Дело № 2-1078( 2011г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
В составе:
Председательствующего судьи Поваровой Э.Е.
При секретаре Сорокиной О.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2011 года в городе Кинешме Ивановской области дело по иску
Румянцевой Л.С. к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛ:
Румянцева Л.С. обратилась в суд с иском к УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите своего права на пенсию в связи с отказом ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему деятельность по охране здоровья населения и имеющему специальный стаж работы в количестве 30 лет.
Отказ последовал по причине исключения из ее специального трудового стажа периода работы в должностях:
- заведующей здравпунктом Кинешемской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- заведующей медпунктом ОАО « Поликор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- заведующей здравпунктом ОАО « Поликор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе <данные изъяты> дней отпуска без сохранения заработной платы в 2008 году;
а также периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В связи с этим к зачету в специальный стаж принято <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что менее требуемых 30 лет.
В судебном заседании истец Румянцева Л.С. и ее представитель Кравченко Е.В. исковые требования полностью поддержали, просят обязать зачесть в специальный трудовой стаж Румянцевой Л.С. исковые периоды и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в порядке ст.27.1.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за назначением указанной пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Ларина А.В. по доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав стороны, свидетеля ФИО6, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом бесспорно установлено, что обращение Румянцевой Л.С. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости последовало ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж истца зачтено <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней ( л.д.8-10 ).
Решением территориального органа ПФР Румянцевой Л.С. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы( л.д.7 ).
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона» О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
До введения в действие с 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ действовал Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990г. № 340-1, в соответствии со ст.81 которого пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
В соответствии со ст.83 указанного Закона применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
В специальный стаж работы в период до 1 ноября 1999 года засчитывается работа в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с дополнением наименования специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку.
Согласно Списка № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение имеют заведующий- акушерка( фельдшер, медицинская сестра) фельдшерско-акушерским пунктом, заведующий-фельдшер( медицинская сестра) фельдшерским здравпунктом, заведующий- медицинская сестра( фельдшер) медицинским пунктом.
В связи с несоответствием записи в трудовой книжке истца наименованию должностей, указанных в вышеперечисленных Списках, ответчик отказал зачесть в специальный трудовой стаж Румянцевой Л.С. оспариваемые ею периоды работы и отказал в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Так, материалами дела подтверждается, что в составе ОАО « Поликор» предусмотрено структурное подразделение « здравпункт », в котором Румянцева Л.С. осуществляла свою трудовую деятельность в должности заведующего согласно Должностной инструкции( л.д.17-20). Одновременно ею в течение рабочего дня выполнялись обязанности акушерки и медицинской сестры по оказанию медицинской помощи работающим на предприятии, что подтверждено материалами дела - выписками из Журналов назначений и медицинский процедур за 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2010, 2011 годы. Все записи в указанных Журналах выполнены одним лицом- Румянцевой Л.С.
Выполнение Румянцевой Л.С. обязанностей акушерки и медицинской сестры здравпунктом Кинешемской ЦРБ( медпунктом ОАО « Поликор», здравпунктом ОАО « Поликор » ) в дополнение к обязанностям заведующей указанными пунктами подтвердила суду свидетель ФИО6- истец вела прием пациентов, назначала лечение, выполняла медицинские процедуры, оформляла больничные листы и справки о нетрудоспособности.
Таким образом, показания свидетеля в совокупности с другими доказательствами по делу, включая показания истца, судом оцениваются и принимаются в качестве доказательств, подтверждающих характер и особые условия работы истца в порядке ст.56 ГПК РФ.
На основании изложенного, следует признать, что, несмотря на несоответствие должности истца согласно данных трудовой книжки Списку и Правилам, она фактически работала по специальности акушерка и медицинская сестра, одновременно являясь руководителем здравпункта, медпункта пункта, что дает ей право на включение в специальный трудовой стаж периодов работы в указанных должностях.
В судебном заседании нашел свое подтверждение факт предоставления истцу в 2008 году отпуска без сохранения заработной платы в количестве <данные изъяты> дней, которые отнесены к третьему исковому периоду.
Указанный период обоснованно не включен ответчиком в специальный трудовой стаж истца, поскольку в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Ответчик не включил в специальный трудовой стаж период обучения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный период не относится к периодам работы.
Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы( должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица ( Постановление Правительства РФ от 4.07.2002г. № 499 ).
В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.
Именно такое обучение проходила истец Румянцева Л.С. в оспариваемый ею период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в льготной должности акушерки здравпункта Кинешемской ЦРБ, поскольку такое обучение было предусмотрено функциональными обязанностями.
Указанный период подлежит зачету в специальный трудовой стаж истца в календарном исчислении.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При суммировании периодов специального трудового стажа, зачтенного ответчиком( <данные изъяты> ) и включенного судом, истец Румянцева Л.С. приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке ст.27 п.1 подп.20 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » с момента фактического обращения за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, ибо на указанную дату у нее имеется требуемый специальный трудовой стаж работы в количестве 30 лет.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать УПФ РФ ГУ в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области назначить Румянцевой Л.С. досрочную трудовую пенсию по старости в порядке ст.27.1.20 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, приняв к зачету в специальный трудовой стаж периоды ее работы в должности:
- заведующей здравпунктом Кинешемской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- заведующей медпунктом ОАО « Поликор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- заведующей здравпунктом ОАО « Поликор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за минусом имевших место в указанный период <данные изъяты> дней отпуска без сохранения заработной платы;
а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в срок 10 дней через Кинешемский городской суд.
Председательствующий: