Дело № 12-42/2011
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кингисепп 12 мая 2011 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности – Лаврёнова А.В.,
должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – инспектора отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3
рассмотрев в порядке ст. 30.1, 30.6 КоАП РФ материал об административном правонарушении по жалобе главы Администрации МО «Вистинское сельское поселение» Лаврёнова Андрея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
на постановление № 35 инспектора отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 от 04 марта 2011 года по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
04 марта 2011 года инспектором отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 глава АМО «Вистинское сельское поселение» Лаврёнов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности.
Из постановления № 35 от 04 марта 2011 года следует, что 16 февраля 2011 года в 08 час. 13 мин. по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район п. Вистино д.22 произошел пожар. В ходе проведения проверки по факту пожара было установлено, что имеющийся на территории <адрес> гидрант располагающийся у Муниципального образовательного учреждения «Вистинская средняя общеобразовательная школа» засыпан снегом и произвести забор воды пожарным автомобилем из него не представляется возможным. Также было установлено, что у водонапорной башни располагалась насосная станция, но ввиду отсутствия персонала и отсутствия подъезда к данной насосной станции забор воды из нее также был невозможен. Указатели мест нахождения водоисточников, а также указатели направления движения к ним отсутствовали. В чем усматривается нарушение Закона РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.2 ст. 63; Правила пожарной безопасности в РФ – ППБ 01-03 п.3, 89, 90.
09 марта 2011 года лицом, привлеченным к административной ответственности, Лаврёновым А.В. получена копия постановления по делу (л.д.7 ад. материала), на которое 21 марта 2011 года Лаврёновым А.В. подана жалоба в Кингисеппский городской суд (вх. № 12-42 л.д. 1-2).
Лаврёнов А.В. просит отменить постановление инспектора отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области Нишанова Я.С. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он признан виновным по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей и производство по делу прекратить. Указывая, что ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Вистинское сельское поселение» произошел пожар. Сгорел жилой дом с хозяйственными постройками. Пожаротушение осуществляла 125 пожарная часть во главе с начальником ФИО1 По факту пожара ФИО1 на имя начальника ГПИ Кингисеппского района ФИО2 составил докладную записку. В данной докладной записке ФИО1 сообщил, что гидрант расположенный на территории Вистинской средней общеобразовательной школы занесен снегом и ввиду чего отбор воды невозможен. Также ФИО1 сообщил, что водонапорная башня в дер. Вистино заморожена. На основании докладной записки государственным инспектором Кингисеппского района по пожарному надзору ФИО3 было вынесено Постановление № 35 от 04.03.2011 г. о назначении административного наказания.
В соответствии с п. 40 «Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» Утвержденным призом МЧС России от 01.10.2007 № 517 докладная записка ФИО1 приравнивается к обращению граждан о признаках невыполнения требований пожарной безопасности, что является основанием для проведения внеплановых мероприятий по надзору.
В соответствии с п. 42 «Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» Утвержденным призом МЧС России от 01.10.2007 № 517 внеплановая проверка по надзору проводиться на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа ГПН.
На момент вынесения Постановления № 35 от 04.03.2011 г. и составления Протокола № 56 от 04.03.2011 г. Распоряжения начальника ГПН лицу, привлеченному к административной ответственности, предоставлено не было. По мнению Лаврёнова А.В., если рассматривать, что Постановление № 35 от 04.03.2011 г. о назначении административного наказание было вынесено в рамках уголовно-процессуальных действий органа дознания по факту пожара 16.02.2011 г. жилого строения расположенного по адресу <адрес> <адрес>, то в нарушение ст. 155 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ не было вынесено Постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении и не направлены прокурору.
Также в рамках вынесенного Постановления № 35 от 04.03.2011 г. было установлено, что дорога к пожарному гидранту на территории Вистинской средней общеобразовательной школы была занесена снегом, что не позволило произвести отбор воды. В соответствии с п. 2.1.3. «Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкояьных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 27.07.2006 № ГКПИ06-595), Утвержденных Государственным комитетом СССР по Народному образованию Приказом от 04.07.1989 г. № 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности» (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 27.07.2006 № ГКПИ06-595) - Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободны.
В соответствии с п.п. а п. 1.4. ППБ-101-89 руководитель детского учреждения обязан обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков.
В соответствии с п. 1.3. ППБ-101-89 ответственность за обеспечение пожарной
безопасности детских учреждений несут их руководители – директора, заведующие.
Сведения о том, что 16.02.2011 г. была заморожена не имеют каких-либо оснований, так как водонапорная башня непосредственно задействована в процессе доставки воды до многоквартирных домов <адрес>. 16.02.2011 года перебоев в водоснабжением многоквартирных домов не было.
Кроме гидранта на территории <адрес> и водонапорной башни на территории <адрес> располагается насосная станция, расположенная в непосредственной близости от поселенческой дороги по <адрес>, с которой также возможен забор воды пожарными расчетами.
Сведения об отсутствии указателей направления движения к местам нахождения водоисточников находят своё подтверждение, однако на основании Распоряжения органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 22.09.2010 №№ 103,104 была осуществлена проверка администрации МО «Вистинское сельское поселение» по вопросу соблюдения правил пожарной безопасности. В ходе проверки был составлен акт, в котором в том числе указывалось на отсутствие указателей направления движения к местам нахождения водоисточников. На основании акта были составлены протоколы об административном правонарушении и вынесено предписание. В соответствии с предписанием срок устранения обнаруженных недостатков апрель 2011 года. В соответствии с пп. 5 ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В судебном заседании, Лаврёнов А.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо - инспектор отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 полагал жалобу Лаврёнова А.В. необоснованной, поскольку факт нарушения должностным лицом – главой АМО «Вистинское сельское поселение» правил пожарной безопасности установлен в ходе проверки по факту пожара, имевшему место 16 февраля 2011 года в д. <адрес>.
Согласно ст. 1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1). Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (ч.2).
Положениями п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Требованиями ч.1, п.6 ч.2, ч.3 ст. 23.34. КоАП РФ, предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса (ч.1). Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору (п.6 ч.2 ст. 20.4 ч.1). Должностные лица, указанные в пунктах 5 - 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами. (в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ) (ч.3).
Протокол № 56 от 04 марта 2011 года по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ в отношении Лаврёнова А.В., как должностного лица, составлен инспектором отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, то есть должностным лицом, уполномоченным в соответствии с требованиями закона, на составление протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п.3, 10 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3); собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (п.10).
Согласно, приложению 1 ОЗ № 138-оз от 25.09.2007 г. «Об утверждении перечня имущества, передаваемого от муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования «Вистинское сельское поселение» муниципального образования «Кингисеппский мунипальный район» Ленинградской области, в хозяйственное ведение был передан водопровод, расположенный в д. <адрес> (п.31 приложения), водонапорная башня (п. 34 приложения). То есть достоверно установлено, что у водонапорной башни располагалась насосная станция, но ввиду отсутствия персонала и отсутствия подъезда к данной насосной станции забор воды, 16 февраля 2011 года, в момент пожара, из нее также был невозможен.
С протоколом № 56 от 04.03.2011 года Лаврёнов А.В. был ознакомлен только 09 марта 2011 года, с разъяснением в этот же день его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также вручением копии протокола об административном правонарушении, о чем имеется собственноручная подпись данного лица (л.д.5-6 адм. материала). То есть после вынесения, 04 марта 2011 года должностным лицом - инспектором отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 постановления № 35 о признании Лаврёнова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Должностным лицом, инспектором отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3, данное обстоятельство, в ходе судебного заседания не оспаривалось.
При указанных обстоятельствах суд находит, что инспектором отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 грубо нарушены права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ.
Следовательно, постановление должностного лица от 04 марта 2011 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ прекращению в связи с допущенными существенными неустранимыми процессуальными нарушениями по основаниям частей 3 и 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № 35 от 04 марта 2011 года инспектора отдела надзорной деятельности Кингисеппского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лаврёнова А.В. по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья: Н.В. Штурманова