административное дело № 12-40/2011



Дело № 12-40/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кингисепп 19 апреля 2011 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

при секретаре Страшковой Н.Г.,

с участием:

лица, привлеченного к административной ответственности – Поваляева А.О.,

должностного лица, вынесшего постановление – начальника отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинской Л.С.,

рассмотрев в порядке ст. 30.1, 30.6 КоАП РФ материал об административном правонарушении по жалобе Поваляева Алексея Олеговича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ССР, русского, русским языком владеющего, в услугах переводчика не нуждающегося, гражданина <адрес>, имеющего постоянный вид на жительство <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес> <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего неофициально <данные изъяты>».

на постановление начальника отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинской Л.С от 28 февраля 2011 года о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

28 февраля 2011 года в отношении Поваляева О.А. составлен протокол АП № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.

В этот же день начальником отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинской Л.С. вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому, Поваляев А.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Из указанного постановления следует, что 28 февраля 2011 года, гражданин <адрес> Поваляев А.О., был доставлен органами погранконтроля в отделение УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород. При проверке документов было выявлено, что Поваляев А.О. въехал на территорию РФ 29 ноября 20110 года через КПП «Ивангород» с целью поездки «частная» и по истечении определенного законом срока не покинул территорию РФ. Таким образом, Поваляев А.О. нарушил режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, выразившийся в уклонении от выезда из РФ по истечению девяносто суток, чем нарушил ч.1 ст. 5 Закона РФ № 115- ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ». Свою вину Поваляев А.О. признал и раскаялся, пояснив, что вовремя не выехал с территории РФ, потому, что ошибся в сроке пребывания на территории РФ. Раскаяние Поваляева А.О. в соответствие с п.1 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Таким образом, Поваляев А.О. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.8 КоА ПФ. Копию постановления Поваляев А.О. получил 28 февраля 2011 года.

ДД.ММ.ГГГГ (вх.12-40) в Кингисеппский городской суд поступила жалоба Поваляева А.О. на постановление начальника отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинской Л.С от 28 февраля 2011 года о назначении административного наказания, жалоба зарегистрирована в установленном порядке.

В жалобе Поваляев А.О. просит отменить постановление начальника ОУФМС России по СПб и ЛО в Ивангороде Лещинской Л.С. о назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, считая наложенное на него наказание неправомерным.

В обосновании своей жалобы Поваляев А.О. ссылается на нормы Конституции РФ, которая гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). Данные права в силу ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Кроме того, ссылается на ст. 34 ФЗ РФ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому, иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поваляев А.О. указывает, что санкция ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000рублей до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового, следовательно, он, может быть полностью лишен возможности общаться со своим ребенком, биологическим отцом которого является.

Считает, что помимо нарушений законодательства РФ в его деле присутствуют нарушения норм международного права, а именно:

- в силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.

В связи с этим, Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.

- кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 марта 1992 г. по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Berre-hab) против Нидерландов", от 18 февраля 1991 г. по делу "Мустаким (Moustaguim) против Бельгии", от 19 февраля 1998 г. по делу "Дали (Dalia) против Франции", от 07 августа 1996 г. по делу "С. против Бельгии", от 28 ноября 1996 г. по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и др.).

- на этом основании представляется, что по смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Поваляев А.О. полагает, что только при таких конкретных обстоятельствах, связанных с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 КоАП РФ.

Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранном) гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей

административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 18.8 КоАП РФ, не исключается.

Поваляев А.О. ссылается на ст.2.7 КоАП РФ, и указывает, что совершил административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, которая выразилась в том, что он осуществлял уход за своим больным ребенком. Его вынужденное нарушение составило всего лишь два дня. Более того, он был задержан сотрудниками погранконтроля при попытке устранить нарушение, а не при уклонении от выезда.

Доводы, изложенные в жалобе, Поваляев А.О. полностью поддержал в ходе судебного заседания. Вину в совершенном административном правонарушении признал, указал, что умысла на нарушения порядка пребывания иностранного гражданина на территории РФ не имел, правонарушение совершил по уважительной причине.

Пояснил, что имеет постоянный вид на жительство в Германии. 29 ноября 2010 года въехал на территорию РФ из Германии через <адрес> республики на срок пребывания – 90 суток, по месту постоянной регистрации и жительства его семьи: супруги ФИО6 и малолетней дочери Елизаветы, 2010 года рождения.

Поскольку срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ, составляет 90 дней, то 28 февраля 2011 года, он собирался покинуть территорию РФ, однако, 25 февраля 2011 года у него заболела дочь, за которой ему пришлось ухаживать в период болезни. Находясь в крайне возбужденном эмоциональном состоянии в связи с болезнью ребенка, просчитался с датой выезда с территории РФ, поэтому был задержан сотрудниками пограничной службы РФ за нарушение порядка пребывания иностранного гражданина на территории РФ и доставлен в отделение УФМС в городе Ивангороде.

28 февраля 20011 года начальник отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинская Л.С. вынесла в отношении него постановление о привлечении к административной ответственности, которым он был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и на него было возложено административное наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, без административного выдворения.

Просит указанное постановление отменить.

Должностное лицо, вынесшее постановление- начальник отделения УФМС России

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинская Л.С. с жалобой не согласилась и пояснила, что 28 февраля 2011 года ею на основании выявленного административного правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, совершенного Поваляевым А.О., вынесено постановление о признании Поваляева А.О. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, исследовав административный материал по ст.18.ч.1 КоАП РФ в отношении Поваляева А.О., заслушав объяснения лица, привлеченного к административной ответственности, должностного лица, вынесшего постановление, суд находит жалобу Поваляева А.О. подлежащей оставлению без удовлетворения, а постановление начальника отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинской Л.С. без изменения.

В соответствие со ст.ст.27, 62 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 ФЗ РФ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

В соответствие со ст. 6 ФЗ РФ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

Судом установлено, что Поваляев А.О. является гражданином <адрес> (л.д.2 административного материала в отношении Поваляева А.О.), имеет регистрацию по адресу: <адрес> <адрес>.

Поваляев А.О., как иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданкой Российской Федерации - ФИО6 (л.д.33), имеющей постоянное место жительства в Российской Федерации, являющийся отцом малолетней Поваляевой Елизаветы, 2010 года рождения (л.д.34), имеет разрешение на временное пребывание на территории РФ, а именно по адресу: <адрес> (л.д. 25).

29 ноября 2011 года Поваляев А.О. въехал на территорию РФ через <адрес> республики, оформив миграционную карту №, указав срок пребывания до 28 февраля 2011 года (л.д. 3,4 административного материала в отношении Поваляева А.О).

С учетом требований ФЗ РФ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Поваляев А.О. 01 декабря 2010 года уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о прибытии на территорию РФ, указав срок пребывания – до 28 февраля 2011 года (л.д. 25).

28 февраля 2011 года Поваляев А.О., намериваясь покинуть территорию РФ, был задержан сотрудниками органа погранконтроля, поскольку срок пребывания на территории РФ им был пропущен, и доставлен в ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород.

Согласно требованию ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с приказом ФМС РФ от 03.06.2008 N 137 "О полномочиях должностных лиц системы ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях" старший инспектор территориального органа федеральной миграционной службы, вправе составлять протокол об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 1 ст. 23.67 КоАП РФ.

В этот же день в отношении Поваляева А.О. страшим инспектором ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород ФИО5 вынесен протокол АП № об административном правонарушении по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ (л.д.1 административного материала в отношении Поваляева А.О).

При получении копии постановления, Поваляев А.О. указал, что им при подсчете срока пребывания на территории РФ была допущена ошибка (л.д.1 административного материала в отношении Поваляева А.О).

Из анализа норм административного права, регламентирующих подсчет процессуальный срок, следует, что процессуальный срок- это нормативно установленный период для совершения определенных процессуальных действий. По общему правилу если срок исчисляется сутками, то его течение должно начинаться со следующего дня календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Поскольку Поваляев А.О. въехал на территорию РФ 29 ноября 2011 года, то срок его временного пребывания должен закончиться 27 февраля 2011 года, а не 28 февраля 2011 года.

Таким образом, Поваляевым А.О. был нарушен режим пребывания иностранного гражданина, выразившейся в уклонении от выезда из РФ по истечению девяносто суток.

Доводы Поваляева А.О. о том, что срок пребывания на территории РФ им был нарушен по уважительной причине- болезни дочери Елизаветы, 2010 года рождения, суд оценивает критически, не доверяет им и считает их линией защиты лица, привлекаемого к административной ответственности с целью избежать им административной ответственности, поскольку суду не представлено доказательств того, что никто кроме Поваляева А.О. не мог осуществлять уход за больным ребенком. Наоборот, суду были представлены сведения о том, что мать ребенка ФИО6 находится в отпуске по уходу за ребенком, предоставленным ею по месту работы (л.д.35).

В силу, ст. 23.67 КоАП РФ, органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 - 18.10, 18.15 - 18.17, 19.15 - 19.18, 19.27 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместители;

2) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

3) руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

28 февраля 2011 года начальник отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинская Л.С. вынесла в отношении Поваляева А.О. постановление о назначении административного наказании к протоколу №, в соответствии с которым Поваляев А. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и на него возложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения, за пределы РФ (л.д.7 административного материала в отношении Поваляева А.О).

Действия Поваляева А.О. правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как усматривается из материалов дела, при назначении 28 февраля 2011 года Поваляеву А.О. административного наказания должностным лицом, требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.

Ссылки Поваляева А.О. на международную правовую практику и правовые нормы при рассмотрении дел в отношении иностранных лиц, которые подверглись административному выдворению из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, суд находит не состоятельными, так как должностным лицом - начальником отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангород Лещинской Л.С., с учетом санкции ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, избран вид административного наказания, который никоим образом не затрагивает, не нарушает права человека на уважение личной и семейной жизни и иные основные свободы граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Поваляева Алексея Олеговича от 09 марта 2011 года на постановление от 28 февраля 2011 года о назначении административного наказания к протоколу № начальника Отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангороде Лещинской Л.С. о наложении на Поваляева Алексея административного взыскания за нарушение ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей, - оставить без удовлетворения.

Постановление от 28 февраля 2011 года о назначении административного наказания к протоколу № начальника Отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Ивангороде Лещинской Л.С. о наложении на Поваляева Алексея административного взыскания за нарушение ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей – оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья: Н.В. Штурманова