Дело № 2 – 1719/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма06 декабря 2010 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Сироткина П.Б.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Пономаренко О.А.,
при секретаре Осокиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кинешемского муниципального района о признании бездействия, выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, незаконным, обязании разработать и направить в уполномоченный орган на утверждение декларацию безопасности гидротехнического сооружения – плотины, расположенной <адрес>, установлении локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском к Администрации Кинешемского муниципального района о признании бездействия, выразившегося в неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, незаконным, обязании разработать и направить в уполномоченный орган на утверждение декларацию безопасности гидротехнического сооружения – плотины, расположенной <адрес>, установлении локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС. Просит: признать бездействие Администрации Кинешемского муниципального района, выразившееся в не исполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, незаконным; обязать Администрацию Кинешемского муниципального района разработать и направить в уполномоченный орган на утверждение декларацию безопасности гидротехнического сооружения - плотины, расположенной <адрес>, установить локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС.
Мотивирует свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Проверкой установлено, что в муниципальной собственности Кинешемского муниципального района находится гидротехническое сооружение - плотина, расположенная <адрес>. Согласно ст.9 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. В соответствии со ст.10 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатирующая организация обязана иметь декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
В ходе проверки установлено, что на гидротехническое сооружение - плотину, расположенную <адрес>, в нарушение ст.ст. 9, 10 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасностигидротехническихсооружений»,Администрация Кинешемского муниципального района не имеет декларации безопасности гидротехнического сооружения, отсутствует система контроля за состоянием ГТС, отсутствует локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС. БездействиеАдминистрации Кинешемскогомуниципального района, выразившееся в неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, создаёт условия к возникновению чрезвычайной ситуации и массовой гибели людей.
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Пономаренко О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, подтвердила изложенное в исковом заявлении. Просит: признать бездействие Администрации Кинешемского муниципального района, выразившееся в неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, незаконным; обязать Администрацию Кинешемского муниципального района разработать и направить в уполномоченный орган на утверждение декларацию безопасности гидротехнического сооружения - плотины, расположенной <адрес>, установить локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях на данном гидротехническом сооружении.
Представитель ответчика Администрации Кинешемского муниципального района Карпова Е.Г., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании суду пояснила, что Администрация Кинешемского муниципального района исковые требования Кинешемского городского прокурора не признаёт. Подтвердила свои пояснения данные ею в судебном заседании 12 ноября 2010 года, протокол которого оглашался судом (л.д.25, 26), в которых указывала, что сама плотина являлась собственностью Кинешемской птицефабрики, когда птицефабрика акционировалась, Администрации Кинешемского муниципального района предложили принять плотину в муниципальную собственность. Администрация отказалась, так как когда сооружалась плотина в ДД.ММ.ГГГГ, не было технической документации, выстроена она с нарушениями. Решением Арбитражного суда Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кинешемского муниципального района была обязана принять плотину в муниципальную собственность. Плотина была передана в том виде, в каком была, без декларации безопасности. Плотину обследовал директор ООО <данные изъяты> который пояснил, что плотина была выстроена с большими отступлениями от проекта. В ДД.ММ.ГГГГ плотина строилась для водоснабжения самой птицефабрики, сейчас в ней надобность отпала, она может использоваться только для рекреации, хозяйственного значения уже не имеет. Направляли письма в Администрацию городского округа Кинешма, на птицефабрику. Получены ответы, что необходимости в использовании ГТС нет. Начальником Главного управления МЧС России по Ивановской области утвержден перечень гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности на территории Ивановской области, в данном перечне плотины в <адрес> нет. Чтобы продекларировать этот объект надо около <данные изъяты> рублей. Своих денежных средств у Администрации Кинешемского муниципального района нет, бюджет уже сформирован до ДД.ММ.ГГГГ, где расходы на оформление декларации и содержание плотины не заложены. Кроме того сами эксплуатировать плотину не могут, нужна эксплуатирующая организация. Будут решать вопрос о демонтаже плотины, так как она уже не имеет хозяйственного значения. Продекларировать объект невозможно, так как изначально он выстроен с отступлениями от проекта.
В судебном заседании также дополнительно пояснила, что Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» был принят в 1997 году. Во исполнение данного закона в 1998 году было принято Постановление Правительства РФ. Плотина была передана Администрации Кинешемского района в ДД.ММ.ГГГГ по решению арбитражного суда Ивановской области без всякой документации. В настоящее время планируется ориентировочно к ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж плотины. Для этого необходимо создать межведомственную комиссию, которую по некоторым причинам пока создать невозможно. Создание комиссии запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. На плотине система оповещения отсутствует, но Администрацией Кинешемского муниципального района принимаются все необходимые меры по обеспечению безопасности плотины. Заключен договор с ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на оказание помощи в проведении работ по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеется соглашение с индивидуальным предпринимателем на организацию перевозок пассажиров на случай чрезвычайной ситуации, имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обслуживанию конструкции водозаборного колодца. Администрацией Кинешемского муниципального района проводятся противопаводковые мероприятия.
Представитель третьего лица ОАО «Птицефабрика «Кинешемская» Лавров С.Л., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании суду пояснил, что в удовлетворении исковых требований полагается на усмотрение суда. Плотина была передана Администрации Кинешемского района в ДД.ММ.ГГГГ. После преобразования ФГУП в ОАО «Птицефабрика «Кинешемская» выяснилось, что нет надлежаще оформленных документов даже на объекты недвижимости и землю под ними. При передаче плотины были переданы все документы на неё, которые имелись на тот момент. С ДД.ММ.ГГГГ занимаются оформлением документов на землю и объекты недвижимости, занимаемые птицефабрикой. Само гидротехническое сооружение и земля, прилегающая к нему, ОАО «Птицефабрика «Кинешемская» не нужна. На фабрике введена система ниппельного поения птицы, поэтому необходимость в данной плотине отпала. На земельный участок, занимаемый плотиной, также не претендуют. Если Администрацией Кинешемского муниципального района будет принято решение о её демонтаже, то возражать не будут.
Заслушав в судебном заседании помощника Кинешемского городского прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании решения Арбитражного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кинешемского муниципального района приняла от ОАО «Птицефабрика «Кинешемская» в муниципальную собственность плотину, расположенную <адрес>, что подтверждается Актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73), выпиской из Единого реестра муниципальной собственности Кинешемского муниципального района (л.д.5).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учётом его класса.
Согласно ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Судом установлено, что Администрацией Кинешемского муниципального района определённые мероприятия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - плотины, расположенной <адрес>, проводятся (л.д. 57-72), вместе с тем, декларация безопасности, локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях на данном гидротехническом сооружении отсутствуют, что является нарушением требований Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Необходимость разработки и утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения подтверждается и Актом № проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19).
Таким образам, суд приходит к выводу, что заявленные требования Кинешемского городского прокурора являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Кинешемского муниципального района, выразившееся в неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, незаконным.
Обязать Администрацию Кинешемского муниципального района разработать и направить в уполномоченный орган на утверждение декларацию безопасности гидротехнического сооружения - плотины, расположенной <адрес>, установить локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях на данном гидротехническом сооружении.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий:Сироткин П.Б.