Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-962 Именем Российской Федерации 23 августа 2011 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе: Председательствующего судьи Заплоховой И.Е., При секретаре Индык А.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании С участием прокурора Трофимовой О.А., истицы Романовой Н.Я., представителя ответчика Яковлевой Н.Н., гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Романовой Надежды Яковлевны к Правительству Ленинградской области, Администрации МО «Фалилееевское сельское поселение» о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить денежные средства, У С Т А Н О В И Л: Кингисеппский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Романовой Н.Я. с иском о признании истицы нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, признании незаконным отказа в предоставлении ей бюджетных средств на обеспечение жильем, обязании предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В обоснование иска прокурор указала, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ Романовой Н.Я. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. В качестве основания отказа Рабочая группа сослалась на письмо Минрегиона России от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 о невозможности предоставления средств федерального бюджета в рамках вышеназванного Указа Президента РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Полагала незаконными действия Рабочей группы в части отказа в предоставлении истице бюджетных средств, поскольку она является бывшим несовершеннолетним узником фашистских лагерей и нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. В соответствии с законодательством РФ на бывших несовершеннолетних узников распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на участников Великой Отечественной войны, поэтому Романова Н.Я. имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем, предусмотренной статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны. Истица является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку подпадает под категорию лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Истица не имеет ни на праве собственности, ни на праве пользования жилого помещения, несколько лет проживает в квартире по договору коммерческого найма. Жилой дом <данные изъяты> в деревне <адрес>, где Романова Н.Я. зарегистрирована по месту жительства, сгорел. Истица Романова Н.Я. иск поддержала, просила его удовлетворить. Представитель ответчика Правительства Ленинградской области иск не признала. Пояснила, что Федеральным законом «О ветеранах» субъектам РФ переданы полномочия по обеспечению жильем лиц, указанных в данном федеральном законе. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном законе не указаны, в связи с чем Правительство Ленинградской области в рамках предоставленных ему законом полномочий не вправе принимать решения о предоставлении субсидий на приобретение жилья бывшим несовершеннолетним узникам. В соответствии с законодательством РФ бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на предоставление им субсидий на приобретение жилья, но данная субсидия должна предоставляться соответствующим федеральным органом исполнительной власти, так как данные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета. Субъектам РФ не были переданы полномочия по предоставлению субсидий бывшим несовершеннолетним узникам фашизма. Представитель ответчика Администрации МО «Фалилеевское сельское поселение» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, иск поддержали (л.д.<данные изъяты>). Представитель третьего лица на стороне ответчиков Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.<данные изъяты>). Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, учетного жилищного дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие. В соответствии с п/п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п/п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»). По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»). Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Судом установлено, что Романова Н.Я. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в доме <данные изъяты> в деревне <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица подарила дом дочери ФИО6 Согласно справкам Администрации МО «Фалилеевское сельское поселение», <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> домовладение сгорело ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Иные жилые помещения у Романовой Н.Я. отсутствуют (л.<данные изъяты>). С ДД.ММ.ГГГГ года истица проживает в квартире по договору коммерческого найма (л.д.<данные изъяты> Романова Н.Я. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.<данные изъяты>). Постановлением Администрации МО «Фалилеевское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Романова Н.Я., бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, признана нуждающейся в жилых помещениях, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, состав семьи 1 человек (л.д<данные изъяты>). В ДД.ММ.ГГГГ году Романовой Н.Я. подано заявление на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительства) жилого помещения (л.д<данные изъяты> Решением Рабочей группы по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», содержащимся в п. 3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Романовой Н.Я. было отказано в предоставлении бюджетных средств. В обоснование данного решения в протоколе указано на то, что в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и разъяснениями Минрегиона России от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 невозможно предоставить средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д<данные изъяты>). Отказ Романовой Н.Я. в предоставлении бюджетных средств суд находит противоречащим действующему законодательству. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2 Указа Президента РФ № 1235). Согласно п. 5 Разъяснений № 4 «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07 июля 1999 года № 20 при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам,- инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Из анализа приведенных выше норм действующего законодательства РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, то есть, по формам и объему государственной социальной поддержки бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Законодатель РФ не предусмотрел какого-либо особого порядка предоставления бывшим несовершеннолетним узникам фашизма вышеуказанной единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, поэтому указанная выплата должна производиться в том же порядке, что и для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых мер социальной поддержки приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 не содержит какие-либо новации в сфере обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а направлен на ускорение решения вопроса об обеспечении жильем указанных категорий лиц. С учетом установленных судом обстоятельств Романова Н.Я. как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны имеет право на предоставление ей в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной для участников Великой Отечественной войны. Ссылка в протоколе Рабочей группы в обоснование отказа на письмо Минрегиона России от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 несостоятельна, так как данный документ не является нормативным правовым актом. Кроме того, привлеченное к участию в деле Минрегион России в письменных объяснениях указал, что в его компетенцию не входят полномочия по признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом дополнительно принимать решение о признании Романовой Н.Я. нуждающейся в представлении жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения не требуется. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации МО «Фалилеевское сельское поселение» Романова Н.Я. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановление не отменялось и не изменялось. Нуждаемость Романовой Н.Я. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не оспаривалась. В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом, где проживала Романова Н.Я. сгорел в ДД.ММ.ГГГГ году, она не имеет иных жилых помещений не имеется. Она подарила свой дом дочери ФИО7 Указанное обстоятельство в силу ст. 53 ЖК РФ может быть расценено как совершение действий, в результате которых они могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении. Однако указанные действия совершены в ДД.ММ.ГГГГ года, а на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО8 принята ДД.ММ.ГГГГ, то есть, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Кингисеппского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в предоставлении Романовой Надежде Яковлевне денежных средств за счет федерального бюджета и бюджета Ленинградской области на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны». Обязать Правительство Ленинградской области предоставить Романовой Надежде Яковлевне безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд. Судья