Дело № 5-90/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Кингисепп 30 мая 2011 года Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Борисовой Надежды Модестовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки деревни <адрес> <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, зарегистрированной в Кингисеппском территориальном отделении юстиции <адрес> палаты ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ внесенной в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя за №, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: Как следует из представленных в суд материалов дела об административном правонарушении, 25 апреля 2011 года в 10 часов по адресу: <адрес>, в имущественном комплексе, используемом для деятельности ИП «Борисова Н.М.», в ходе проведения внепланового мероприятия по надзору (внеплановой проверки) за выполнением обязательных требований по обеспечению пожарной безопасности, проводимого государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, было выявлено, что данной организацией нарушены требования нормативных документов, устанавливающих обязательные требования по обеспечению пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, территории, а также к их эксплуатации: Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 и иных нормативных актов. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: 1. Помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 3, 16, 102, НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» таблица 2, поз. 5, Закон РФ от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625, Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45. 2. Система автоматической противопожарной защиты находится в неисправном состоянии. (Допускается эксплуатация датчиков пожарной сигнализации не закрепленных в соответствии с требованиями регламентирующих документов, срок гарантийной службы датчиков истек, используются датчики не применимые для данного типа помещений). Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 3, НПБ 88.02 «Установки пожаротушения и сигнализации нормы и правила проектирования» п.12,18, приложение 12. 3. Не заключен договор на обслуживание системы автоматической противопожарной защиты. Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 34, 96, НПБ 110 –03 «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 года № 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". 4. Категории по взрывопожарной опасности и классу зоны по ПУЭ не обозначены на дверях складских помещений. Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 33. 5. Дверь, отделяющая административно бытовые помещения магазина от помещения склада (кладовой) не является противопожарной с требуемым пределом огнестойкости. Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 3, 33.Приказ МЧС России от 08 июля 2002г.№ 320 «Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности» СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п 7.4, 7.5,5.21*СНиП 2.09.04 – 87* «Административные и бытовые здания» п.1.25*. 6. Не регламентирован порядок и сроки прохождения занятий по программе пожарно-технического минимума лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 3, 15, Закон РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года ст. 18, 25, Постановление Правительства Ленинградской области № 336 от 12.12.2006 года «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области». 7. Не предоставлена документация, подтверждающая наличие в вентиляционных каналах противопожарной преграды отделяющей систему вентиляции магазина и систему вентиляции жилых квартир многоквартирного жилого дома. Основание: Закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.4 п.п 4, ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений.» Таким образом, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ- «Нарушение требований пожарной безопасности». В связи с чем, 25 апреля 2011 года в отношении индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М. был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, Борисовой Н.М. разъяснены, с содержанием протокола ознакомлена, его копию получила лично под роспись (л.д.4). В судебном заседании индивидуальный предприниматель Борисова Н.М., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вину в совершении правонарушения признала частично, пояснила, что система автоматической противопожарной защиты находится в исправном состоянии, установка которой произведена в ноябре 2009 года, сдается под охрану, в соответствии с договором 23/32. Документация, подтверждающая наличие в вентиляционных каналах противопожарной преграды отделяющей системы вентиляции магазина в систему вентиляции жилых квартир многоквартирного дома, находится в управляющей компании обсуживающей здание. В соответствие с п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. 15 января 1996 года Кингисеппский комитет по управлению имуществом, выступающий собственником, МП ЖКХ, выступающий в качестве балансосодержателя, а также арендатор Борисова Н.М. заключили договор аренды нежилых помещений №, в соответствие с которым, встроенное помещение, общей площадью 428,8 кв.м, находящееся в <адрес>, передается в аренду Борисовой Н.М. В соответствие с п.2.3.2 Договора, арендатор обязан содержать соблюдать все требования пожарных норм (л.д.12-14). Соглашением от 15 января 2011 года между арендодателем КУМИ МО «Кингисеппский муниципальный район» и арендатором Борисовой Н.М. в договор аренды жилых помещений № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, не касающиеся обязанностей по пожарной безопасности (л.д.15) 15 января 1998 года Борисова Н.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в <адрес> территориальном отделении юстиции Ленинградской областной палаты и внесена в реестр за № (л.д8). 26 января 2000 года Борисова Н.М. подтвердила постановку на учет в налоговом органе по месту жительства в инспекции МНС РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ей присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 470700111174 (л.д.9). 14 января 2005 года запись об индивидуальном предпринимателе Борисовой Н.М. внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя за № в Межрайонной инспекции ФНС РФ № по <адрес> (л.д.11). 11 апреля 2011 года начальником отдела ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО3, в целях контроля за выполнением предписаний органов государственного контроля (надзора) (предписание № от ДД.ММ.ГГГГ), издано распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М., имущественный комплекс используемый для деятельности, которой расположен в <адрес> (л.д.5). В период с 18 апреля 2011 года по 25 апреля 2011 года старшим инспектором ОНД <адрес> ФИО4 в присутствии индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М. была проведена проверка по контролю за соблюдением пожарной безопасности в имущественного комплекса ИП «Борисова Н.М.», расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6-7). В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, система автоматической противопожарной защиты находиться в неисправном состоянии. (Допускается эксплуатация датчиков пожарной сигнализации не закрепленных в соответствии с требованиями регламентирующих документов, срок гарантийной службы датчиков истек, используются датчики не применимые для данного типа помещений). Не заключен договор на обслуживание системы автоматической противопожарной защиты. Сведения о заключении договора № и 23/185 на техническое обслуживание охранно - пожарной сигнализации ИП Борисовой Н.М. и магазина «Тинга», представленные ИП Борисова Н.М. в ходе судебного заседания, не содержат в себе достаточных оснований, позволяющих исключить указанные пункты нарушения из перечня вменяемых нарушений пожарной безопасности, а именно: в письме начальника <адрес> группы ФФГУП «Охрана» о том, что <адрес> группой заключены договора № и 23/185 на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации ИП «Борисовой Н.М. и магазина «Тинга», не указаны дата заключения каждого договора, срок его действия. В связи, с чем представленные документы, нельзя считать допустимым доказательством, выполнения требований пожарной безопасности в части, что помещения оборудованы системой оповещения людей о пожаре, система автоматической противопожарной защиты находиться в исправном состоянии; заключен договор на обслуживание системы автоматической противопожарной защиты. Категории по взрывопожарной опасности и классу зоны по ПУЭ не обозначены на дверях складских помещений. Дверь, отделяющая административно бытовые помещения магазина от помещения склада (кладовой) не является противопожарной с требуемым пределом огнестойкости. Не регламентирован порядок и сроки прохождения занятий по программе пожарно-технического минимума лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Не предоставлена документация, подтверждающая наличие в вентиляционных каналах противопожарной преграды отделяющей систему вентиляции магазина и систему вентиляции жилых квартир многоквартирного жилого дома. 25 апреля 2011 года старшим инспектором ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М. по факту нарушения ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (л.д. 3-4). Согласно объяснений, данных индивидуальным предпринимателем Борисовой Н.М. при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 3-4), следует, что по п.п.2,3,7 акта проверки, выявленные административные правонарушения не признает. В соответствии с правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)"): П.3 ППБ: Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. П.15 ППБ: В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе, регламентирован и определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. П.16 ППБ: В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. П.33 ППБ: Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности. Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается. П.34 ППБ: Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). П.96 ППБ: Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования. П.102 ППБ: Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие. Таким образом, нарушения правил и норм пожарной безопасности, допущенные со стороны индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М. влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесса вынужденной эвакуации людей, а так же возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровья людей. В имущественном комплексе ИП Борисова Н.М.: <адрес>, в помещениях, используемых для деятельности ИП допущены существенные нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, суд находит, что в ходе проверки индивидуального предпринимателя Борисовой Н.М. были выявлены грубые нарушения ППБ, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые нашли свое подтверждение в исследованных судом материалах дела об административном правонарушении, и приходит в выводу, что индивидуальным предпринимателем Борисовой Н.М. нарушены требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами пожарной безопасности, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность указанного субъекта, суд относит признание индивидуальным предпринимателем вины в совершении административного правонарушения. Обстоятельством, отягчающих ответственность юридического лица не установлено. В соответствии с требованиями примечания к ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. В соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ - «Нарушение требований пожарной безопасности», нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Суд считает, установленным факт наличия существенных нарушений требований пожарной безопасности, и приходит к выводу о том, что они непосредственно создают угрозу жизни и здоровью людей. Учитывая данные о личности субъекта ответственности, суд полагает возможным назначить ИП Борисовой М.Н. административное наказание в виде минимального размера административного штрафа. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9,29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Признать индивидуального предпринимателя Борисову Надежду Модестовну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей, с перечислением средств на счет: УФК МФ РФ по <адрес> (ГУ МЧС РФ по <адрес>), ИНН № №. Денежные штрафы за нарушение Закона о пожарной безопасности. Копию настоящего постановления вручить индивидуальному предпринимателю Борисовой Н.М., направить должностному лицу, в ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>. Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд Судья: подпись. Копия верна. Судья: Штурманова Н.В.