Дело № 2-1226( 2010г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
В составе:
Председательствующего судьи Поваровой Э.Е.
При секретаре Беловой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2010 года в городе Кинешме Ивановской области дело по иску
Елагиной Т.Н. к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛ:
Елагина Т.Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите своего права на пенсию в связи с отказом ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему деятельность по охране здоровья населения и имеющему специальный стаж работы в количестве 30 лет.
Отказ последовал по причине исключения из ее специального трудового стажа периодов работы в должностях:
- медицинской сестры терапевтического отделения Объединения 2-й городской клинической больницы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.;
- медицинской сестры-воспитателя детского сада « Лужок » деревни Луговое Кинешемского района с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.;
а также периода обучения на курсах повышения квалификации с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.
В связи с этим к зачету в специальный стаж ответчиком принято Дата обезличена, что менее требуемых 30 лет.
В судебном заседании истец Елагина Т.Н. и ее представитель Савин В.Н. исковые требования полностью поддержали, просят суд зачесть в специальный трудовой стаж исковые периоды и обязать ответчика назначить Елагиной Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за назначением указанной пенсии, т.е. с Дата обезличенаг. с применением календарного и льготного порядка исчисления специального стажа, поскольку работа истца в детском саду « Лужок» протекала в условиях сельской местности, когда 1 год работы подлежит зачету в специальный стаж в количестве 1 год 3 месяца. Работа истца в качестве медицинской сестры-воспитателя выполнялась в ясельной группе детского сада, когда она осуществляла медицинский уход за воспитанниками в возрасте от 1 года до 3-х лет, где требовалось наличие медицинского образования, а потому указанный период должен быть зачтен в специальный стаж работы в соответствии с нормами действовавшего законодательства.
Представитель ответчика Елизарова М.Н. по доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление(л.д. 26-27).
Заслушав стороны, свидетеля ФИО5, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Суд установил, что обращение Елагиной Т.Н. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости последовало Дата обезличена года.
Как лицо, осуществлявшее деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Елагина Т.Н. претендовала на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии специального трудового стажа в количестве 30 лет.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличенаг. Номер обезличен в специальный стаж истца зачтено Номер обезличен с учетом календарного и льготного порядка исчисления специального трудового стажа (л.д.8-10 ).
Решением территориального органа ПФР Елагиной Т.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы (л.д.7).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К числу доказательств по гражданскому делу, предусмотренных ст.55 ГПК РФ, относятся объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Ответчик отказал Елагиной Т.Н. во включении в специальный трудовой стаж периодов ее работы в качестве медицинской сестры терапевтического отделения объединения 2-ой городской клинической больницы ввиду несоответствия наименования учреждений Списку № 781 от 29.10.2002г., согласно которого право на досрочную трудовую пенсию имеют работающие в должностях и учреждениях, предусмотренных указанными Списками.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом( часть 1); государственные пенсии и социальные пенсии устанавливаются законом( часть 2).
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ.
Оспариваемый истцом период работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. приходится на период до принятия Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.
Поэтому при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397( в редакции от 12.04.1984г. ) « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства », согласно которого в число лечебно-профилактическим учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений до 01 октября 1993 года включались больничные учреждения всех типов и наименований, а работавшие в них медицинские сестры, независимо от наименования должности, имели право на пенсию за выслугу лет.
Истец Елагина Т.Н. в период действия указанного Постановления работала в Объединении 2-й городской клинической больницы, которое согласно Справки Управления здравоохранения администрации г.Иваново от 19.04.2010г. № 74 на основании Приказа Горздравотдела г.Иваново № 151 от 03.04.1951г. и Приказа № 25 от 03.04.1951г. по 2-ой городской клинической больнице объединило в своем составе стационар с поликлиникой № 2 под единым названием « Объединение 2-ой городской клинической больницы (л.д.13).
Поскольку уточняющей справкой № 72 от 19.04.2010г. подтверждено, что терапевтическое отделение № 1 являлось структурным подразделением Объединения
2-ой городской клинической больницы, в котором работала истец, а должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должностей» Списка № 781, указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж Елагиной Т.Н.
Период работы истца в должности медицинской сестры-воспитателя в детском саду «Лужок» с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. ответчик не включил в подсчет специального трудового стажа, поскольку наименования учреждения и должности « медицинская сестра-воспитатель» не предусмотрены Списком № 781.
В этой части исковые требования суд полагает удовлетворить частично по следующим основаниям.
Согласно действовавшему до 01 октября 1993 года правовому регулированию( Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 ), работа в должности медицинской сестры ( в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения ( детского сада) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», подтвержденного Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 ст.31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15( часть 4),17( часть1), 18,19 и 55( часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Как следует из приведенной выше позиции Конституционного Суда РФ, пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой и иной деятельность, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством.
Согласно данных трудовой книжки истца, ее должность именовалась как
« медицинская сестра-воспитатель», что противоречит Типовым штатам яслей-садов, утвержденных приказом Министерства просвещния СССР от 31.12.1971г. № 103, согласно которых для работы в ясельных группах яслей-садов предусматривалась должность « медицинская сестра», а не « медицинская сестра-воспитатель».
Показаниями свидетеля ФИО5, не оспоренного ответчиком по делу, подтверждена работа истца в должности медицинской сестры ясельной группы указанного детского сада, требующей наличия специального медицинского образования.
С учетом изложенного, следует признать, что медицинские работники, состоящие в штате детских дошкольных учреждений, в том числе и ведомственных, в период до 1 октября 1993 года, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии, а потому период работы истца с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Согласно справки Администрации Луговского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области от 28.06.2010г., деревня Луговое входит в состав Луговского сельского поселения, т.е. относится к сельской местности (л.д.21).
В связи с этим, при включении периода работы, протекавшей в условиях сельской местности в специальный трудовой стаж, следует применить льготный порядок исчисления этого стажа, когда 1 год работы засчитывается за 1 год 3 месяца, на основании п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 « Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1991г., Правил № 781 от 29.10.2002г.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы( должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица ( Постановление Правительства РФ от 4.07.2002г. № 499 ).
В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Именно такое обучение проходила истец Елагина Т.Н. в оспариваемый ею период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., занимая льготную должность палатной медсестры НХО Кинешемской ЦРБ.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При суммировании периодов специального трудового стажа, зачтенного ответчиком( Номер обезличен ) и включенного судом ( Номер обезличен с применением календарного и льготного порядка исчисления данного стажа ), истец Елагина Т.Н. не приобретает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27 п.1 подп.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » с момента фактического обращения за назначением пенсии, т.е. с Дата обезличена года, ибо на указанную дату у нее отсутствует требуемый специальный трудовой стаж работы в количестве 30 лет.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области при назначении Елагиной Т.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ» О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права на указанную пенсию, зачесть в специальный трудовой стаж периоды ее работы в должности:
- медицинской сестры терапевтического отделения Объединения 2-й городской клинической больницы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.;
- медицинской сестры-воспитателя детского сада « Лужок » д.Луговое Кинешемского района с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. ( в льготном исчислении);
а также период обучения на курсах повышения квалификации с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в срок 10 дней через Кинешемский городской суд.
Председательствующий: