Дело № 2-523( 2011г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
В составе:
Председательствующего судьи Поваровой Э.Е.
При секретаре Беловой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 03 мая 2011 года в городе Кинешме Ивановской области дело по иску
Беляевой Л.Н. к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛ:
Беляева Л.Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите своего права на пенсию в связи с отказом ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему деятельность по охране здоровья населения и имеющему специальный стаж работы в количестве 25 лет в связи с работой в сельской местности.
Отказ последовал по причине исключения из ее специального трудового стажа периодов работы в должности:
- врача-педиатра Сусоловской участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периодов отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( в льготном исчислении), а также периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ( в календарном исчислении).
В связи с этим к зачету в специальный стаж истца ответчиком принято <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что менее требуемых 25 лет.
В судебном заседании истец Беляева Л.Н. исковые требования полностью поддержала. Из ее пояснений следует, что Сусоловская участковая больница, в которой она работала врачом-педиатром, располагалась в сельской местности, период ее работы в сельской местности приходится до 01.11.1999г., поэтому к исковому периоду применимо льготное исчисление специального трудового стажа ( 1 год 3 месяца за 1 год работы). Периоды отпусков по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет, приходящиеся на указанный период, она использовала до 06.10.1992г., когда действующее законодательство позволяло включать указанные периоды в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Курсы повышения квалификации подлежат зачету в специальный трудовой стаж в календарном исчислении, они являлись обязательным мероприятием, необходимым для профессионального усовершенствования и освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению, проводимым 1 раз в 5 лет. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью ее трудовой деятельности.
Истец просит суд обязать ответчика включить оспариваемые периоды в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за назначением указанной пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Елизарова М.Н. по доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Суд бесспорно установил, что обращение Беляевой Л.Н. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости последовало ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж истца ответчиком зачтено <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней ( л.д.7-9 ).
Решением территориального органа ПФР Беляевой Л.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы ( л.д.6 ).
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом( часть 1); государственные пенсии и социальные пенсии устанавливаются законом( часть 2).
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации », в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Право на досрочную трудовую пенсию предоставляется при наличии двух условий- работы в конкретных должностях и в определенных учреждениях.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
К периодам работы до 01.01.2002г.( вступление в действие ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ) в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Ответчик исключил из специального трудового стажа Беляевой Л.Н. в льготном исчислении периоды ее работы в должности врача-педиатра Сусоловской участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая периоды отпуска по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет и 3-х лет, поскольку осуществление работы в сельской местности документально не подтверждено, а использованные истцом отпуска, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, по мнению ответчика, не являются периодами работы, когда работник подвергался длительному неблагоприятному психологическому, физическому и иному воздействию.
Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Пояснениями истца, а также материалами дела- справкой Администрации сельского поселения Сусоловское от 01.02.2011г. № 34 подтверждено, что Сусоловская участковая больница расположена на территории сельского поселения Сусоловское по адресу: <адрес>( л.д.10), что позволяет суду признать факт работы Беляевой Л.Н. в лечебном учреждении, расположенным в сельской местности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление выслуги лет в период до 01.11.1999г. предусматривалось из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы врачам, а также среднему медицинскому персоналу учреждений, расположенных в сельской местности.
С 01.11.1999г. двойное льготное регулирование специального стажа указанной категории граждан не применяется.
Вместе с тем, из показаний ответчика и материалов дела суд установил, что оспариваемый период делится на периоды, когда истец была занята непосредственно работой и когда она использовала отпуск по беременности и родам- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается в стаж, который дает право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в соответствии с Законом « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на получение пенсии.
В связи с этим, период отпуска истца по беременности и родам подлежит исчислению в льготном порядке.
Отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и 3-х лет использованы истцом до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, когда ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений и оговорок.
Указанное обстоятельство подтверждено сложившейся судебной практикой ( Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009г. № 19-В09-3, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. № 11-В09-7).
Таким образом, период нахождения Беляевой Л.Н. в указанных отпусках, использованных в период до 06 октября 1992 года, должен исчисляться в том же порядке, что и время работы в льготной должности, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении, как и период непосредственной работы в льготной должности до 01 ноября 1999 года.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы( должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица ( Постановление Правительства РФ от 4.07.2002г. № 499 ).
В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Именно такое обучение проходила истец Беляева Л.Н. в оспариваемые ею периоды, занимая должность главного врача Дьячевского поликлинического отделения МУЗ « Решемская участковая больница» и МУЗ « Наволокская районная больница».
Из этого следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, что подтверждено Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7,14 июня 2006 года, в чем проявляется единство судебной практики Российской Федерации по вопросам применения законодательства.
Доказательств обратного ответчик суду не представил.
Согласно ст.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При суммировании периодов специального трудового стажа, зачтенного ответчиком( <данные изъяты> ) и включенного судом ( с учетом календарного и льготного порядка исчисления ), истец Беляева Л.Н. не приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента фактического обращения за назначением указанной пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такое право у нее возникает при наличии специального трудового стажа в количестве 25 лет в связи с работой только в сельской местности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ ГУ В городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области при назначении Беляевой Л.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27.1.20 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права на указанную пенсию принять к зачету в специальный трудовой стаж периоды ее работы в должности:
- врача-педиатра Сусоловской участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( в льготном исчислении), а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ( в календарном исчислении).
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в срок 10 дней через Кинешемский городской суд.
Председательствующий: