Аршинова Н.С., должностного лица, действия(бездействие) которого оспариваются- Терентьева Л.А., представителя заинтересованного лица- Гостехнадзора Ленинградской области- Гарабурда И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Слепцовой Любови Викторовны об обязании Главного государственного инженера- инспектора Гостехнадзора Кингисеппского района произвести государственную регистрацию трактора, У С Т А Н О В И Л: Слепцова Л.В. обратилась в суд с заявлением об обязании главного государственного инженера- инспектора Гостехнадзора Кингисеппского района Терентьева Л.А. произвести государственную регистрацию трактора- трелевщика <данные изъяты> Указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о постановке на учёт этого трактора, приобретенного ею по Справке-счёту от ДД.ММ.ГГГГ В устной форме ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в совершении регистрационных действий, без указания причин отказа. Считает отказ незаконным, поскольку все необходимые и предусмотренные нормативными актами документы, а именно: паспорт самоходной машины и документ, подтверждающий право собственности на него, были предоставлены инспектору(л.д.2-4). В судебном заседании заявитель и его представитель требование поддержали и указали, что оснований для отказа в регистрации трактора не имелось и не имеется в настоящее время. Решение подлежало принятию в пятидневный срок, установленный Административным регламентом. Представленные с заявлением о регистрации документы: паспорт самоходной машины и Справка-счёт от ДД.ММ.ГГГГ недействительными не признаны, также как и ранее произведенная регистрация трактора. Главный государственный инженер- инспектор Гостехнадзора Кингисеппского района Терентьев Л.А. обязан незамедлительно произвести государственную регистрацию трактора, что не препятствует в дальнейшем органам Гостехнадзора заниматься проверкой законности ранее выданных документов, обращаться с соответствующими заявлениями в правоохранительные органы и, при подтверждении подложности ранее составленных документов на данный трактор, аннулировать регистрацию. В настоящее время данный факт достоверно не установлен и является предположением должностных лиц Гостехнадзора. Должностное лицо, действия которого оспариваются- Главный государственный инженер- инспектор Гостехнадзора Кингисеппского района Терентьев Л.А., просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что заявление от Слепцовой Л.В. о регистрации трактора в инспекцию Гостехнадзора поступило ДД.ММ.ГГГГ. Техническое освидетельствование(осмотр) трактора выполнено 2-го сентября. При этом выявлено несоответствие номеров агрегатов трактора представленному паспорту самоходной машины(ПСМ), выданному ДД.ММ.ГГГГ Лужской инспекцией Гостехнадзора взамен ранее существовавшего ПСМ. Кроме того, данные в ПСМ, представленном Слепцовой Л.В, противоречили данным предшествующего ПСМ, взамен которого он выдан, копия которого имелась в инспекции, а именно: в ПСМ от 2009 года были вписаны сведения о номерах агрегатов: коробки передач и основного ведущего моста. Поэтому возникла необходимость проверки законности представленных для регистрации документов. В связи с этим, он подал служебную записку заместителю начальника Гостехнадзора Ленинградской области, который в письменном виде отдал ему распоряжение о приостановке регистрационных действий до получения ответа из акцизной таможни на соответствующий запрос Гостехнадзора Ленинградской области по данному трактору. Слепцова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ забрала поданные ею на регистрацию документы, пояснив, что будет регистрировать трактор в г. Санкт- Петербурге, однако, в тот же день вновь подала заявление о регистрации этого трактора в Кингисеппскую инспекцию Гостехнадзора. Ей было в письменном виде сообщено, что решение о регистрационных действиях по трактору будет принято Управлением Гостехнадзора Ленинградской области по результатам проводимой проверки ПСМ, выданного Лужской инспекцией и получении ответа из акцизной таможни. Полагал, что в настоящее время оснований для совершения регистрационных действий в отношении указанного трактора не имеется, поскольку проведенной Гостехнадзором Ленинградской области проверкой установлена недостоверность документов, представленных на регистрацию. Представил письменные возражения на заявление(л.д.15). Представитель заинтересованного лица- Гостехнадзора Ленинградской области- просил в удовлетворении заявления отказать. Подтвердил фактические обстоятельства, изложенные в объяснении Терентьева Л.А. и указал, что выявленные последним несоответствия в документах не позволяли произвести регистрацию и требовали проведения проверки, относящейся к компетенции Управления Гостехнадзора Ленинградской области. Проведенная проверка установила, что регистрация данного трелевочного трактора ДД.ММ.ГГГГ за предыдущим владельцем- ФИО6 и выданный ему ПСМ, представленный Слепцовой Л.В., являются недействительными и подлежат аннулированию. При таких обстоятельствах, в настоящее время оснований для государственной регистрации трактора, что означает допуск его в эксплуатацию, не имеется, поскольку отсутствует подтверждение легальности установки на нем агрегатов и происхождения трактора, тем самым не обеспечена безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. В ближайшее время будет оформлен официальный отказ в совершении регистрационных действий. Представил письменный отзыв на заявление (л.д. ). Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения» регистрация автотранспортных средств устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к дорожному движению. Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 13.12.1993г. №1291 утверждено Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации(далее- Положение). Согласно п.1 Положения основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно- строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе- за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией. В соответствии с п.5 Положения органы гостехнадзора осуществляют в том числе, регистрацию тракторов, самоходных дорожно- строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков. В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно- строительных и иных машин и прицепов к ним. Согласно п.4 указанного Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств и иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающие возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. В соответствии с Положением и вышеуказанным постановлением Правительства разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно- строительных и иных машин и прицепов к ним органами гостехнадзора, утвержденные первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ 16.01.1995г.(далее- Правила). Данные Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации(п.1.3). Согласно п.1.9 Правил конструкция регистрируемых машин должна соответствовать требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, установленными действующими в Российской федерации стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией. Согласно п.2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений, после отметок соответствующих военных комиссариатов, справок- счетов, выдаваемых предприятиями - изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами - предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Регистрация машин, номерных агрегатов, проданных предприятиями - изготовителями, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами - предпринимателями, имеющими лицензии на торговлю данным видом товара, производится за владельцами при представлении паспортов машин и справок - счетов установленного образца(п.2.8.1). Регистрация машин, номерных агрегатов, проданных комиссионерами (предприятиями, организациями, учреждениями комиссионной торговли и гражданами - предпринимателями), имеющими лицензии на торговлю данным видом товара, производится за владельцами при представлении регистрационных документов о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, а также документов, указанных в п. 2.8.1 настоящих Правил, и временного государственного регистрационного знака "Транзит"(п.2.8.2). На зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак, а в паспорт машины заносится владелец или сведения об изменении владельца(п.2.12). При изменении регистрационных данных машин, выдаче дубликатов регистрационных документов, паспортов машин, а также государственных регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки соответствия номерных агрегатов учетным данным(п.2.21). При подтверждении признаков подделки документов, государственных регистрационных знаков, изменения заводской маркировки машин, при несоответствии номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также подтверждением оснований о нахождении машин (номерных агрегатов) или представленных документов в розыске, начальник государственной инспекции - главный государственный инженер - инспектор гостехнадзора соответствующего региона регистрации обязан направить для расследования материалы в следственные органы, а при необходимости уведомить начальника горрайоргана внутренних дел о необходимости задержания машины(п.2.29). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Слепцова Л.В., действуя по доверенности в интересах крестьянского хозяйства «Девичье», зарегистрированного по месту жительства Слепцовой Л.В., приобрела по договору комиссии- Справке-счёту № в собственность крестьянского хозяйства трактор- трелевщик марки <данные изъяты> На данный трактор имелся №, выданный Кингисеппской таможней ДД.ММ.ГГГГ, содержащий те же сведения о номерных агрегатах, в который были внесены сведения о собственнике- Крестьянском хозяйстве «Девичье»(л.д. ). В установленном законом порядке трактор за Крестьянским хозяйством «Девичье» зарегистрирован не был. В вышеуказанную Справку-счёт № от ДД.ММ.ГГГГ комиссионером ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения(«уточнение») о номерах агрегатов: коробка передач:<данные изъяты> По Справке- счёту № от ДД.ММ.ГГГГ через комиссионера крестьянское хозяйство «Девичье» продаёт вышеуказанный трактор ФИО6, в справку- счёт вносятся сведения о номерах коробки передач и основного ведущего моста- в соответствии с «уточнениями», внесенными ДД.ММ.ГГГГ(л.д. ). Лужской инспекцией Гостехнадзора сведения о новом собственнике ФИО6 внесены в вышеуказанный №, выданный ДД.ММ.ГГГГ(л.д. ), и в тот же день- ДД.ММ.ГГГГ выдан новый паспорт самоходной машины№ взамен № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны сведения о номерных агрегатах (коробке передач и основном ведущем мосте) не соответствующие фактическим(л.д.5). ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ продает через комиссионера указанный трактор Слепцовой Л.В. по Справке-счёту №, в которой воспроизводятся в соответствии с данными, указанными в ПСМ ВЕ 513792 от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.7). Слепцова Л.В. в установленный п.1.5 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно- строительных и иных машин и прицепов к ним органами гостехнадзора срок – в течение пяти суток после приобретения трактор не зарегистрировала. Только ДД.ММ.ГГГГ Слепцова Л.В. обратилась с письменным заявлением к Главному государственному инженеру- инспектору <адрес> о государственной регистрации принадлежащего ей трактора ТДТ№ <данные изъяты> К заявлению были приложены документы: Паспорт самоходной машины № выданный государственной инспекцией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому трактор ТДТ-№, <данные изъяты> и Справка-счёт № от ДД.ММ.ГГГГ о продаже Слепцовой Л.В. трактора ТДТ-№ с соответствующими номерами узлов и агрегатов (л.д.5-8). Главным государственным инженером- инспектором <адрес> Терентьевым Л.А. ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт государственного технического осмотра машины, согласно которому данная самоходная машина представляет собой трактор трелевочный марки ТДТ-№, рама <данные изъяты>, а также указано, что трактор комплектен, выявлено несоответствие номеров КПП(коробки передач) и ведущего моста, записанных в паспорт самоходной машины, номерам на самих агрегатах(«поменены местами»), а также несоответствие цвета трактора (л.д.9). Копии документов по данному трактору, представленные Слепцовой Л.В., государственным инженером- инспектором Терентьевым Л.А. направлены ДД.ММ.ГГГГ заместителю начальника <адрес> ФИО7- «для рассмотрения, проверки происхождения и достоверности для принятия решения о регистрационных действиях», который письменной резолюцией от ДД.ММ.ГГГГ дал указание Терентьеву Л.А. приостановить регистрационные действия- «до ответа из акцизной таможни»(л.д.22). Судом установлено, что копия Акта государственного технического осмотра машины от ДД.ММ.ГГГГ вручена Слепцовой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ под роспись, документы, приложенные к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ получены ею обратно(л.д.18об.). Слепцова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с повторным письменным заявлением в Кингисеппскую инспекцию Гостехнадзора о государственной регистрации принадлежащего ей трактора ТДТ-55А, указав те же его данные и номера агрегатов, что и в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ: рама №, <данные изъяты> Таким образом, судом установлено, что у Главного государственного инженера- инспектора Гостехнадзора Кингисеппского района Терентьева Л.А. при рассмотрении заявлений Слепцовой Л.В. о регистрации за ней трактора ТДТ-№ возникли обоснованные сомнения в действительности приложенных к нему документов- паспорта самоходной машины и Справки- счёта, поскольку сведения в них противоречили фактическим данным об агрегатах и ранее выданным документам. Поскольку соответствующие документы были выданы другим территориальным подразделением Управления Гостехнадзора Ленинградской области, он обоснованно доложил об этом в Управление и получил распоряжение о приостановлении регистрационных действий- до проведения соответствующей проверки. По этим основаниям суд не усматривает незаконного бездействия данного должностного лица. Проведенная проверка подтвердила факт недействительности представленных документов, что дает основание для их аннулирования. При таких обстоятельствах в настоящее время оснований для государственной регистрации трактора, то есть, допуска его в эксплуатацию, не имеется, поскольку отсутствует подтверждение легальности установки на нем агрегатов и происхождения трактора, тем самым не обеспечена безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Поэтому требования заявителя об обязании органов Гостехнадзора произвести государственную регистрацию самоходной машины удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, 245-250 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Слепцовой Любови Викторовны об обязании Главного государственного инженера- инспектора Гостехнадзора Кингисеппского района произвести государственную регистрацию трактора – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд. Судья