административное дело № 5-186/2010



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 5-186

по делу об административном правонарушении

г. Кингисепп 10 сентября 2010 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

с участием представителя лица привлекаемого к административной ответственности – перевозчика «ФИО8 – ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении перевозчика «ФИО9 регистрационный номер №, <адрес>, № <адрес> <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ, в 00 часов 45 минут на таможенный пост многосторонний автомобильный пункт пропуска таможенного поста <адрес> (<адрес>, ул. <адрес>) из <адрес> прибыло транспортное средство марки «<данные изъяты>», государственный номер № с полуприцепом марки «<данные изъяты>», государственный номер №. Водителем перевозчика «ФИО10 - ФИО2, согласно ст.72 Таможенного кодекса Российской Федерации были предоставлены таможенному органу документы, предусмотренные ст.73 ТК РФ, а именно: № В ходе проверки документов, для получения разрешения на помещение вышеуказанного товара под процедуру внутреннего таможенного транзита, в соответствии со ст. 372 ТК РФ, в ходе таможенного контроля, было принято решение о проведении таможенного досмотра. По поручению на досмотр № был произведен таможенный досмотр и составлены акты таможенного досмотра №, №. В ходе таможенного досмотра в грузовом отсеке транспортного средства марки «<данные изъяты>», государственный номер № с полуприцепом марки «<данные изъяты>», государственный номер №, был обнаружен сокрытый от таможенного контроля товар, сведения о которых не сообщены таможенному органу в вышеуказанных товаросопроводительных документах, а именно:

1) картонные упаковки для машинок и мотоциклов игрушечных, в количестве № штук;

2) стикеры со штрих – кодом, в количестве № штук, находящиеся в № картонных коробках. Коробки без маркировки с наклеенными листами бумаги, на которых напечатаны модели автомобилей. Товар - картонные упаковки для машинок и мотоциклов игрушечных, в количестве № штук и стикеры со штрих–кодом, в количестве № штук, находящийся в № картонных коробках, изъят по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ в качестве предмета административного правонарушения и помещён на ответственное хранении на СВХ ООО «<адрес>», расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.1 ст. 14, ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Положениями ч.1 ст. 124 ТК РФ установлено, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конлюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Сведения о товаре, перемещаемом через таможенную границу РФ перевозчиком «ФИО11 в таможенной декларации, указаны не были, что подтверждается таможенной международной товарно-транспортной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

В ходе досмотра, в автомашине был обнаружен сокрытый от таможенного контроля товар:

1) картонные упаковки для машинок и мотоциклов игрушечных, в количестве № штук;

2) стикеры со штрих – кодом, в количестве № штук, находящиеся в № картонных коробках. Коробки без маркировки с наклеенными листами бумаги, на которых напечатаны модели автомобилей. Товар - картонные упаковки для машинок и мотоциклов игрушечных, в количестве № штук и стикеры со штрих–кодом, в количестве № штук, находящийся в № картонных коробках.

Своими действиями перевозчик «ФИО12 совершил правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 16.1 ч.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ – сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

В судебном заседании, при рассмотрении дела об административном правонарушении, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО4 вину в совершении перевозчиком «ФИО13 не признал, указывая, что выводы, сделанные ФИО14, не соответствуют действующему таможенному законодательству, КоАП РФ и нарушают законные права и интересы «ФИО16 в сфере предпринимательской деятельности. Указывая, что перечень и порядок представления сведений при международной перевозке груза автомобильным транспортом определен ст. ст. 72, 73 Таможенного кодекса РФ. В частности, предусмотрено, что при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о наименовании, коде товара, количестве грузовых мест и весе брутто товаров. Сообщение сведений производится путем представления международной товаротранспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимый товар. Перевозчик («ФИО17») представил таможенному органу следующие документы: № ДД.ММ.ГГГГ и сообщил сведения о товаре, количестве грузовых мест и весе товара. Таким образом, общее количество грузовых мест составило № коробки, общий вес товара брутто № кг. В результате досмотра было установлено, что общее количество грузовых мест соответствовало количеству мест, заявленных к перевозке и отраженных в товаросопроводительных документах. В отличие от отправителя, перевозчик не наделен правом проверки внутреннего содержания грузовых мест. Более того, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, подлежит прекращению.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд находит довод представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, о том, что перевозчик «ФИО20 не имел юридической возможности осуществить меры, обеспечивающие контроль относительно внутреннего содержания грузовых мест, не может быть принят во внимание, как не основанный на законодательстве Российской Федерации и применяемых в Российской Федерации положениях международных договоров.

Из положений Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), а также Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, участником которых является Российская Федерация, не следует, что они исключают возможности перевозчика по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и призванных обеспечить должный контроль таможенных органов Российской Федерации в ходе таможенного оформления товара при его прибытии.

Согласно части 2 статьи 39 Таможенной конвенции расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения названной Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста.

По смыслу данного положения презюмируется, что бремя доказывания отсутствия ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении грузового манифеста книжки МДП, как условия соблюдения Таможенной конвенции, при обнаружении расхождений между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера, лежит на владельце книжки МДП, в данном случае - на перевозчике.

Перевозчиком «ФИО21 нарушены положение статьи 73 ТК РФ, а именно: при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу необходимые сведения, путем представления документов на транспортное средство, международной товаротранспортной накладной, коммерческих документов на перевозимые товары, в том числе сведения о наименовании товаров.

До вступления в таможенные правоотношения перевозчик вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе с отправителем и получателем товара, заключив договор международной перевозки.

При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами Российской Федерации, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации действительных документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.

При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и для других видов транспорта.

Такие оговорки должны рассматриваться таможенными органами, осуществляющими таможенный контроль, как риск заявления недостоверных сведений о перемещаемом через таможенную границу Российской Федерации товаре.

Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком в рамках гражданско-правовых отношений, их совокупность определяется возможностями, которыми перевозчик располагает как обладатель гражданских прав. То есть круг таких возможностей ограничен правами и обязанностями перевозчика, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок, и законодательством Российской Федерации, а также вытекающими из конкретного договора перевозки.

Основным международным соглашением для перевозок грузов автомобильным транспортом являются - Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам от 1956 года и Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 1975 года.

В соответствии с КДПГ 1956 года: согласно ст.4 договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции.

Согласно КДПГ 1956 года: п.1 ст.5 накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика. п.2 ст.5 в том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов.

Согласно КДПГ 1956 года: п.1 ст.6 накладная должна содержать следующие сведения:

а) место и дата ее составления;

b) имя и адрес отправителя;

с) имя и адрес транспортного агента;

d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;

е) имя и адрес получателя;

f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;

h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

i) связанные с перевозкой расходы /стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза/;

j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей и другие;

k) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

В соответствии с КДПГ 1956 года:

согласно п.1 ст.8 при принятии груза перевозчик обязан проверить:

а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и размеров;

б) внешнее состояние груза и его упаковки;

согласно п.2 ст.8 если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 а) ст.8 КДПГ, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки;

Согласно п.3 ст.8 отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или его количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Согласно п.2 ст.9 КДПГ 1956 года при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.

Согласно п.2 ст. 2.1 КоАП РФ - «юридическое лицо признаётся виновными в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

В соответствии с примечанием 2 к ст.16.1 КоАП России под не­действительными документами понимаются поддельные документы, доку­менты, полученные незаконным путем, документы, содержащие недосто­верные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и иные документы, не имеющие юридической силы.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП России установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест и их маркировка; наименование товара; вес и (или объем) товаров.

Вина перевозчика «ФИО22 в совершении данного правонарушения состоит в том, что вступив в гражданско-правовые отношения, в том числе с отправителем и получателем товара, заключив договор международной перевозки и учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами РФ, перевозчик должен был принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок и законодательством РФ, и имея для этого реальную возможность по соблюдению установленных правил и требований, однако, не принял всех зависящих от него мер для выполнения этих правил, а именно: водитель перевозчика «ФИО23 ФИО2 при погрузке не присутствовал, фактическое количество грузовых мест и их соответствие с товаросопроводительными документами не сверил, оговорку в накладной не записал.

Таким образом, перевозчик «ФИО24 регистрационный номер №, <адрес>, <адрес> <адрес>, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП России, а именно: «сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию РФ путем представления недействительных документов»

Факт совершения перевозчиком «ФИО25 правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ подтверждается:

- протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-52);

- копией № (л.д.8-12);

- копией CMR (международная товарно-транспортная накладная) № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13);

- копией № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-18);

- копией № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-23);

- копией спецификации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-28);

- копией поручения на досмотр № (л.д.39);

- копией акта таможенного досмотра № (л.д.40-42);

- копией акта таможенного досмотра № (л.д.43-49);

- протоколом опроса в качестве свидетеля водителя перевозчика «ФИО26 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-58);

- объяснением члена правления ФИО27 Ю. Каспарова (л.д.128);

- объяснением председателя правления «ФИО28 ФИО5 Отправителя товара (л.д.133-134);

- протоколом опроса в качестве свидетеля главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК таможенного поста ФИО3 К. А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117-118).

При назначении наказания суд учитывает личность правонарушителя, обстоятельства совершения правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в деле отсутствуют.

Обстоятельством, смягчающим ответственность правонарушителя, суд признает отсутствие действующих административных правонарушений в области таможенного дела, признание вины в совершении административного правонарушения (л.д. 153).

Обстоятельств, отягчающих ответственность перевозчика «ФИО29, судом не установлено.

С учетом наличия комплекса смягчающих обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.

В соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.3).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162), издержки понесенные таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении перевозчика «ФИО30, на оплату услуг переводчика составляют № рублей, должны быть отнесены на счет федерального бюджета. Издержки, связанные с хранением конфискованного товара по делу об административном правонарушении, согласно счета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 164), в сумме 639 руб. 02 коп., должны быть отнесены на счет юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать перевозчика «ФИО31 регистрационный номер №, <адрес>, №, <адрес> <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.1 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения:

1) картонные упаковки для машинок и мотоциклов игрушечных, в разобранном состоянии, с прозрачной вставкой в середине, в количестве № штук;

2) стикеры самоклеящиеся, на бумажной основе, с нанесенным штрих – кодом, в количестве № штук, находящиеся в № картонных коробках. Коробки без маркировки с наклеенными листами бумаги, на которых напечатаны модели автомобилей. Товар - картонные упаковки для машинок и мотоциклов игрушечных, в количестве 669 штук и стикеры со штрих–кодом, в количестве № штук, находящийся в № картонных коробках.

Издержки по делу об административном правонарушении, в отношении перевозчика «ФИО32, привлеченного к административной ответственности по ст.16.1 ч.3 КоАП РФ, в сумме № рублей отнести на счет федерального бюджета.

Издержки по делу об административном правонарушении, в отношении перевозчика «ФИО33, привлеченного к административной ответственности по ст.16.1 ч.3 КоАП РФ, в сумме №) рублей № копейки отнести на счет юридического лица -«ФИО34 регистрационный номер №, <адрес> №, <адрес> <адрес>

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья: Н.В. Штурманова