Именем Российской Федерации 5 декабря 2011 года г. Кингисепп. Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Булавина В.В. при секретаре Тастуховой А.О., с участием представителя истца-помощника Кингисеппского городского прокурора Барсуковой К.Д., представителей ответчика- Главного управления МЧС России по Ленинградской области – Гущина Н.В. и Таракановой Ю.А., представителя третьего лица на стороне ответчика- Комитета по образованию Администрации МО “Кингисеппский муниципальный район”- Свиридовой С.Г., представителей третьих лиц: МДОУ«Детский сад комбинированного типа» пос. Кингисеппский – Овсянниковой Е.А. и МДОУ «Детский сад №1 комбинированного типа» г.Ивангорода – Вершининой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее- ГУ МЧС России по Ленинградской области) и Администрации МО “Кингисеппский муниципальный район” об обязании обеспечить необходимыми средствами пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Кингисеппский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исками к МДОУ № <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ «Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес> МОУ «<адрес> школа» и ГУ МЧС России по Ленинградской области, в которых просил (с учётом уточнения требований) обязать: - ответчиков- образовательные учреждения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить передачу сигналов о срабатывании систем пожарной автоматики по радиотелекоммуникационным системам на центральные и районные узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы «01» (в соответствии с п. 14.4. раздела 14 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №); - ГУ МЧС России по Ленинградской области обеспечить указанным дошкольным учреждениям техническую возможность по передаче сигналов о срабатывании систем пожарной автоматики по радиотелекоммуникационным системам на центральные и районные узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы «01» в соответствии с п. 14.4. раздела 14 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №)(т., л.д.17-23, ). Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным искам соединены в одно производство(т. л.д. ). В дальнейшем прокурор изменил свои требования: просил обязать ГУ МЧС России по Ленинградской области обеспечить указанным дошкольным учреждениям возможность передачи сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики по радиочастотам на пункт связи пожарных частей подразделений пожарной охраны на территории Кингисеппского района; обязать Администрацию МО “Кингисеппский муниципальный район” при формировании бюджета муниципального образования на 2012 год учесть необходимые затраты на приобретение устройства по передаче сигнала на пункт связи пожарных частей подразделений пожарной охраны на территории Кингисеппского района. Указал, что отсутствие данного средства пожарной безопасности, предусмотренного действующими нормативными актами, выявлено в ходе прокурорской проверки. Данное нарушение также способствует и снижению уровня антитеррористической защищенности учреждения. Устранение выявленных нарушений должно быть произведено за счет средств Администрации МО “Кингисеппский муниципальный район”, являющейся учредителем МДОУ № <адрес> ( т. л.д. ). От исковых требований к МДОУ № <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ «Детский сад» д. <адрес>, МОУ «<адрес> школа» отказался. Отказ принят судом(т. л.д. ). В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Представители ответчика- ГУ МЧС России по Ленинградской области исковые требования по обязанию обеспечить образовательным учреждениям района возможность передачи сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики по радиочастотам на пункт связи пожарных частей подразделений пожарной охраны на территории Кингисеппского район признали частично, указав, что данное требование может быть исполнено при наличии соответствующего оборудования в образовательных учреждениях и пожарных частях района. Кроме того, отметил, что соответствующие нарушения были выявлены в ходе проверок, проводившихся должностными лицами ГУ МЧС России по Ленинградской области, поэтому предъявление иска к ГУ МЧС России по Ленинградской области является некорректным. Представили письменный отзыв на иск(т. л.д. ). Представитель ответчика- Администрации МО “Кингисеппский муниципальный район” в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что вопрос о выделении необходимых денежных средств практически решен и будет рассмотрен на ближайшем заседании Совета депутатов района, поэтому необходимости в обязании совершить указанные действия решением суда не имеется. Представил письменный отзыв на иск(т. л.д. ). Представители третьих лица на стороне ответчика- Комитета по образованию Администрации МО “Кингисеппский муниципальный район”, а также МДОУ«Детский сад комбинированного типа» <адрес> и МДОУ «Детский са<адрес> комбинированного типа» <адрес> поддержали позицию Администрации МО “Кингисеппский муниципальный район”. Представители третьих лиц- МДОУ № <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МОУ <адрес> школа», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, полагает заявленные исковые требования законными и обоснованными. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Статьей 37 Федерального закона “О пожарной безопасности” № 69-ФЗ от 21.12.1994 года на руководителей организаций возложена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, выполнения предписаний и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с требованиями п.4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003г., руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В соответствии с поз.9 таблицы 1 приложения к Нормам пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденным Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ч.1 ст.51 того же Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные нормы и правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности. Пунктом 4 Правил пожарной безопасности Российской Федерации 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313, предусмотрено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Наряду с вышеназванными Правилами следует также руководствоваться нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03). Согласно п.14.4 раздела 14 Приказа МЧС России от 01.06.2011 г. №274 «Об утверждении изменений №1 к своду правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматически. Нормы и правила проектирования», утвержденному приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействию электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009. При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме. В соответствии со сводом правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматически. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, объекты класса функциональной опасности Ф 1.1 – это детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений; объекты класса функциональной опасности Ф 1.4 – школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища. В соответствии с п.12 Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313, перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы, определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей. Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.10.2007 №269 утвержден перечень зданий и помещений, которые требуется оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе и локальными системами оповещения о чрезвычайных ситуациях на центральные пункты пожарных частей территориальных на территории Ленинградской области, в который входят здания и помещения детских домов и учреждений образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения и др.). В нарушении вышеуказанных требований федерального законодательства в зданиях и помещениях МДОУ № <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МОУ «<адрес> школа» не обеспечена передача сигнала от установок пожарной автоматики на центральный узел связи пожарной части. Данные объекты находятся в оперативном управлении указанных образовательных учреждений, собственником имущества является МО «Кингисеппский муниципальный район». Данное обстоятельство установлено в ходе прокурорской проверки, подтверждено должностным лицом отдела по надзорной деятельности Кингисеппского района ГУ МЧС России по Ленинградской области(т л.д. ), не оспаривается ответчиками. Согласно ст.2, п.а ч.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, системности и комплексного использования социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Указанное выше нарушение правил пожарной безопасности способствует и снижению уровня антитеррористической защищенности учреждения и в случае совершения на его территории (в его помещениях) преступления террористической направленности (террористический акт) может повлечь значительное увеличение числа пострадавших лиц, степени тяжести вреда причиненного их здоровью, а также повреждение государственного и (или) муниципального имущества. Кроме того, данный факт повлечет за собой нарушение законных интересов и прав воспитанников и обучающихся на охрану их жизни и здоровья. Выявленное нарушение в случае возникновения чрезвычайного происшествии усугубит положение воспитанников, создаст препятствие их своевременной эвакуации, поскольку в данном учреждении пребывают несовершеннолетние, которые в силу своего возраста не смогут сориентироваться в случае пожара или террористического акта. Отсутствие возможности передачи сигнала от установок пожарной автоматики на центральный узел пожарной связи, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибелью людей. В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам немеет собственник соответствующего имущества. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности в МДОУ № <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ «Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ № <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МОУ «<адрес> школа» лежит как на данных образовательных учреждениях, так и на их Учредителе – в лице администрации МО «Кингисеппский муниципальный район». Устранение выявленных нарушений должно быть произведено за счет средств администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» <адрес>. Требования Кингисеппского городского прокурора направлены на обеспечение реализации дошкольным учреждением обязанностей, возложенных на него федеральными законами, на защиту прав детей, посещающих данное муниципальное образовательное учреждении, а также на защиту персонала обслуживающего учреждение. Круг лиц, которые могут находиться в зданиях и помещениях МДОУ № <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес> МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ«Детский сад» <адрес>, МДОУ № <адрес>, МДОУ «Детский сад» <адрес>, МОУ «<адрес> школа» не может быть определен, поскольку меняется состав обслуживающего учреждение персонала, а также детей, посещающих детский сад, и сопровождающих их лиц. Действующим законодательством и подзаконными актами на ответчика ГУ МЧС России по Ленинградской области также возложена обязанность по обеспечению комплекса технических мероприятий по обеспечению передачи сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики по радиочастотам на пункт связи пожарных частей подразделений пожарной охраны на территории Кингисеппского района. С учетом изложенных обстоятельств заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Кингисеппского городского прокурора к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области об обязании обеспечить необходимыми средствами пожарной безопасности– УДОВЛЕТВОРИТЬ. Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области обеспечить Муниципальным дошкольным образовательным учреждениям: № «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» <адрес>, № «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей» <адрес>, «Детский сад» <адрес> «Детский сад» <адрес>, «Детский сад комбинированного типа» <адрес>, № «Детский сад компенсирующего вида» <адрес>, «Детский сад» <адрес>, «Детский са<адрес> комбинированного типа» <адрес>, «Детский сад» <адрес>, Муниципальному образовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» возможность передачи сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики по радиочастотам на пункт связи пожарных частей подразделений пожарной охраны на территории Кингисеппского района. Обязать Администрацию МО “Кингисеппский муниципальный район” при формировании бюджета муниципального образования на 2012 год учесть необходимые затраты на приобретение устройства по передаче сигнала на пункт связи пожарных частей подразделений пожарной охраны на территории Кингисеппского района. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Кингисеппский городской суд. Судья