дело № 2-960/2011



Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-960

Именем Российской Федерации

23 августа 2011 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

При секретаре Индык А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

С участием прокурора Трофимовой О.А. истца Захарова Г.С., представителя ответчика Яковлевой Н.Н.,

гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Захарова Георгия Степановича к Правительству Ленинградской области, Администрации МО «Опольевское сельское поселение» о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить денежные средства,

У С Т А Н О В И Л:

Кингисеппская городская прокуратура в защиту прав и законных интересов Захарова Г.С., ветерана Великой Отечественной войны, обратилась в суд с иском с иском к Правительству Ленинградской области и Администрации МО «Опольевское сельское поселение» о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить денежные средства.

Прокурор в поддержание иска пояснила, что решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ года Захарову Г.С. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. В качестве основания отказа Рабочая группа сослалась на то, что Захаров Г.С. ухудшил жилищные условия, подарив свой дом дочери, впоследствии заключив с ней договор намай жилого помещения. Он подлежит принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Полагала, что решение Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении истцу бюджетных средств незаконно, поскольку он является ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Захаров Г.С. имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем, предусмотренной статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны. Истец является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку подпадает под категорию лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Истец не имеет ни на праве собственности, ни на праве пользования жилого помещения, свой неблагоустроенный однокомнатный жилой дом <данные изъяты> в деревне <адрес> он продал дочери ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в доме на основании возмездного договора найма жилого помещения. Просила иск удовлетворить.

Истец Захаров Г.С. иск поддержал.

Представитель ответчика Правительства Ленинградской области иск не признала. Пояснила, что Захаров Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ года проживает жилом доме <данные изъяты> в деревне <адрес>, который он продал дочери ФИО6 и сохранил право пользования жилым помещением. При наличии права пользования истец заключил с собственником дома возмездный договор найма жилого помещения. Захаров Г.С. намерено ухудшил жилищные условия в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Просила в иске отказать (л.д<данные изъяты>).

Представитель ответчика Администрации МО «Опольевское сельское поселение» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.<данные изъяты>).

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит, что иск обоснован на законе и подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Захаров Г.С. является ветераном участником Великой Отечественной войны (л.д.<данные изъяты>).

С ДД.ММ.ГГГГ года он постоянно проживает в жилом доме <данные изъяты> в деревне <адрес><данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Захаров Г.С. продал жилой дом и земельный участок, на котором дом расположен, своей дочери ФИО7 Право собственности ФИО8 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Согласно тексту договора обременения жилого дома в виде сохранения права пользования за Захаровым Г.С. отсутствуют (л.д.<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и Захаровым Г.С. заключен письменный договор найма жилого помещения (л.д.<данные изъяты>). С указанной даты истец зарегистрирован в жилом доме без права на жилье на правах поднанимателя (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации МО «Опольевское сельское поселение» за Захаров Г.С., участник Великой Отечественной войны, зарегистрированный в деревне <адрес>, дом № <адрес>, состав семьи <данные изъяты> человек, на основании статьи 51 ЖК РФ признан нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановление не отменялось и не изменялось (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области о реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отказали в предоставлении средств Захарову Г.С., так как он зарегистрирован в доме <данные изъяты>, деревня <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности, обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы. В ДД.ММ.ГГГГ году согласно договору купли-продажи право собственности на дом перешло к ФИО7 (дочери истица). В ДД.ММ.ГГГГ году Захаров Г.С. и ФИО8 заключили договор найма жилого помещения, тем самым совершили действия, в результате которых Захаров Г.С. ухудшил жилищные условия и подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (л.д.<данные изъяты>).

Указанные обстоятельства установлены из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов дела.

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п/п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Своим Указом от 7мая2008года N714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» Президент РФ постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

По месту регистрации и постоянного жительства в Опольевском сельском поселении Кингисеппского района Ленинградской области у Захарова Г.С. на правах нанимателя, собственника в пользовании не имеется жилого помещения общей площадью на одного человека равной или более учетной нормы, площадь которой в Кингисеппском районе в соответствии с решением Собрания представителей МО «Кингисеппский район» Ленинградской области от 15 июня 2005 года № 446-с составляет 12 кв.м.

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

С ДД.ММ.ГГГГ года после продажи жилого дома Захаров Г.С. проживает в жилом помещении в качестве нанимателя. С ДД.ММ.ГГГГ года ФИО7 заключила с Захаровым Г.С. письменный договор найма жилого помещения. Истец равного с собственником жилого помещения права пользования не имеет, Захаров Г.С. и ФИО7 в этом жилом доме после смены собственника совместно не проживали, общего хозяйства не вели, родственные отношения они не поддерживают. Собственник жилого помещения постоянно проживает в городе <адрес> (л.д.<данные изъяты>). Согласно сведениям бюро технической инвентаризации жилой дом возведен в <данные изъяты> году, он неблагоустроенный, его износ в <данные изъяты> году составлял <данные изъяты>, со слов истца в зимний период в доме холодно несмотря на печное отопление (л.д.<данные изъяты>).

Суд не может согласиться с возражениями Правительства Ленинградской области о том, что договор найма жилого помещения является незаключенным в виду его бессрочности. В силу положений статей 421, 683 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет. То есть срок договора найма между ФИО7 и Захаровым Г.С. истекает в ДД.ММ.ГГГГ. Однако договор найма жилого помещения может быть расторгнут по инициативе собственника жилого помещения в установленном законом порядке.

Факт продажи своего дома дочери ФИО7 в силу ст. 53 ЖК РФ может быть расценен как совершение Захаровым Г.С. действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимися в жилом помещении. Однако указанные действия совершены в ДД.ММ.ГГГГ года, а на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Захаров Г.С. принят ДД.ММ.ГГГГ, то есть, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При таких обстоятельствах у истца возникло право на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма и имеющей право на предоставление денежных средств за счет федерального и областного бюджетов на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны».

Таким образом, за Захаровым Г.С. может быть право на предоставление денежных средств за счет федерального бюджета и бюджета Ленинградской области на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Указом президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны», а Правительство Ленинградской области обязано предоставить истцу безвозмездную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.

При этом дополнительно принимать решение о признании Захарова Г.С. нуждающимся в представлении жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения не требуется. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации МО «Опольевское сельское поселение» Захаров Г.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановление не отменялось и не изменялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кингисеппского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в предоставлении Захарову Георгию Степановичу бюджетных денежных средств на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны».

Обязать Правительство Ленинградской области предоставить Захарову Георгию Степановичу безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья