Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1273/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ноября 2011 года в городе Кингисеппе Ленинградской области Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе: Председательствующего судьи Герман М.В. При секретаре Калентьевой Е.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Барсуковой К.Д. ответчика- представителя ГП «Кингисеппское ДРСУ» Кириченко А.С., третьего лица на стороне ответчика- представителя администрации МО «Пустомержское сельское поселение» Артемьева А.А. гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Ленинградскому областному государственному предприятию «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» об обязании совершить определенные действия У С Т А Н О В И Л: Кингисеппский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исками об обязании Ленинградского областного государственного предприятия «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» организовать надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории, прилегающей к автодороге по направлению Кингисепп-Кленно, путем вывоза мусора специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (л.д. 2-4, 54-56). Дела объединены в одно производство (л.д. 48-49). В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял местонахождение свалок, окончательно указав, что одна свалка мусора протяженностью 34 м находится на проезжей части, на обочине и в придорожной канаве автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к деревне Кленно» на расстоянии 692 м от поворота дороги «Кингисепп-Порхово» в сторону деревни Кленно, слева по направлению движения Кингисепп-Кленно. Вторая свалка мусора протяженностью 92 м находится на проезжей части, на обочине и в придорожной канаве автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к деревне Кленно» на расстоянии 1092 м от поворота дороги «Кингисепп-Порхово» в сторону деревни Кленно, слева по направлению движения Кингисепп-Кленно (л.д. 113-116, 156).. В обоснование иска помощник прокурора указала, что в ходе проверки по фактам несанкционированных свалок отходов возле автодороги Кингисепп-Кленно выявлены нарушения требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Составлены акты о том, что в указанных местах на обочине, в придорожной канаве, а также непосредственно на проезжей части лежит бытовой мусор в виде стеклянной и пластмассовой тары, технической тары, покрышек от колес автомобилей. Согласно государственному контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, ответчик обязался выполнять работы по содержанию региональных автомобильных дорог Кингисеппского района, в том числе, по обеспечению чистоты прилегающей к дорогам территории. Ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора создает опасность причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Ответчик- представитель Ленинградского областного государственного предприятия «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» иск не признал, полагая, что организация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку свалки по морфологическому составу не относятся к виду деятельности, которая осуществляется ГП «Кингисеппское ДРСУ». Полагал, что свалки возникли из-за того, что в поселениях отсутствует достаточное количество мест сбора ТБО. Поскольку согласно ГОСТ 30.772.2011 собственниками отходов является лицо, производящее отходы, а если это лицо не установлено- органы местного самоуправления, юридические лица, ответственные за территорию, на которой данная свалка образована. В настоящее время планировка в месте образования отходов не производилась, ширина полосы отвода земельного участка под автодорогу не установлена, поэтому определить, находится ли свалка в полосе отвода, не представляется возможным. Паспортов на данную дорогу нет. Согласно нормативным актам граница полосы отвода заканчивается внешней бровкой водоотводной канавы, а при отсутствии- подошвой насыпи или бровкой выемки, которые являются конструктивными элементами дороги. Поэтому лицо, на балансе которого находится данная дорога, несет ответственность только за дорогу и ее обочину. Кроме того, финансирование содержания дорог составляет только 14 % от нормативного объема, поэтому если ДРСУ будет заниматься вывозом отходов, на ремонт и содержание непосредственно дорог средств вообще не останется. Третье лицо на стороне ответчика- представитель администрации МО «Пустомержское сельское поселение» указал, что никакого отношения к землям, находящимся слева от дороги по направлению Кингисепп-Кленно администрация не имеет, поскольку граница поселения проходит по оси дороги и расположена справа от указанной дороги. Третье лицо на стороне ответчика- представитель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 128-129, 138). Третье лицо на стороне ответчика- представитель Государственного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 128-130). Третье лицо на стороне ответчика- представитель МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 146). Третье лицо на стороне ответчика- представитель МО «Кингисеппское городское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 148). Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Круг лиц, которые пользуются участком автодороги, в отношении которой заявлен спор, не может быть определен, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» № 257-ФЗ определяет понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги- комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (п. 6 ст. 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»). Судом установлено, что автомобильная дорога «подъездной путь к деревне Кленно» является автомобильной дорогой регионального значения закреплена на праве оперативного управления и находится на балансе Государственного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог» (л.д. 139-143). Во исполнение полномочий, предоставленных ст. 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области, как представитель органов государственной власти субъекта РФ- Ленинградской области, совместно с Государственным учреждением Ленинградской области «Управление автомобильных дорог» ДД.ММ.ГГГГ заключил с Ленинградским областным государственным предприятием «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» государственный контракт на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Кингисеппского района ЛОТ №, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, автомобильной дороги «подъездной путь к деревне Кленно» протяженностью 10 км (л.д. 60-84). Согласно п. 4.21 контракта подрядчик- ГП «Кингисеппское ДРСУ» обязан обеспечить в течение всего периода выполнения работ по контракту чистоту прилегающей к объекту территории (л.д. 64). В ходе проведения прокурорской проверки по фактам несанкционированных свалок отходов на участке автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к деревне Кленно» на расстоянии 700 м и 1100 м от указателя «Кленно 11» в сторону деревни Кленно, слева по направлению движения Кингисепп-Кленно, обнаружены свалки бытового мусора площадью соответственно 34х5 м и 92х3 м, состоящие из стеклянной и пластмассовой тары, технической тары, покрышек от колес автомобилей, строительных отходов и других бытовых отходов (бытовой мусор, тряпки, мешки, коробки, пищевые отходы) (л.д. 117-123). Мусор находится на прилегающей к дороге территории и непосредственно на проезжей части дороги. В ходе рассмотрения дела уточнено, что свалки находятся на расстоянии 692 м и 1092 м от поворота дороги «Кингисепп-Порхово» в сторону деревни Кленно, слева по направлению движения Кингисепп-Кленно. Указанные обстоятельства участниками судебного разбирательства не оспаривались. При этом доводы ответчика о том, что границы полосы отвода автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры не установлены, поскольку не производилась, правового значения для разрешения вопроса об обязанности ответчика выполнять условие договора в части обеспечения чистоты прилегающей к объекту территории. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории (п. 1). Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (п. 5). Согласно п. 3 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года № 371, границы полосы отвода определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог регионального значения и(или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов. До введения в действие указанных норм, утвержденных Правительством РФ, отношения в этой сфере регулируются Нормами отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 года № 248. В соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ до 01 января 2010 года при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. С учетом указанных выше нормативных актов граница полосы отвода заканчивается внешней бровкой водоотводной канавы, а при ее отсутствии- подошвой насыпи или бровкой выемки, которые являются конструктивными элементами дороги В связи с отсутствием в Ленинградской области утвержденного Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, следует руководствоваться аналогичными положениями Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденных. Из письма Начальника департамента развития и планирования дорожной деятельности Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области (л.д. 152), следует что условиями заключенного с ГП «Кингисеппское ДРСУ» государственного контракта на ремонт и содержание региональных автомобильных дорог в Кингисеппском районе предусмотрено выполнение работ по очистке полосы отвода, обочин и разделительных полос от посторонних предметов с периодичностью, в среднем, 28 раз в год. Поскольку факт наличия несанкционированной свалки на прилегающей к автомобильной дороге регионального значения территории зафиксирован ДД.ММ.ГГГГ, свалка не ликвидирована до настоящего времени, то есть, условия контракта ответчиком не выполняются, суд находит необходимым вынести решение о понуждении ответчика к совершению действий по очистке автомобильной дороги в границах полосы отвода от посторонних предметов,. установив срок исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом оснований для обязания ответчика выполнять какие-либо действия по очистке от посторонних предметов территории, находящейся за пределами полосы отвода суд не усматривает, поскольку условиями государственного контракта это не предусмотрено. Также не имеется оснований для обязания ответчика организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории, прилегающей к автодороге, путем вывоза мусора специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, поскольку ГП «Кингисеппское ДРСУ» не является организацией, на которую возложены обязанности либо полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Ленинградскому областному предприятию «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично. Обязать Ленинградское областное предприятие «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу очистить от посторонних предметов участок автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к деревне Кленно» в границах полосы отвода, находящийся на расстоянии 692 м от поворота дороги «Кингисепп-Порхово» в сторону деревни Кленно, слева по направлению движения Кингисепп-Кленно, протяженностью 34 м, участок автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к деревне Кленно» в границах полосы отвода, находящийся на расстоянии 1092 м от поворота дороги «Кингисепп-Порхово» в сторону деревни Кленно, слева по направлению движения Кингисепп-Кленно, протяженностью 92 м. В остальной части иска Кингисеппскому городскому прокурору отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд. Судья