Дело № 12-161/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Кингисепп 09 декабря 2011 года Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В., при секретаре Страшковой Н.Г., с участием представителя должностного лица, привлеченного к административной ответственности – Орлова И.В., действующего на основании доверенности от 04.10.2011 года, сроком 1 год, должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – Ермакова С.А., помощника Кингисеппского городского прокурора Шевченко К.В., рассмотрев в порядке ст.ст. 30.1, 30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении по жалобе главы Администрации МО «Пустомержское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с-за ФИО2 <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, на постановление № 29-0000-49/ПС от 04 октября 2011 года и.о. начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Ермакова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.16 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: 04 октября 2011 года и.о. начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Ермаковым С.А. вынесено постановление № 29-0000-49/ПС, согласно которому должностное лицо - глава Администрации МО «Пустомержское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.9.16 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. 14 октября 2011 года должностное лицо – глава АМО «Пустомержское сельское поселение» МО «Кингсеппский муниципальный район» обратилось в Кингисеппский городской суд с жалобой (вх.12-161/2011), в которой просит постановление № 29-0000-49/ПС от 04 октября 2011 года Кингисеппского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» отменить, производство по делу прекратить. Указывая в обоснование жалобы, что Кингисеппская городская прокуратура (далее по тексту - прокуратура) 12 сентября 2011 года по факсимильной связи в адрес главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение» направила уведомление о явке главы администрации, либо представителя, в прокуратуру 12 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.16 КоАП РФ) без указания части статьи по делу об административном правонарушении. В этот же день исполняющим обязанности Кингисеппского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 9.16 КоАП РФ в отношении главы Администрации и передаче материалов для рассмотрения в Кингисеппский отдел по энергетическому надзору Северо-Западного управление Ростехнадзора (далее по тексту - Энергонадзор). Определением от 20 сентября 2011 года № 29-0000-49 глава Администрации была уведомлена Энергонадзором о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, а 04 октября 2011 года представителю главы Администрации было вручено постановление о назначении административного наказания. При рассмотрении дела об административном правонарушении не были учтены требования ст. 48 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которой требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные указанным Федеральным законом, не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта. В зданиях котельных № 16 и ДРСУ расположенной в деревне <адрес> Пустомержского сельского поселения Кингисеппского района капитальный ремонт или реконструкция не проводились до настоящего времени, однако, ни прокуратура, ни Энергонадзор не исследовали данные обстоятельства. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении ни на этапе возбуждения дела об административном правонарушении прокуратурой, ни на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении Энергонадзором глава Администрации была лишена возможности подтвердить отсутствие с ее стороны вины в связи со следующими процессуальными нарушениями: уведомление прокуратуры и сроки проведения проверки и рассмотрения подтверждают, что на стадии вынесения постановления о возбуждении административного правонарушения у главы Администрации отсутствовали какие-либо сведения о проводимой проверке, а также предмет проверки. Прокуратурой не разъяснены нормы Конституции РФ. Прокуратурой не проверены полномочия. Энергонадзором нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части непредставления акта проверки, послужившего основанием для возбуждения прокуратурой дела об административном правонарушении. В нарушение ст. 26.2 КоАП РФ не представлены фактические данные, на основании которых устанавливается наличие события административного правонарушения, виновность главы Администрации, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Также допущено использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного надзора, в частности отсутствия у Администрации уведомления о проверке, информации о ходе проверки, а также документов, подтверждающих проведенную проверку и ее результаты. Кроме того, в нарушение ч.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» произошла подмена государственного органа, поскольку документы надзора не должны являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Энергонадзор фактически не проводил проверку в отношении Администрации, в связи с чем, ставиться под сомнение законность представленных Энергонадзором материалов в прокуратуру, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении 12.09.2011 года. В нарушение ст.ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ место время и событие правонарушения не указаны в постановлении прокурора от 12.09.2011 года, а также не подтверждены никакими другими документами и материалами дела. В нарушение ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, прокуратурой на момент составления постановления о возбуждении административного правонарушения (на 12 сентября 2011 года) не установлен факт отсутствия приборов учета, соответственно отсутствует событие административного правонарушения и виновность главы Администрации. Объективной стороной административного правонарушения предусмотренного частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ состоит в том, что виновный не соблюдает в ходе проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта объектов недвижимости (прямо перечисленных в части 7) требований энергоэффективности и оснащенности, указанных объектов приборами учета потребляемой тепловой энергии или «учета используемых энергетических ресурсов», тогда как котельные производят и передают тепловую энергию. Из изложенного следует, что и в этом, в действиях (бездействии) администрации отсутствует в применении данной статьи само событие административного правонарушения. Надзорными органами не устанавливался собственник зданий котельных. Собственником имущества муниципального образования является муниципальное образование «Пустомержское сельское поселение», а от его имени выступает Совет депутатов МО «Пустомержское сельское поселение. В судебном заседании представитель должностного лица, привлеченного к административной ответственности Главы АМО «Пустомержское сельское поселение» Орлов И.В., доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, – и.о. начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Ермаков С.А. находит жалобу должностного лица необоснованной, поскольку факт нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности установлен актом проверки от 26 августа 2011 № 29-2359-66/А и 30 августа 2011 № 29-2358-67/А в отношении ООО «Энергобаланс». По результатам проверки, в адрес глав администраций МО «Кингисеппский муниципальный район», в том числе и главы АМО «Пустомержское сельское поселение» было направлено уведомление о выявленных нарушениях и просьбы организации выполнения установленных нарушения до начала отопительного сезона. Помощник Кингисеппского городского прокурора Шевченко К.В. находит жалобу главы АМО «Пустомержское сельское поселение» необоснованной, поскольку факт нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности подтвержден сведениями, полученными в результате проверки Кингисеппской городской прокуратурой предприятий <адрес>, в том числе актом проверки от 26 августа 2011 № 29-2359-66/А и 30 августа 2011 № 29-2358-67/А, сведения. Рассмотрев жалобу главы АМО «Пустомержское сельское поселение» ФИО1, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему. Согласно ст. 1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1). Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (ч.2). В силу ст. 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. Нормы ст.21, 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года N 2202-1, предусматривают, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 132-ФЗ); соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. В связи с проверкой Кингисеппской городской прокуратурой предприятий топливно-энергетического комплекса, в соответствии со ст. 1, 6, 21, 22 «О прокуратуре РФ», от начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору СЗУ Ростехнадзора были истребованы сведения о проверках предприятий в данной сфере за период с 01.08.2011 по 30.08.2011. Согласно, представленным в адрес Кингисеппской городской прокуратуры, актам проверки от 26.08.2011 № 29-2359-66/А и 30.08.2011 № 29-2358-67/А, находящееся в собственности Администрации Муниципального образования «Пустомержское сельское поселение» здания котельных в деревне Б<адрес> не оснащены в нарушение вышеуказанных норм узлами учета тепловой энергии. Дополнительно глава АМО «Пустомержское сельское поселение» ФИО1, сообщила, что в собственности муниципального образования нежилых зданий, строений и сооружений, общей площадью не менее 50 кв.м. подлежащих сносу, капитальному ремонту, реконструкции по плану до 2013 года нет. На основании выявленных нарушений, и.о. Кингисеппского городского прокурора А.Н. Каменским 12 сентября 2011 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.16 КоАП РФ в отношении главы Администрации МО «Пустомержское сельское поселение» ФИО1, и в соответствии с положениями ст. 23.30 КоАП РФ, дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западное управление Ростехнадзора) Кингисеппский отдел по энергетическому надзору. 04 октября 2011 года постановлением и.о. начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору СЗУ Ростехнадзора С.А. Ермакова глава АМО «Пустомержское сельское поселение» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 9.16 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Согласно ч.7 ст.9.16 КоАП РФ, несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. В ходе судебного заседания, судом установлено, что в соответствии с п.4 ст. 7 Устава МО «Пустомержское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электоро-, тепло-, газо-, и водоснабжении населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Нормы ст. 65 Устава МО «Пустомержское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области предусматривают, что доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет. В соответствии с Областным законом Ленинградской области от 28.04.2007 N 75-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Пустомержское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 11.04.2007), право собственности на имущество, указанное в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему областному закону, возникает с момента подписания актов приема-передачи передаваемого имущества муниципальным образованием "Пустомержское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области. Согласно, свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года в собственности МО «Пустомержское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, находится здание котельной общей площадью 567,8 кв.м., расположенное в д. <адрес> <адрес>. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности МО «Пустомержское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» <адрес>, находится здание котельной общей площадью 131,7 кв.м., расположенное в <адрес> <адрес>. Глава АМО «Пустомержское сельское поселение» в соответствии с предоставленными полномочиями заключает контакты и договоры, необходимые для решения вопросов местного значения, хозяйственного обеспечения администрации; распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Ленинградской области, Уставом. 01 сентября 2010 года между АМО «Пустомержское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, в лице главы администрации ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Энергобаланс» был заключен договор № 1 аренды муниципальных объектов теплоснабжения мунийипального образования «Пустомержское сельское поселение» в целях осуществления деятельности по производству, передаче, распределению и сбыту тепловой энергии потребителям муниципального образования «Пустомержское сельское поселение», сроком действия с 01.09.2010 года и до проведения конкурса в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с п. 2.1.4 договора арендатор (ООО «Энергобаланс») обязан по поручению арендодателя (главы АМО «Пустомержское сельское поселение» ФИО1) оказывать содействие арендодателю в соблюдении требований контролирующих органов, отраслевых правил и норм, действующих в отношении сданного в аренду имущества (здание котельной д. Б. Пустомержа). 01 января 2011 года между АМО «Пустомержское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, в лице главы администрации ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Коммун Энерго» был заключен договор аренды имущества, сроком действия с 01.01.2011 года по 31.12.2011. В соответствии с п. 2.1.4 договора арендатор (ООО «Энергобаланс») обязан по поручению арендодателя (главы АМО «Пустомержское сельское поселение» ФИО1) оказывать содействие арендодателю в соблюдении требований контролирующих органов, отраслевых правил и норм, действующих в отношении сданного в аренду имущества (здание котельной д. Мануйлово). Положения ч.9 ст.11 ФЗ РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривают, что собственники зданий, строений, сооружений, обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. В соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Положениями указанной статьи не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учета энергии и энергоресурсов. Во-вторых, в течение 2010 г. органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей. В свою очередь, до 1 января 2011 г. собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления комментируемого Закона в силу и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Административным правонарушением, в соответствии с положениями ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При изложенных выше обстоятельствах суд находит, что и.о. начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Ермаков С.А. пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – главы АМО «Пустомержское сельское поселение» административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 9.16 КоАП РФ. Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении суд не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л: Постановление № 29-0000-51/ПС от 04 октября 2011 года и.о. начальника Кингисеппского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора Ермакова С.А. - оставить без изменения, жалобу главы Администрации МО «Пустомержское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО1 - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд. Судья: Н.В. Штурманова