Дело № 12-22/2010
Р Е Ш Е Н И Ег. Кингисепп. 23 апреля 2010 года.
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Аржаненко Т.Л.,с участием: защитников юридического лица, привлеченного к административной ответственности- Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Шутова Ю.Н., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и Караулова А.О., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в порядке ст. 30.1, 30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении по жалобе первого заместителя главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Салтыкова Э.В. на постановление № 3-190/2010 и.о. мирового судьи судебного участка № 38 Кингисеппского района Ленинградской области мирового судьи судебного участка № 39 Кингисеппского района Ленинградской области Щеголева А.Н. от 01 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
01 апреля 2010 года и.о. мирового судьи судебного участка № 38 Кингисеппского района Ленинградской области мировым судьей судебного участка № 39 Кингисеппского территориального округа Ленинградской области Щеголевым А.Н. был рассмотрен административный материал, где протокол об административном правонарушении № 1 был составлен 17 марта 2010 года начальником территориального отдела государственного пожарного надзора Кингисеппского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 в отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ; с вынесением мировым судьей постановления № 3-190 о признании администрации муниципального образования «<данные изъяты>» виновной в указанном административном правонарушении и с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
02 апреля 2010 года – защитником администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Карауловым А.Ю. была получена копия указанного постановления по делу, согласно его подписи в справочном листе, на которое 07 апреля 2010 года первым заместителем администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Салтыковым Э.В. была подана жалоба, зарегистрированная на судебном участке № 38 – 08 апреля 2010 года (вх. № 20) (л.д. 21-23), и полученная Кингисеппским городским судом – 13 апреля 2010 года (вх. № 52) (л.д. 34).
В жалобе первый заместитель главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Салтыков Э.В. просит отменить вынесенное мировым судьей Щеголевым А.Н. постановление по делу об административном правонарушении от 01 апреля 2010 года и производство по делу - прекратить, мотивируя это тем, что привлечение администрации муниципального образования «<данные изъяты>» к административной ответственности является незаконным и необоснованным, так как мировым судьей не была дана должная оценка доводов представителей администрации МО «<данные изъяты>», а именно:
- Отсутствие правового акта органа местного самоуправления, предусматривающего состав и структуру сил постоянной готовности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, обуславливается тем, что п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не определяет обязанности администрации муниципального района по изданию правового акта, предусматривающего состав и структуру сил постоянной готовности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Указывает также, что п. 14 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» определяет, что состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их. .. органы местного самоуправления... исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а Постановлением Правительства Ленинградской области от 05 июня 2007 года № 126 утверждена Рабочая схема (приложение № 1 к Методическим рекомендациям...), согласно которой поселения, муниципальные районы и городские округа Ленинградской области осуществляют полномочия по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и в которой определены наименования нормативно-правовых актов, в том числе, для муниципальных районов. Нормативно-правовой акт, предусматривающий состав и структуру сил постоянной готовности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, вышеуказанным разделом не определен, а из вышеизложенного видно, что администрация муниципального района, как орган, не создающий силы постоянной готовности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, не должен издавать этот нормативно-правовой акт.
- Отмечает, что согласно решению Совета депутатов МО «<данные изъяты>» от 09 декабря 2009 года № 33/2-с была принята целевая программа на 2010 год «Обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения» с объёмом финансирования <данные изъяты>, а также в 2009 году были приняты и реализованы целевые программы: «Организация проведения аварийно-спасательных работ на территории МО «<данные изъяты>» и «Система организационных мер по обеспечению безопасности учреждений дополнительного образования», с объемом финансирования из бюджета муниципального района <данные изъяты>. соответственно, в связи с чем, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 нарушено не было.
- Указывает, что отсутствие страхового фонда (резервного комплекта) технической документации (СФД) объектов, расположенных на территории муниципального образования обусловлено тем, что данный вопрос не обязывает администрацию муниципального района самостоятельно создавать страховой фонд (резервного комплекта) технической документации (СФД) объектов, расположенных на территории муниципального образования, а согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 17 апреля 2002 года № 50 «О создании Территориального страхового фонда документации Ленинградской области», определено, что функции заказчиков возложены: а) на мобилизационный отдел при Губернаторе Ленинградской области -техническая и нормативная документация, необходимая для организации производства военной и другой продукции, включенной в мобилизационные планы; б) на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области и отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области с учетом ведомственной принадлежности объектов - документация, необходимая для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения восстановления объектов систем жизнеобеспечения населения (объекты повышенного риска, потенциально опасные объекты); в) на комитет по культуре Правительства Ленинградской области - документация, являющаяся национальным достоянием, культурным и историческим наследием и находящаяся на хранении в архивах, библиотеках и музеях Ленинградской области.
- Указывает также, что Постановления Правительства РФ от 18 января 1995 года № 65 и от 26 декабря 1995 года № 1253-68, на которые ссылается представитель Территориального отдела государственного пожарного надзора Кингисеппского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области, имеют гриф секретности и отсутствуют в свободном доступе, что исключает возможность ознакомления с ними.
- Отмечает, что отсутствие территориальной системы оповещения для передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от РАСЦО до диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах, объектах экономики, согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 и Постановлению Правительства Ленинградской области от 29 октября 2002 года № 195 не обязывает администрации муниципальных районов создавать вышеуказанные системы.
В связи с изложенным им, полагает, что администрация МО «<данные изъяты>» не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы по существу, защитники юридического лица, привлеченного к административной ответственности- администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Шутов Ю.Н. и Караулов А.О., полностью поддержали доводы, изложенные в вышеуказанной жалобе, представленной в суд, дав аналогичные обоснования в поддержание указанных в жалобе обстоятельств. Просили отменить вынесенное мировым судьей Щеголевым А.Н. постановление по делу об административном правонарушении от 01 апреля 2010 года, и производство по делу – прекратить.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела об административном правонарушении, установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>», в здании администрации муниципального образования «<данные изъяты>», в ходе проведения планового мероприятия по надзору за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимого главным государственным инспектором Кингисеппского района по пожарному надзору ФИО3 на основании распоряжения начальника Управления ГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области № 78 от 04 февраля 2010 года, было выявлено, что указанным субъектом нарушены требования нормативных документов, устанавливающих обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)»; Постановления Правительства РФ от 18 января 1995 года № 65 «О создании единого российского СФД»; Постановления Правительства РФ от 26 декабря 1995 года № 1253-68 «Об обеспечении создания единого Российского СФД»; Постановления Правительства РФ от 01 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»; Постановления Правительства Ленинградской области от 29 октября 2002 года «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовых систем оповещения на объектах экономики, размещенных на территории Ленинградской области; а именно, было установлено, что:
- отсутствует правовой акт органа местного самоуправления, предусматривающий состав и структуру сил постоянной готовности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» (п. 14);
- не обеспечено проведение органами управления и силами единой системы основных мероприятий в режиме повседневной деятельности (разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на 2010 год, осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования) (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» (п. 28 а);
- не создан страховой фонд (резервный комплект) технической документации (СФД) объектов, расположенных на территории муниципального образования (постановление Правительства РФ от 18 января 1995 года № 65 «О создании единого российского СФД», Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 года № 1253-68 «Об обеспечении создания единого российского СФД»),
- территориальная система оповещения для передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от РАСЦО до диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах, объектах экономики не создана (Постановление Правительства РФ от 01 марта 1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», Постановление Правительства Ленинградской области от 29 октября 2002 года «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовых систем оповещения на объектах экономики, размещенных на территории Ленинградской области»), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (л.д. 6-7).
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении (л.д. 21-22), в судебное заседание к мировому судье Щеголеву А.Н. законный представитель администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Ленинградской области Гешеле В.Э. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представители Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Ленинградской области – Караулов А.О. и Шутов Ю.Н. в судебном заседании просили производство по делу прекратить, поскольку считают, что администрация муниципального образования «<данные изъяты>» не является субъектом данного правонарушения, так как в указанных в протоколе нормативных актах отсутствует прямая обязанность администрации муниципального образования на выполнение содержащихся в протоколе мероприятий, в связи с разграничением и возложением указанных обязанностей другими нормативными актами на иные органы. Также ими было указано на недоступность для ознакомления с Постановлениями Правительства РФ от 18 января 1995 года № 65 и от 26 декабря1995 года № 1253-68, нарушения по которым указаны в протоколе, ввиду ограниченного доступа к данным нормативным актам.
Согласно вынесенного постановления по делу, вина администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в вышеуказанном административном правонарушении, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными мировым судьей при рассмотрении дела в судебном заседании, а именно: - протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого были выявлены нарушения требований нормативных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исследовав и оценив представленные суду материалы дела об административном правонарушении, и выслушав доводы защитников юридического лица, привлеченного к административной ответственности- администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Шутова Ю.Н. и Караулова А.О., суд считает, что действия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ были правильно квалифицированы мировым судьей Щеголевым А.Н. в вынесенном им постановлении по делу, поскольку вмененный указанному субъекту административной ответственности состав административного правонарушения имеется и доказан собранными по делу доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, признается административным правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области № 126 от 05 июня 2007 года «О методических рекомендациях по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», рабочая схема осуществления муниципальными районами Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах приведена в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в поселениях необходимо принятие правовых актов соответствующих органов местного самоуправления, предусматривающих:
создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в муниципальных образованиях, имеющих статус муниципального района, городского округа, городского поселения), назначение уполномоченного лица органа местного самоуправления на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения);
порядок обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
образование координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы «01» муниципальных образований (кроме сельских поселений);
своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для образования на территории соответствующего органа местного самоуправления муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящего в состав Ленинградской областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо создать: координационный орган; постоянно действующий орган управления; орган повседневного управления; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Для успешного функционирования муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены группы населения, проходящие обязательную подготовку по этим вопросам.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Обязанности администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены указанным Федеральным Законом и постановлением Правительства Российской Федерации Ленинградской области. Они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.
Все обстоятельства совершения правонарушения проверены, изложены в постановлении мирового судьи правильно, собранным по делу доказательствам дана правильная юридическая оценка., в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения администрации муниципального образования «<данные изъяты>», которые могли явиться основанием для отмены постановления, не установлено.
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Дело рассмотрено мировым судьей Щеголевым А.Н. по месту совершения правонарушения в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 23.1 и ст. 29.5 КоАП РФ в пределах установленных сроков привлечения юридического лица- администрации муниципального образования «<данные изъяты>» к административной ответственности.
Доводы, приведенные первым заместителем администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Салтыковым Э.В. в его жалобе, поддержанные в судебном заседании защитниками администрации муниципального образования «<данные изъяты>» - Шутовым Ю.Н. и Карауловым А.О., суд находит не состоятельными, поскольку считает, что они опровергаются собранными по делу доказательствами и не подтверждаются исследованными в суде материалами административного дела.
У суда нет оснований сомневаться в имеющихся по делу письменных доказательствах, исследованных в суде.
Нарушений норм материального или процессуального права суд не усматривает, и считает, что вынесенное постановление по делу – законно, обоснованно и мотивировано, а наказание определено с учетом обстоятельств дела, характера правонарушения, и находит наказание соответствующим санкции ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ.
Суд находит, что жалоба первого заместителя администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Салтыкова Э.В., поддержанная защитниками администрации муниципального образования «<данные изъяты>» - Шутовым Ю.Н. и Карауловым А.О. в судебном заседании, сводится к попытке переоценки доказательств, исследованных мировым судьей Щеголевым А.Н. при рассмотрении дела, и, с учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения вышеуказанной жалобы и отмены постановления № 3-190 и.о. мирового судьи судебного участка № 38 Кингисеппского территориального округа мирового судьи судебного участка № 39 Кингисеппского района Ленинградской области Щеголева А.Н. от 01 апреля 2010 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Оставить постановление № 3-190 и.о. мирового судьи судебного участка № 38 Кингисеппского территориального округа мирового судьи судебного участка № 39 Кингисеппского района Ленинградской области Щеголева А.Н. от 01 апреля 2010 года о наложении на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» административного наказания за нарушение ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> – без изменения, а жалобу первого заместителя администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Салтыкова Э.В. – без удовлетворения.
Постановление мирового судьи вступает в законную силу с момента оглашения настоящего решения и, в соответствии со ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, кассационному обжалованию не подлежит.
Судья_______________ Аржаненко Т.Л.